В детском саду театрализованная деятельность имеет большое значение. Особенно в раннем возрасте, когда мы только начинаем раскрывать творческий потенциал ребенка. Ребенок приходит в детский сад, преодолевая адаптацию, понемногу социализируется, делает первые шаги в большую жизнь, под страхом неизвестности, что же его ждет. На помощь в первый же день появляется сказочный персонаж, который веселит ребенка, вступает с ним в общение и помогает легче войти в новую жизнь.
Воспитатель использует сказочных героев во всех видах совместной деятельности с детьми, например: — К нам пришел Зайка Степашка, у него грязное ушко, он плачет, поможем Зайке? Как нужно умываться? Дети, которые почти не говорят, начинают сочувствовать, пытаются показать движениями, как надо умываться. Разве это не чудо? Дети сами, обучаясь говорить и правильно умываться, уже учат этому Зайку Степашку. Как это здорово!
Колобок приходит к детям, когда мы собираемся на прогулку, и сборы становятся более организованными и намного быстрее получается переодеваться. Играем в подвижные игры с медвежонком и лисичкой. Убираем игрушки после игр вместе с Лесовичком-Боровичком. Рисуем, лепим из пластилина, беседуем, танцуем и поем мы всегда со сказочными персонажами. После чего наступает такой момент, когда дети начинают сами пробовать себя в театральной деятельности.
Театральная игра — самый актуальный и наиболее оптимальный вид игры в детском возрасте. Участвуя в театральной игре, через образы, краски, звуки дети познают окружающий мир.
Театральная игра заставляет ребенка сочувствовать, сопереживать, развивать эмоции у ребенка.
Этот вид игры оказывает большое влияние на развитие связной, грамотной, эмоциональной и богатой по содержанию речи детей. Ребенок осваивает родной язык, его выразительные средства, используя интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам.
Через театральную деятельность мы формируем нравственные качества у ребенка, доброту, дружбу, сопереживание, взаимовыручку и многое другое.
Театрализованная деятельность в раннем возрасте должна быть разнообразной и содержательной, соответствовать возрасту и интересам ребенка; нужно ежедневно включать театрализованные игры в жизнь ребенка, т. е. во все формы организации педагогического процесса.
Театрализованная деятельность учит малышей внимательно слушать, запоминать, понимать, действовать с игрушками, узнавать их свойства, осваивают мимику, отличать хорошее от плохого.
Театрализованная деятельность у детей раннего возраста формируется постепенно. Воспитатель должен создать все условия для ее развития.
Вместе с родителями в группе мы создали театральный уголок, где имеются различные виды театров, чтобы дети могли самостоятельно играть: магнитный, пальчиковый, настольный, би-ба-бо, театр «варежка», резиновых игрушек, театр из бросового материала.
Разыгрываем для детей небольшие кукольные спектакли, инсценировки, приглашаем участвовать родителей, дети всегда очень рады увидеть свою маму или папу в какой-то роле. Стараемся вызвать у детей желание включаться в спектакль, спеть вместе со сказочным персонажем песенку. Дети после представлений берут кукол- артистов, рассматривают, играют с ними.
Дети включаются в театральную игру, незаметно для себя, наблюдая за постановкой взрослого, они переходят к самостоятельной игровой деятельности.
Театральная игра способствует развитию таких качеств личности, как наблюдательность, самостоятельность, выдержка, развитие фантазии, воображения, коммуникативные навыки.
Самым любимым театром для наших детей стал пальчиковый театр, он прост и доступен, не требует определённых умений, дети сами действуют с персонажами, охотно перевоплощаются в действующих персонажей (три поросенка, сорока-Белобока.), пытаются передать характер героя (мимикой, изменяя интонацию), повторяют запомнившиеся фразы. Кукол ребёнок надевает на пальцы, и сам действует за персонажа, т. е развивается мелкая моторика, незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, воображение, учится передавать настроение и характер персонажа.
Однако дети в этом возрасте не могут развить и обыграть весь сюжет, так как недостаточен опыт игровых действий. Для расширения игрового опыта мы используем индивидуальную работу с детьми, знакомим детей с разнообразными видами театров, также разыгрывая небольшие представления.
Театр бибабо. После представления даём возможность детям пообщаться с куклами, куклы хвалят их за то, что они внимательно слушали и смотрели, интерес детей к куклам после этого не угасает, дети с удовольствием продолжают играть с ними. В процессе игры дети учатся взаимодействовать друг с другом; играть дружно, не ссориться, полюбившиеся персонажи брать по очереди.
Театр «Варежка» Надев на руку варежку-персонаж ребёнок пытается словом, интонацией, выражением лица, жестикуляцией оживить его, дать ему настроение, характер (медведь сердится; бабушка с дедушкой обрадовались, увидев внучку).
Маски сказочных героев и костюмы всегда доступны детям, они очень любят примерять на себя различные роли, сразу перевоплощаются и играют с удовольствием. Такие игры приносят радость и детям, и нам, взрослым, так как мы видим результат наших совместных трудов с родителями, они всегда нам помогают в изготовлении различных костюмов.
Занятия театрализованной деятельностью активизируют творческие задатки детей, формируют способности, приучают к проявлению самостоятельности. А самое главное — навыки, полученные в театрализованных играх, дети могут использовать в повседневной жизни.