Статья посвящена анализу подхода разных авторов к психологии здорового образа жизни. Мнение по данному вопросу оказывается различным. Так, у В. С. Мухиной рассматривается важность связи психологии здорового образа жизни с физическим состоянием человека, с его социальным статусом, умением рефлексировать и придерживаться формулы постоянного развития.
Актуальность исследования определяется тем фактом, что здоровый образ жизни, проблема его поддержания является сутью поведения большого количества людей. Многие связывают понятие «здоровый образ жизни» только с питанием и физическими упражнениями, однако психология здоровья имеет не меньшее значение.
Проблема исследования связана со сложностью определения понятия «психология здоровья» и «психология здорового образа жизни». Однако сегодня очевидно, что данные понятия нуждаются в системном, качественном изучении.
Цель исследования : Рассмотреть подход разных авторов в отношении психологии здорового образа жизни для повышения уровня человека.
Задачи исследования : 1. Ознакомиться с подходом ряда исследователей в отношении психологии здорового образа жизни; 2. Выделить наиболее важные идеи из рассмотренных научных работ; 3. Представить свое мнение по рассмотренному вопросу; 4. Сделать выводы.
Объект исследования : здоровый человек, его ресурсы, его деятельность.
Методы исследования : аналитический метод, сравнительно-сопоставительный метод.
Результаты и их обсуждение : результатом исследования можно считать тот факт, что поддержание психологического здоровья — сложный аспект, который имеет не меньшее значение, чем здоровое питание.
Выводы : Психология здоровья личности строится на умении поддерживать состояние баланса, удовлетворенности человека жизнью, навыков к коммуникации и умении подстроиться под текущую социальную обстановку.
Ключевые слова : психология здоровья, психология здорового образа жизни, психологическое здоровье.
The article is devoted to the analysis of the approach of different authors to the psychology of a healthy lifestyle. Opinions on this issue vary. So, V. S. Mukhina examines the importance of connecting the psychology of a healthy lifestyle with a person’s physical condition, with his social status, the ability to reflect and adhere to the formula of constant development.
The relevance of the study is determined by the fact that a healthy lifestyle, the problem of maintaining it, is the essence of the behavior of a large number of people. Many people associate the concept of a «healthy lifestyle» only with nutrition and exercise, but the psychology of health is no less important.
The research problem is related to the complexity of defining the concepts of «health psychology» and «psychology of a healthy lifestyle». However, today it is obvious that these concepts need systematic, high-quality study.
Purpose of the study : To consider the approach of different authors regarding the psychology of a healthy lifestyle to improve a person’s level.
Research objectives : 1. Familiarize yourself with the approach of a number of researchers regarding the psychology of a healthy lifestyle; 2. Highlight the most important ideas from the reviewed scientific works; 3. Present your opinion on the issue discussed; 4. Draw conclusions.
Object of study : a healthy person, his resources, his activities.
Research methods : analytical method, comparative method.
Results and discussion : the result of the study can be considered the fact that maintaining psychological health is a complex aspect that is no less important than healthy eating.
Conclusions : Personal health psychology is based on the ability to maintain a state of balance, a person’s satisfaction with life, communication skills and the ability to adapt to the current social situation.
Keywords : health psychology, psychology of a healthy lifestyle, psychological health.
В качестве основоположников психологии здоровья следует указать таких известных ученых, как В. М. Бехтерев и Б. Г. Ананьев. Также различные аспекты психологии здоровья рассматривали такие авторы, как Е. Н. Нестерова, Г. Л. Билич, Л. В. Назарова. Благодаря работе профессора Г. С. Никифорова в России произошло появление первой кафедры психологии здоровья при вузе в Санкт-Петербурге.
В. А. Ананьев высказывал мнение о том, что психология здоровья должна строиться на том, что человек постоянно стремится к самосовершенствованию. Именно развития личности является фундаментов для повышения качества жизни и укрепления здоровья. В. Г. Ананьев написал книгу «Психология здоровья», в которой он написал, что именно психология здоровья позволяет человеку развиваться как личности, дает ему направление, двигаясь по которому, человек может самосовершенствоваться, двигаться к идеальному для себя состоянию [1, с. 40].
В работе В. Н. Панкратова «Саморегуляция психического здоровья» указано, что человек очень важно отслеживать собственное поведение, собственные действия и эмоции. Только так он сможет в любой возникшей ситуации, включая и появление конфликта, находиться в состоянии баланса, раскрывать все возможности жизни и убирать те привычки, которые не дают ему развиваться как личности [3, с. 62].
Далее рассмотрим основные элементы концепции здорового образа жизни, которая была представлена Т. Н. Счастной и В. С. Мухиной:
- Баланс — для любого человека важно поддержание как внутреннего, так и наружного баланса. Баланс — это не состояния статического характера, а процесс, который является в полной мере сбалансированным.
- Саморегуляция — аспект, который также имеет внешний и внутренний признаки. Под внутренним признаком следует понимать равновесие, которое существует внутри человека, его возможность восстанавливать свой баланс, избавляться от излишнего напряжения, в том числе напряжения психологического. Под внешним признаком можно понимать характеристики человека, благодаря которым он может приспособиться к определенной обстановке. Есть люди, которым сложно приспособиться к происходящим изменениям, даже если это перемены положительного характера. Авторы считают, что именно неблагоприятные условия приводят к качественному развитию личности, поскольку он привыкает к обычному течению дел, а негативное воздействие вводит его в состояние стресса, заставляет развиваться и двигаться вперед.
- У человека есть способность к саморазвитию и рефлексии. Однако вначале ему важно принять себя таким, какой он есть в действительности. Принятие себя человеком означает, что он понимает, что он уникальная личность, у него собственный жизненный путь, который необходимо преодолеть, а потому нужно анализировать, что произошло с ним в тот или иной период времени. Если рассматривать суть возрастной психологии, то человек начинает рефлексировать еще в возрасте 6–7 лет. Взгляд на себя со стороны формируется уже в то время, когда ребенок переходит в школу. Однако в полной мере навыки рефлексии формируются только к тому времени, когда ребенок становится подростком. Подросток начинает сравнивать себя с окружающими людьми, выделять в себе положительные и негативные стороны.
- Человек понимает то, что он сам отвечает за свою жизнь. Данный вид ответственности формируется под влиянием нескольких факторов — степень свободы подростка, менталитет, культура, в которой он воспитывается.
- Степень удовлетворенности человеком от собственной жизни — наличие счастья в жизни. Оказывается, данный показатель зависит от государственной принадлежности и социальных условий. Например, в России данный показатель оказывается предельно низким. На деле данный показатель часто не связан с уровнем образования человека и с его заработком. Куда важнее наличие крепкой семьи, определенного уровня экономического благополучия. В тех странах, в которых «индекс счастья» оказывается выше, нежели в России, есть существенное отличие, если производить сравнение с российскими условиями — человек ощущает счастье от прожитой жизни как отдельное явление, а не в связи с определенными событиями [31].
Сегодня психология здорового образа жизни связана с учетом следующих факторов:
- Положительное отношение к себе и окружающему миру, поддержание баланса, уверенность в собственных действиях.
- Наличие рефлексии, способности верно оценивать собственные действия и делать правильные выводы.
- Умение совершенствовать свои навыки и способности, способность к качественному саморазвитию.
- Умение справляться с кризисами, что характерно для развития человека в определенном возрасте. Когда препятствие преодолено, человек испытывает облегчение.
- Коммуникабельность, умение реагировать на изменения в социуме, при этом он понимает социальные роли других людей и адекватно относится к себе.
При нездоровом образе жизни данные критерии носят противоположный характер. Например, это может быть агрессия по отношению к другим людям, проявление злости и гнева, неумение выйти из кризисного состояния.
Психология здорового образа жизни троится на основании нескольких важных компонентов, которые связаны между собой. Если есть сложности с одним из компонентов, то происходит причинение вреда здоровью человека в целом.
Если резюмировать ту информацию, которая была представлена выше, то можно указать, что психология здоровья строится на таком основании, как развитие личности, включая и психологический аспект [2, с. 115].
Чтобы этого добиться, нужно решать различные задачи — теоретические и практические, который направлены на то, чтобы развивать личность, добиваться ее самосовершенствования, а также не допускать появления тех факторов, которые вредят психике человека, ее разным составляющим.
По итогам анализа можно сделать следующие выводы [4, c. 59]:
- Забота о собственном здоровье означает наличие у человек благополучия в самом разном плане — физическом, социальном, психическом плане.
- Состояние здоровья человека определяется большим количеством факторов — биологических, социальных и многих других. Психологическое здоровье личности определяется наличием саморегуляции человека, его социальной и психологической зрелостью, умением поддерживать баланс организма и навыками к коммуникации.
Есть также понятие профессионального здоровья человека — оно определяется способностью личности включать различные механизмы при необходимости — защитного, компенсаторного и иного характера, также значение имеет развитие личности.
Термин «эмоциональное здоровье» связан с тем, что человек стремится исключить эмоции при неблагоприятных условиях среды [5, c. 38].
Для того, чтобы человек мог поддерживать состояние баланса, поддерживать психологическое здоровье на высоком уровне, нужно учитывать такие факторы, как удовлетворение от жизни, наличие гармонии, желание к самосовершенствованию и умение правильно оценивать себя. Не менее важно умение подстроиться к текущей социальной обстановке, отслеживая при этом состояние собственного здоровья.
Литература:
- Ананьев В. А. Введение в психологию здоровья. СПб., 2008–315 с.
- Мухина B. C. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. учреждений высш. образования / В. С. Мухина. — 15-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2015–262 с.
- Панкратов В. Н. Саморегуляция психического здоровья: Практическое руководство. М., 2011–94 с.
- Психология здоровья. \ Г. С. Никифоров, В. А. Ананьев, И. Н. Гурвич. — СПб, 2010–176 с.
- Розин В. М. Здоровье как философская и социально-психологическая проблема // Кентавр. — № 22, 2000–84 с.