В статье рассматриваются аспекты правового регулирования перевозки грузов автомобильными средствами в Российской Федерации. Рассматривается аспект цифровизации документооборота сопроводительной документации в связи со вступившими в силу изменениями Правил перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденных Министерством транспорта.
Ключевые слова: перевозки грузов, договор перевозки грузов, автотранспортные средства, транспортная система, цифровизация документооборота, сопроводительная документация.
Перевозки грузов автотранспортными средствами специфичный вид перевозок грузов, которые в силу способа перемещения транспорта по сухопутным путям — транспортной системе, регулируются совокупностью нормативно-правовых актов, регулирующих как сами правоотношения по передаче, перевозке, получению грузов, так и регулирующих правила передвижения транспорта [3].
В связи с возрастающими потребностями потребителей на экономическом рынке все больший интерес исследователей вызывают различные аспекты осуществления хозяйственной деятельности, в том числе и оказание различных услуг. Любое перемещение чего-либо транспортными средствами должно иметь правовой характер, сопровождаться соответствующей документацией, разрешающей осуществление деятельности. Необходимо отметить, что рассматривали аспекты грузовых перевозок автомобильными средствами в России, соответственно правовые основы регулирования перевозок рассматривались в контексте законодательства национальной правовой системы России [7].
Правовую основу осуществления перевозки грузов автомобильными транспортными средствами составляют нормы главы 40 Гражданского кодекса, которая регламентирует общие положения об оказании услуг перевозки [1].
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения установлены Правилами дорожного движения.
Специализированные нормы о перевозке грузов автомобильными транспортными средствами содержатся в главе 2 Устава автомобильного транспорта [8] и в Правилах перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 г. № 2020 [6].
Правоотношения перевозки грузов любыми транспортными средствами в гражданско-правовом аспекте сложные трёхсторонние по своему субъектному составу. Субъектный состав перевозки грузов образуют отправитель груза, перевозчик и получатель груза. Отправитель и получатель грузов заинтересованы в соблюдении сроков исполнения договора перевозки грузов и в сохранности груза, вопросы определения гражданско-правовой ответственности исполнителя услуг перевозки грузов регулируются Гражданским кодексом или договором [7].
Наибольший интерес представляет сам механизм оказания услуги перевозки грузов перевозчиками в контексте нововведений относительно электронного документооборота, так как перевозчик обязуется выполнять фактические и юридические действия в отношении грузов во время всего периода оказания услуг перевозки грузов [3].
Недавним изменением в сфере грузоперевозок выступила цифровизация документооборота сопроводительной документации. Согласно Постановлению правительства РФ от 12.12.2020 № 2200 (ред. 30.12.2022 г.) «Об утверждении Правил перевозки грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в п. 2.1.1 Правил дорожного движения» допускается оформление сопроводительной (перевозочной) документации не только в бумажном, но и в электронном виде, данные установленные правила перевозки грузов автотранспортом будут действовать до 01.01.2027 г [4].
Цифровизация на данном этапе охватывает оформление транспортных накладных, заказ-нарядов, сопроводительной ведомости и др. На данном этапе электронный документооборот носит добровольный характер, однако тенденция цифровизации всех сфер обуславливают прогнозирование перспективы введения правил об обязательном характере использования цифровых систем для создания и размещения документов [6].
Для целей обеспечения электронного документооборота Министерством транспорта РФ был разработан информационный ресурс государственная информационная система электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД), который был анонсирован в связи с принятыми изменениями и является действующим. Оператором данной системы выступает Министерство транспорта РФ, а вносятся изменения в систему аккредитованными Министерством транспорта операторами, с которыми перевозчик заключает договор об оказании услуг [4].
Министерство транспорта РФ составило список документов, которые могут быть предоставлены как на бумажном, так и на электронном (на экране устройства) носителе — транспортная накладная, путевой лист, заказ-наряд, сопроводительная ведомость, заказ (заявка), договор фрахтования. Планируется расширение перечня документов, подлежащих предоставлению в электронном виде [2].
Кроме того, некоторые виды документации теперь доступны к предоставлению только в электронном виде, данные изменения коснулись разрешения на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов, что подтверждает прогноз обязательного характера электронного документооборота сопроводительной документации. Однако при этом Министерство транспорта утвердило порядок наличия разрешения на бумажном носителе, так прослеживается дуальная природа изменений — с одной стороны для обеспечения упрощения проверок документооборот становится электронным, с другой стороны практика показывает, что полностью отказаться от бумажных носителей на данном этапе не представляется возможным [4].
Изменения коснулись и порядка оформления путевых листов — теперь юридическую ответственность за несоблюдение порядка оформления путевых листов несет владелец автомобильного транспортного средства или арендодатель, при цифровизации оформления документа, необходимо подготовить путевой лист до выхода автомобиля на маршрут [5].
Кроме того, что цифровизация коснулась документооборота, также активно внедряются информационные технологии в аспекте просвещения и повышения уровня юридической грамотности лиц, непосредственно осуществляющих услугу перевозки посредством размещения информации на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, где размещаются инструкции по заполнения сопроводительной документации.
Таким образом, перевозка грузов автотранспортными средствами представляет собой сложные многоаспектные правоотношения, которые регулируются гражданским законодательством и транспортным законодательством.
Цифровизация документооборота сопроводительной документации выступает одной из главных тенденций изменений в сфере перевозки грузов.
На данном этапе развития правовых основ регулирования перевозки грузов автотранспортными средствами электронный документооборот носит добровольный характер, однако тенденция изменений позволяет прогнозировать введение правил об обязательном характере электронного документооборота сопроводительной документации.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 28.12.2022) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант плюс».
- Кобозева Н. Г. Развитие транспортных систем в условиях внедрения цифровой государственной информационной системы «Электронные перевозочные документы» // Экономика. — 2023. — Т. 13. — №. 12. — С. 6009–6018.
- Левченко Д. С. Особенности перевозки груза и пассажиров автомобильным транспортом. алгоритм ответственности дорожного перевозчика // Столыпинский вестник. — 2023. — Т. 5. — № 8. — С. 4191–4199.
- Понедельникова Д. О. К вопросу развития электронного документооборота в транспорте // Научный Лидер. — 2024. — С. 62.
- Постановление Правительства РФ от 21.12.2020 г. № 2200 «Об утверждении правил перевозки грузов автомобильным транспортом и внесении изменений в п. 2.1.1 Правил дорожного движения» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант плюс».
- Содиков Б. Д., Нуриддинов А. Д., Тухтабаев М. А. Важность внедрения инновационных технологий в перевозки грузов // Экономика и социум. — 2023. — №. 3–2 (106). — С. 783–787.
- Терновенко М. Ю. Правовые особенности договора перевозки грузов // Научный редактор. — 2023. — С. 52.
- Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 № 259-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант плюс».