В данной статье рассматриваются теоретические аспекты и современные подходы к разработке дизайн-систем, а также анализируются их преимущества и вызовы.
Ключевые слова: дизайн-система, цифровая дизайн-система, визуальная идентификация.
Визуальная идентификация занимает центральное место в стратегии брендинга и маркетинга, обеспечивая узнаваемость и консистентность бренда. В условиях растущей сложности цифровых продуктов, многообразия платформ и устройств возникает необходимость в системном подходе к дизайну. [1] Дизайн-системы стали важным инструментом для решения таких задач, обеспечивая структурированный подход к созданию и управлению визуальной идентификацией.
В книге Алены Олматовой, основанной на дизайнерском опыте по разработке продуктов на платформе открытого образования FutureLearn, отмечается, что «в веб-сообществе не существует стандартного определения “системы дизайна”, термин используется по-разному — иногда взаимозаменяемо с “руководствами по стилю” и “библиотеками шаблонов”». В её книге «Design Systems: a practical guide for creating design language» под дизайн-системой предлагается понимать «набор взаимосвязанных шаблонов и общих практик, последовательно организованных для достижения целей цифрового продукта». [2]
Дизайн-система представляет собой комплекс многоразовых компонентов и стандартов, объединенных общими принципами и правилами. Сегодня дизайн-системы являются неотъемлемой частью процесса проектирования. Они помогают дизайнерам создавать продукты, которые соответствуют потребностям пользователей, обеспечивают согласованность бренда и упрощают процесс разработки.
Для более точного понимания необходимо исследовать отношения между понятиями «дизайн-система», «дизайн-язык» и «цифровая экосистема», которые часто отождествляют. Цифровая экосистема — это группа взаимосвязанных информационных технологических ресурсов, которые могут функционировать как единое целое. Цифровые экосистемы состоят из поставщиков, клиентов, торговых партнеров, приложений, сторонних поставщиков услуг передачи данных и всех соответствующих технологий. [3]. Если цель дизайн-системы — обеспечить единообразие, согласованность и повторное использование дизайнерских элементов для ускорения процесса разработки и поддержания брендовой идентичности, то цель экосистемы — создать благоприятные условия для взаимодействия различных участников (пользователей, компаний, партнеров) вокруг продукта или сервиса.
Таким образом, дизайн-система и цифровая экосистема — это совершенно разные понятия, которые не имеют общих признаков и не могут быть взаимозаменяемыми. Дизайн-система представляет собой инструмент для создания визуального стиля и пользовательского опыта, в то время как цифровая экосистема описывает взаимодействие участников рынка на основе общих стандартов, правил и технологий.
В свою очередь термин «дизайн-язык» — более широкое понятие, которое в английском языке часто используется для обозначения дизайн-систем, однако это не одно и то же. Дизайн-язык («design language») определяет базовые основы визуальной идентификации. Главное его отличие от дизайн-системы — возможность использования вне сферы цифровых продуктов и фокус на визуальных аспектах дизайна, в то время как дизайн-система фокусируется на процессах и инструментах дизайна. Как отмечает Brad Frost в совей книге Atomic Design «Руководства по стилю языка дизайна формулируют общее направление дизайна, философию и подход к конкретным проектам или продуктам». [4]
В статье доктора философских наук Лазутиной Т. В. язык дизайна определяется как «форма общения и передачи специфической информации между человеком и обществом, выполняя тем самым информационно-коммуникативную функцию. Можно утверждать, что язык дизайна представляет собой информационно-коммуникативную систему, передающую образ мира посредством художественных образов дизайна». [5].
Проведя анализ понятий «дизайн-система», «дизайн-язык» и «цифровая экосистема», можно сделать вывод, что дизайн-система занимает обособленное положение в контексте использования языка дизайна в цифровой среде.
Основные элементы дизайн-системы могут включать:
— Компоненты: отдельные элементы интерфейса, такие как кнопки, формы, иконки и т. д.
— Стиль-гайды: руководства по использованию цветов, шрифтов, отступов и других визуальных элементов.
— Паттерны: повторяющиеся решения для общих задач, таких как навигация или формы ввода данных.
— Документация: подробные описания и инструкции по использованию компонентов и паттернов.
На данный момент в мире насчитывается несколько сотен больших дизайн-систем. Лидерами по созданию и развитию направления являются крупные IT-компании (Apple, Microsoft, Google), банки и финансовые организации («Тинькофф Банк», «Альфа Банк», Spare Bank 1, VISA), производители программного обеспечения (Atlassian, Mozilla, IBM), дизайн-студии (Chulakov, AIC). Все перечисленные компании предоставляют свои системы в открытом доступе. Например, система IT-компании Google называется Material Design и доступна для ознакомления на отдельном сайте: https://m3.material.io/ [6]
Использование дизайн-систем приносит множество преимуществ, среди которых можно выделить:
— Консистентность: обеспечивает единообразие во всех продуктах и платформах. Это позволяет сохранять целостность бренда и улучшает пользовательский опыт;
— Эффективность: ускоряет процесс разработки за счет повторного использования компонентов. Это значительно сокращает время и ресурсы на создание новых продуктов и обновление существующих;
— Коллаборация: облегчает взаимодействие между дизайнерами и разработчиками. Общий язык и стандарты позволяют команде работать более слаженно;
— Гибкость: упрощает обновление и масштабирование дизайна. Дизайн-системы позволяют легко адаптироваться к новым требованиям и изменениям.
Сегодня существуют различные подходы в разработке дизайн-систем. В качестве примера можно обозначить компонентный подход, основанный на принципах Atomic Design, который предполагает разбиение интерфейса на небольшие, независимые и многоразовые компоненты. Эти компоненты могут быть объединены для создания более сложных элементов и страниц. Такой подход обеспечивает модульность и легкость в управлении дизайном, одновременно являясь хорошим примером общедоступной методики создания дизайн-систем. Автор книги Atomic Design веб-дизайнер Brad Frost выложил её в открытый доступ и старается максимально популяризировать практику создания дизайн-систем, считая её актуальной и эффективной. [7]
Немаловажно выделить и ряд инструментов, которые помогают изменить подход к созданию визуальной идентификации, переходя от одноразовых дизайн решений к повторно используемым компонентам, из которых формируется дизайн-система. Сегодня такие инструменты и технологии играют ключевую роль в разработке:
— Sketch и Figma: инструменты для прототипирования и создания дизайна. Они предоставляют мощные возможности для работы с компонентами и стилями, часто предоставляя единую среду разработки, где готовый продукт создают от прототипа до релиза;
— Storybook: платформа для разработки и тестирования UI-компонентов. Она позволяет создавать изолированные примеры компонентов и документировать их;
— CSS-фреймворки (например, Bootstrap): наборы стилей и компонентов для быстрого создания интерфейсов. Они обеспечивают готовые решения для типичных задач дизайна.
Уже за счёт использования подобных инструментов современные компании могут оптимизировать свой дизайн-процесс, повысить качество продуктов и улучшить пользовательский опыт. Процесс внедрения дизайн-системы может включать несколько этапов:
- Анализ и планирование: определение требований и целей. На этом этапе важно учитывать как текущие потребности, так и перспективные изменения в развитии продуктов и бренда. Анализ существующих решений и конкурентной среды помогает определить направления развития;
- Создание компонентов: разработка и тестирование отдельных элементов. Компоненты должны быть гибкими и адаптируемыми к различным контекстам использования. Тестирование на разных устройствах и в различных сценариях использования обеспечивает их универсальность;
- Документация: подготовка подробных руководств и инструкций. Документация должна быть доступной и понятной для всех членов команды, чтобы обеспечить единообразное использование компонентов. Это способствует быстрому обучению и интеграции новых членов команды;
- Обучение команды: организация тренингов и семинаров для дизайнеров и разработчиков. Обучение помогает команде быстрее адаптироваться к новым инструментам и методологиям. Важно обеспечить постоянное обновление знаний и навыков;
- Мониторинг и обновление: регулярное обновление и улучшение дизайн-системы. Важно учитывать отзывы пользователей и команды, чтобы своевременно вносить необходимые изменения. Это позволяет сохранять актуальность и эффективность дизайн-системы.
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что дизайн-система представляет собой ключевой инструмент для разработки и управления визуальной идентификацией в современных цифровых продуктах. Благодаря современным подходам и инструментам становится возможным создание и поддержание эффективных и адаптивных дизайн-систем, которые отвечают потребностям бизнеса и пользователей. Внедрение дизайн-системы является стратегически важным шагом для организаций, позволяя перейти от единичных дизайнерских решений к постоянно развивающимся модульным компонентам.
Внедрение дизайн-системы позволяет повысить эффективность процесса разработки, обеспечить согласованность дизайна и снизить затраты. Эти преимущества делают дизайн-систему неотъемлемой частью успешной дизайн-стратегии современных организаций. Такую стратегию делают доступнее современные инструменты искусственного интеллекта и нейросети, которые могут значительно упростить разработку. Они способны автоматизировать рутинные задачи, такие как генерация макетов, подбор цветов и шрифтов, а также анализ пользовательского опыта. Это позволит дизайнерам сосредоточиться на более творческих аспектах работы, таких как создание уникальных и запоминающихся визуальных образов. Кроме того, искусственный интеллект может помочь выявить закономерности и тенденции в данных, что позволит улучшить качество и эффективность дизайн-решений.
Вместе с этим, для разработчиков цифровых продуктов дизайн-системы могут служить не только инструментом развития бренда в цифровой среде, но и выступать в качестве актуальной маркетинговой концепции. Ключевая особенность этой концепции заключается в продвижении подхода, который в корне изменит разработку цифровых продуктов и станет ключевым фактором в построении эффективной коммуникации и экономии ресурсов. Маркетинговое предложение можно выразить следующим образом: проверенные решения, сформированные по принципу модульности, всегда оказываются более дешёвыми и эффективными на практике.
Литература:
- Frost, B. Atomic Design. Глава 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://atomicdesign.bradfrost.com/chapter-1/. (Дата обращения: 22 мая 2024);
- Kholmatova, Alla. Design Systems. Freiburg, Germany: Smashing Media AG, 2017;
- Информационные системы и технологии / Под ред. Тельнова Ю. Ф. — М.: Юнити, 2017. — 544 с;
- Frost, B. Atomic Design. Глава 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://atomicdesign.bradfrost.com/chapter-1/. (Дата обращения: 22 мая 2024);
- Лазутина Т. В. Социология дизайна: язык дизайна как полифункциональная система // Теория и практика общественного развития. 2015. № 24. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiologiya-dizayna-yazyk-dizayna-kak-polifunktsionalnaya-sistema (дата обращения: 22.05.2024).
- Material Design. Get Started [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://m3.material.io/get-started. (Дата обращения: 22 мая 2024).