Статья посвящена изучению особенностей маркетинга влияния. Выявлены преимущества, недостатки и описан процесс подбора лидера мнений.
Ключевые слова: маркетинг влияния, лидеры мнений, блогеры, аудитория.
В современном мире маркетинг становится более ориентирован на цифровые платформы. Одним из наиболее эффективных инструментов, который становится популярным среди компаний и брендов, является маркетинг влияния. Маркетинг влияния — это стратегия взаимодействия с популярными блогерами и лидерами мнений в социальных сетях. Результатом такого сотрудничества является увеличение аудитории у бренда, повышение доверия к нему и улучшение восприятия потребителя. Ежедневно мы видим огромное количество рекламы в интернете, зачастую такая реклама не привлекает внимания и остается проигнорированной. Особенностью маркетинга влияния является то, что блогер или лидер мнения показывает не прямую рекламу, а в формате рекомендации. Таким образом реклама получается ненавязчивая и нераздражающая. Существует две основных причины из-за которых маркетинг влияния является эффективным инструментом для продвижения: первое — это высокий уровень доверия и лояльности аудитории к эксперту, около 92 % всех потребителей регулярно пользуются социальными сетями и следуют рекомендациям других пользователей. Вторая причина — это желание быть похожим на лидера мнений. Когда известная в медийных кругах личность, говорит, что она пользуется определенной продукцией, многие тоже хотят получить в свое распоряжение продукты данного бренда, чтобы стать похожим на своего кумира.
Основная задача маркетинга влияния — поддержка и развитие имиджа, однако он также решает и другие задачи: повышает узнаваемость, увеличивает доверие и лояльность аудитории, поднимает продажи, демонстрирует продукт в действии, отвечает на вопросы покупателей, помогает проработать возражения и негативные ассоциации с продуктом. Для создания контента используются различные форматы, которые удовлетворяют поставленным целям и выбранной платформе для размещения. Например, обзоры и отзывы помогают увеличить продажи, а спецпроекты и амбассадоры повышают узнаваемость и репутацию бренда среди аудитории.
Рассмотрим этапы внедрения маркетинга влияния:
- Поставить цели. Исходя из вышесказанного, маркетинг влияния может повлиять на разные цели компании, нужно определиться с целью сотрудничества — повышение присутствия в интернете, демонстрация продукта или генерация продаж. Далее нужно выделить несколько критериев для KPI для отслеживания эффективности.
- Выделить главные сегменты своего бренда. Для выделения сегментов используют различные методики. Сегментировать можно по географическим, демографическим, психографическим и поведенческим признакам. Также можно использовать метод «5W», который отвечает на 5 вопросов: что? Кто? Где? Почему? Когда? Таким образом сложится понимание у какого блогера искать свою целевую аудиторию.
- Этап подбора и проверки блогера. Важно помнить, что количество подписчиков не самый главный показатель для поиска, ведь даже у маленького блога может быть лояльная и вовлеченная аудитория. Необходимо запрашивать статистику страницы и проверить, чтобы подписчики были реальными людьми, а не ботами. Искать лидеров мнений можно вручную, учитывая выделенные сегменты вашей аудитории. Или в помощи по поиску могут помочь биржи блогеров. Биржа блогеров это система, которая осуществляет централизованный подбор лидера мнений для реализации контента, помогает найти большое количество блогеров под конкретный запрос. Поиск и отбор лидера мнений вручную имеет значительное преимущество перед поиском посредством биржи, поскольку биржа не может гарантировать качество аудитории блогера — аудитория может быть «накручена».
- Бриф с лидером мнений. На данном этапе блогер знакомится с брендом, прописываются сроки сотрудничества, количество постов и их формат, размер оплаты и так далее.
- Создание контента. В этом пункте важно прислушаться к лидеру мнений, так как он хорошо знает свою аудиторию, и хорошо понимает какие форматы потребители воспринимают лучше всего.
- Оценка результатов. Оцениваем KPI, определенные в начале работы, чтобы отследить эффективность сотрудничества.
При правильном выполнении каждого этапа маркетинг влияния можем стать мощным инструментом продвижения для практически любой компании. Рассмотрим ряд преимуществ:
- Доступность. Раньше бренды были ограничены всего несколькими каналами продвижения, и как правило это была дорогостоящая реклама, которую могли позволить себе только крупные бренды. Однако данный вид продвижения может быть использован брендами разных ценовых категорий.
- Высокая степени доверия. Традиционная реклама бывает очень навязчива, гораздо лучше люди воспринимают рекомендации от блогера, за которым они наблюдают каждый день и доверяют его мнению.
- Высокая эффективность. Обнаружено, что покупку по рекомендациям совершают на 40 % больше клиентов.
- Постоянный рост внимания. С каждым годом наблюдается уменьшение количества телезрителей, средний возраст телезрителей увеличивается. Все больше людей разных возрастов используют социальные сети, и оттуда узнают все новости.
- Востребованность. Около 74 % всех потребителей следуют рекомендациям из социальных сетей.
У данного инструмента большое количество возможностей, но также присутствуют и недостатки:
- Сложно выбрать эксперта под задачи бизнеса.
- Практически невозможно прогнозировать какие-либо результаты от сотрудничества.
- Высокая стоимость рекламы у крупных блогеров.
Далее рассмотрим несколько советов, которые помогут сделать интеграцию в блоге еще более эффективной.
- Не нужно гнаться за блогами-миллионниками. Сейчас может быть эффективным сотрудничество и с микроинфлюенсерами (блог до 10.000 подписчиков). Их блоги небольшие, но имеют вовлеченную аудиторию.
- Смотреть аналитику. Многие блогеры накручивают подписчиков, поэтому тщательно проверяем потенциальный блог.
- Анализировать предыдущие кейсы сотрудничества блогера с другими брендами.
- Увеличение охвата. Важно запомниться, для этого можно сотрудничать сразу с несколькими блогами.
За маркетингом влияние будущее рекламы. При грамотном подходе он способен продавать любые товары и услуги. Здесь нет места стандартным рекламным схемам, но есть возможность экспериментировать, создавать совершенно новые и уникальные методы продвижения.
Литература:
- Вехова, М. В. Платформы (сайты)-агрегаторы в маркетинге влияния: особенности и проблемы функционирования / М. В. Вехова // Менеджмент и маркетинг: вызовы XXI века: Материалы VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции, Екатеринбург, 29 октября 2019 года / Ответственные за выпуск Е. Б. Дворядкина, Л. М. Капустина. — Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2019. — С. 47–51. — EDN SYLSKN.
- Татаренко, В. Н. Маркетинг влияния как атрибут философии реального рыночного действия / В. Н. Татаренко // Экономическая эффективность инновационного предпринимательства и проблемы совершенствования образовательных программ в России: Ученые записки секции экономики МАН ВШ / Под научной редакцией Г. Л. Багиева. Том Выпуск 13. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2011. — С. 215–225. — EDN VKQWXJ.
- Филонова, А. С. Маркетинг влияния в России: современное состояние и тенденции развития / А. С. Филонова, О. А. Мерзляков // Дельта науки. — 2019. — № 2. — С. 98–100. — EDN KYHESI.