Анализ наличия цифровых дизайн-систем среди лучших вузов России (согласно рейтингу RAEX-100 за 2023 год) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №21 (520) май 2024 г.

Дата публикации: 23.05.2024

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Помелов, В. А. Анализ наличия цифровых дизайн-систем среди лучших вузов России (согласно рейтингу RAEX-100 за 2023 год) / В. А. Помелов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 21 (520). — С. 90-94. — URL: https://moluch.ru/archive/520/114616/ (дата обращения: 16.10.2024).



В данной статье впервые публикуются и анализируются результаты исследования ведущих вузов России на предмет наличия дизайн-систем и фирменного стиля.

Ключевые слова: дизайн-система, цифровая дизайн-система, визуальная идентификация, сайт вуза, фирменный стиль, брендбук.

Для изучения лучших практик по внедрению и использованию цифровых дизайн-систем, было проанализировано их наличие среди 100 ведущих вузов России. При анализе за основу взят актуальный рейтинг вузов RAEX-100 за 2023 год, который признан одним из наиболее авторитетных. [1] Для получения данных в апреле 2024 был проведён анализ официального сайта каждого из вузов рейтинга на предмет наличия публичной информации о дизайн-системе, а также анализ поискового запроса в поисковой системе Яндекс вида «Дизайн-система [название вуза]». В случае отсутствия данных, на официальную почту вуза и его пресс-службы был направлен запрос о наличии у вуза дизайн-системы для проведения настоящего исследования. В письме указывалось, что информация необходима для проведения настоящего исследования. Также особое внимание уделялось наличию брендбука, когда организация не просто выкладывает свой логотип на сайте, но и полную документацию по фирменной стилистике. Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты анализа вузов рейтинга RAEX-100 за 2023 год

Название вуза

Результат

Ответ*

1

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

брендбук

б/о

2

Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)

-

б/о

3

Санкт-Петербургский государственный университет

-

б/о

4

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

-

б/о

5

Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (национальный исследовательский университет)

брендбук

б/о

6

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

дизайн-система

есть

7

МГИМО МИД России

-

б/о

8

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

-

б/о

9

Национальный исследовательский Томский политехнический университет

брендбук

нет

10

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

брендбук

б/о

11

Новосибирский национальный исследовательский государственный университет

дизайн-система

есть

12

Финансовый университет при Правительстве РФ

-

б/о

13

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

-

б/о

14

Университет ИТМО

дизайн-система

нет

15

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова

-

б/о

16

Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова Минздрава России

-

б/о

17

Университет МИСИС

-

б/о

18

Национальный исследовательский Томский государственный университет

-

есть

19

Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы

брендбук

б/о

20

Казанский (Приволжский) федеральный университет

-

б/о

21

Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова Минздрава России

-

б/о

22

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)

брендбук

нет

23

Национальный исследовательский университет «МЭИ»

-

б/о

24

Сибирский федеральный университет

брендбук

б/о

25

Дальневосточный федеральный университет

брендбук

б/о

26

Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени

И. М. Губкина

-

б/о

27

Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)

брендбук

нет

28

Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова Минздрава России

брендбук

б/о

29

Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II

-

б/о

30

Южный федеральный университет

брендбук

б/о

31

Московский педагогический государственный университет

брендбук

нет

32

Московский государственный лингвистический университет

брендбук

нет

33

Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет

-

б/о

34

Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития РФ

-

б/о

35

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского

брендбук

б/о

36

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена

брендбук

б/о

37

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» имени В. И. Ульянова (Ленина)

-

б/о

38

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

брендбук

б/о

39

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

-

б/о

40

Казанский государственный медицинский университет Минздрава России

-

б/о

41

Российский химико-технологический университет имени Д. И. Менделеева

брендбук

нет

42

Воронежский государственный университет

-

б/о

43

Новосибирский государственный технический университет

брендбук

б/о

44

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королёва

брендбук

нет

45

Национальный медицинский исследовательский центр имени В. А. Алмазова

-

б/о

46

Самарский государственный медицинский университет Минздрава России

-

б/о

47

Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева-КАИ

-

б/о

48

Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К. А. Тимирязева

-

б/о

49

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

-

б/о

50

Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова

брендбук

нет

51

Уфимский государственный нефтяной технический университет

-

б/о

52

МИРЭА — Российский технологический университет

-

б/о

53

Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)

брендбук

б/о

54

Российский государственный гуманитарный университет

брендбук

б/о

55

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

брендбук

б/о

56

Ставропольский государственный аграрный университет

-

б/о

57

Московский государственный технологический университет «СТАНКИН»

брендбук

б/о

58

Алтайский государственный университет

брендбук

б/о

59

Тюменский государственный университет

дизайн-система

есть

60

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет Минздрава России

-

б/о

61

Московский городской педагогический университет

дизайн-система

есть

62

Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова

-

б/о

63

Государственный университет просвещения (бывший Московский государственный областной университет)

брендбук

б/о

64

Сибирский государственный медицинский университет Минздрава России

дизайн-система

есть

65

Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова

брендбук

б/о

66

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники

дизайн-система

есть

67

Самарский государственный технический университет

брендбук

б/о

68

Технологический университет (г. Королёв)

брендбук

б/о

69

Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта

брендбук

б/о

70

Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова Минздрава России

-

б/о

71

Северо-Кавказский федеральный университет

брендбук

б/о

72

Государственный университет «Дубна»

-

б/о

73

Северо-Западный государственный медицинский университет имени И. И. Мечникова Минздрава России

брендбук

б/о

74

Казанский национальный исследовательский технологический университет

-

б/о

75

Донской государственный технический университет

-

б/о

76

Курский государственный медицинский университет Минздрава России

брендбук

б/о

77

Приволжский исследовательский медицинский университет Минздрава России

брендбук

б/о

78

Национальный исследовательский

университет «МИЭТ»

брендбук

б/о

79

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского

-

б/о

80

Петрозаводский государственный университет

-

б/о

81

Башкирский государственный медицинский университет Минздрава России

-

б/о

82

Московский государственный психолого-педагогический университет

брендбук

б/о

83

Тюменский индустриальный университет

брендбук

б/о

84

Государственный гуманитарно-технологический университет

-

б/о

85

Волгоградский государственный технический университет

брендбук

б/о

86

Государственный социально-гуманитарный университет

-

б/о

87

Государственный университет управления

брендбук

б/о

88

Волгоградский государственный университет

брендбук

нет

89

Московский технический университет связи и информатики

брендбук

б/о

90

Воронежский государственный медицинский университет имени Н. Н. Бурденко Минздрава России

-

б/о

91

Уральский государственный медицинский университет Минздрава России

-

б/о

92

Московский политехнический университет

брендбук

б/о

93

Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х. М. Бербекова

-

б/о

94

Курский государственный университет

-

б/о

95

Российский новый университет (РосНОУ)

брендбук

б/о

96

Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина

-

б/о

97

Волгоградский государственный медицинский университет Минздрава России

-

б/о

98

Университет Реавиз

-

б/о

99

Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского

брендбук

б/о

Санкт-Петербургский государственный морской технический университет

-

б/о

дизайн-система — комплекс многоразовых компонентов и стандартов, объединенных общими принципами и правилами (включая брендбук)

брендбук — описание основных элементов идентичности и атрибутов бренда (суть, позиция, миссия, философия, ценности, индивидуальность)

*ответ вуза — ответ на запрос, направленный на официальную почту вуза, либо его пресс-службы. б/о — без ответа

В ходе анализа было выявлено 50 вузов, у которых на сайте есть подробный фирменный стиль. Дизайн-системы используются только в 7 вузах, из которых публичный доступ имеется к 4:

Таблица 2

Название вуза

QR с ссылкой на дизайн-систему

1

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

C:\Users\Владимир\Desktop\Дизайн-система ВШЭ.gif

2

Национальный исследовательский университет ИТМО

C:\Users\Владимир\Desktop\ИТМ.gif

3

Сибирский государственный медицинский университет Минздрава России

C:\Users\Владимир\Desktop\ssmu.gif

4

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники

C:\Users\Владимир\Desktop\Томск.gif

В официальном ответе 3 вузов указано, что дизайн-система либо разрабатывается, либо есть, но не имеет публичного доступа:

  1. Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (система в разработке);
  2. Тюменский государственный университет (есть дизайн-система, но она не является публичной);
  3. Московский городской педагогический университет (дизайн-система разрабатывается, наработки уже используются в реализации проектов).

По итогам анализа сайтов общедоступных дизайн-систем в качестве образцового примера стоит выделить систему, разработанную в Высшей Школе экономики [2]. Данный кейс является хорошим примером практической реализацией подхода, ориентированного на создание цифровых дизайн систем в вузах России. Система Высшей школы является одной из наиболее проработанных (по количеству компонентов) и развивающихся (по наличию версий). Как видно из данного примера, дизайн-система может включать в себя шрифты, цветовые палитры, типографику, иконки, компоненты интерфейса, токены и другие элементы, которые помогают создавать согласованный и удобный пользовательский опыт. Она способствует ускорению процесса разработки, повышению эффективности работы дизайнеров и разработчиков, а также поддерживает брендовую идентичность вуза.

После изучения доступных дизайн-систем можно выделить их основные составные элементы , востребованные для создания дизайн-систем образовательных организаций:

  1. Описание и основные принципы дизайн-языка, который используется при создании визуальной составляющей;
  2. Редакционная политика (правила создания текстового и графического контента, примеры пресс-релизов);
  3. Работа с дизайном (типографика, цвета, градиенты, паттерны, варианты логотипа, иконки, иллюстрации, а также другие материалы из руководства по использованию фирменного стиля);
  4. Документация (инструкция по использованию и установке дизайн-системы, а также её компонентов);
  5. Компоненты (токены, конструкторы и библиотеки, которые используются в создании адаптивных дизайн-макетов в цифровой среде).

Литература:

  1. RAEX Rating Agency. Российские университеты: Топ-100 университетов 2023 года [Электронный ресурс]. URL: https://raex-rr.com/education/russian_universities/top-100_universities/2023/ (дата обращения: 22.05.2024);
  2. Дизайн-система НИУ ВШЭ [Электронный ресурс]: версия 1.4.0. URL: https://design-system.hse.ru/v1.4.0/ (дата обращения: 22.05.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): Минздрав России, национальный исследовательский университет, имя, фирменный стиль, вуз, имя академика, нет, московский городской педагогический университет, новосибирский национальный исследовательский государственный университет, сибирский государственный медицинский университет.


Похожие статьи

Выбор базовых характеристик эффективного сайта гостиницы на основе сравнительного анализа сайтов гостиниц Калининградской области

В статье представлены результаты исследования сайтов гостиниц Калининградской области. С помощью экспериментального метода проведены анализ и сравнение сайтов 15 гостиниц Калининградской области, что позволило в итоге сформировать систему характерист...

Цифровой контент предприятия

В статье рассматривается применение цифрового контента предприятия на базе системы электронного документооборота (СЭД). Представлена методика выбора предпочтительного решения на основе метода анализа иерархий, а также оценка экономии средств предприя...

Влияние мировых тенденций в дизайне интерьеров на российский рынок мебели и разработку новых продуктов на основе данных CRM-систем

В статье проведен обзор основных тенденций в дизайне интерьеров, оказывающих влияние на стили мебели, которые находят широкое распространение на российском рынке и пользуются спросом среди покупателей с разнообразным образом жизни, утилитарными запро...

Совершенствование технологий хаускипинга на гостиничном предприятии АО «Интур-Хабаровск»

В статье рассматривается такая актуальная на сегодняшний день тема, как эффективное взаимодействие службы хаускипинг с сотрудниками смежных подразделений в условиях постоянного контроля качества, а также использование новых сервисных нетрадиционных р...

Конкурентный анализ на рынке гостиничных услуг города Сочи

В статье приведены краткие результаты научно-исследовательской работы по конкурентному анализу гостиничной отрасли г. Сочи на примере отеля «Сочи-Магнолия». Проанализирована сравнительная характеристика нескольких гостиниц, работающих в одном сегмент...

Визуальные инструменты на примере контент-маркетинга «Т-Банка»

В статье автор исследует инструменты визуального контент-маркетинга на примере веб-сайта «Т-Банка».

Особенности формирования имиджа вуза в цифровой среде

Онлайн-сервисы в beauty-индустрии

В статье проведен анализ онлайн-сервисов в бьюти-индустрии. Изложены ключевые направления развития в данной области. Исследованы направления реализации интернет-технологий и онлайн-сервисов в рамках функционирования индустрии красоты. Методы исследов...

Анализ востребованности наиболее распространенных профессий в условиях цифровой экономики

В статье автор определяет наиболее популярные и востребованные профессии в условиях цифровой экономики по версии инновационного центра «Сколково».

Программное обеспечение системы менеджмента качества

Данная статья содержит теоретико-методологические основы информационно-коммуникативных технологий. Автором проведен мониторинг рынка приложений программного обеспечения и софтверов в сфере управления качеством. Приведен краткий обзор наиболее распрос...

Похожие статьи

Выбор базовых характеристик эффективного сайта гостиницы на основе сравнительного анализа сайтов гостиниц Калининградской области

В статье представлены результаты исследования сайтов гостиниц Калининградской области. С помощью экспериментального метода проведены анализ и сравнение сайтов 15 гостиниц Калининградской области, что позволило в итоге сформировать систему характерист...

Цифровой контент предприятия

В статье рассматривается применение цифрового контента предприятия на базе системы электронного документооборота (СЭД). Представлена методика выбора предпочтительного решения на основе метода анализа иерархий, а также оценка экономии средств предприя...

Влияние мировых тенденций в дизайне интерьеров на российский рынок мебели и разработку новых продуктов на основе данных CRM-систем

В статье проведен обзор основных тенденций в дизайне интерьеров, оказывающих влияние на стили мебели, которые находят широкое распространение на российском рынке и пользуются спросом среди покупателей с разнообразным образом жизни, утилитарными запро...

Совершенствование технологий хаускипинга на гостиничном предприятии АО «Интур-Хабаровск»

В статье рассматривается такая актуальная на сегодняшний день тема, как эффективное взаимодействие службы хаускипинг с сотрудниками смежных подразделений в условиях постоянного контроля качества, а также использование новых сервисных нетрадиционных р...

Конкурентный анализ на рынке гостиничных услуг города Сочи

В статье приведены краткие результаты научно-исследовательской работы по конкурентному анализу гостиничной отрасли г. Сочи на примере отеля «Сочи-Магнолия». Проанализирована сравнительная характеристика нескольких гостиниц, работающих в одном сегмент...

Визуальные инструменты на примере контент-маркетинга «Т-Банка»

В статье автор исследует инструменты визуального контент-маркетинга на примере веб-сайта «Т-Банка».

Особенности формирования имиджа вуза в цифровой среде

Онлайн-сервисы в beauty-индустрии

В статье проведен анализ онлайн-сервисов в бьюти-индустрии. Изложены ключевые направления развития в данной области. Исследованы направления реализации интернет-технологий и онлайн-сервисов в рамках функционирования индустрии красоты. Методы исследов...

Анализ востребованности наиболее распространенных профессий в условиях цифровой экономики

В статье автор определяет наиболее популярные и востребованные профессии в условиях цифровой экономики по версии инновационного центра «Сколково».

Программное обеспечение системы менеджмента качества

Данная статья содержит теоретико-методологические основы информационно-коммуникативных технологий. Автором проведен мониторинг рынка приложений программного обеспечения и софтверов в сфере управления качеством. Приведен краткий обзор наиболее распрос...

Задать вопрос