В данной статье рассматриваются проблемы раннего обучения иностранному языку.
Ключевые слова : иностранный язык, раннее обучение, дошкольный возраст, язык, обучение, дошкольник.
Вопросы, связанные с ранним обучением иностранному языку, практически всегда представляли собой достаточно актуальное направление исследований как в области педагогики и психологии, так и в методике преподавания иностранных языков, социологии и других дисциплин. Многие из специалистов считают, что от способов решения такого рода проблемы может зависеть эффективность будущего обучения детей дошкольного возраста в целом.
В сегодняшней ситуации, когда российское общество все больше открывается для мирового сообщества, проблематика раннего обучения иностранному языку становится наиболее актуальным вопросом. Новые проекты и программы педагогического направления развития личности стремятся ставить проблему владения иностранным языком на одно из значимых мест в системе образования. При этом принято считать, что немалая степень подобного интереса носит чисто прагматический характер.
Рассматривая раннее обучение иностранным языкам с точки зрения педагогики, многие исследователи понимают данное обучение как период, длящийся от момента рождения ребенка до его поступления в образовательное учреждение. При этом согласно различным исследованиям, ранее обучение предполагает собой также и более глубокое осмысление всей системы изучаемого языка, которое дает возможность овладевать большим объемом лексико-грамматического материала, обще-познавательной и другого типа информации.
Раннее обучение — это целенаправленная деятельность взрослого по отношению к ребёнку дошкольного возраста, ориентированная на освоение ребёнком системы знаний и навыков [1].
Дополнительно специалисты выделяют ряд лингвистических оснований проблемы формирования иноязычного образования в становлении языковой личности. К примеру, известный отечественный лингвист Л. В. Щерба в данном контексте уточняет, что изучение иностранного языка для формирования образа человека в образовательном процессе играет достаточно важную роль. Он отмечает, что обучение других языков, а также их сравнение сродным, помогает избегать иллюзии понимания языковых структур лишь своего собственного языка [2].
Преподаватели иностранных языков в зарубежных языковых школах настаивают на том факте, что детям с легкостью даются иностранные языки, выделяя в виде основной причины предрасположенность детей к изучению иностранных языков: детский мозг легче усваивает новую информацию, поскольку находится в процессе изучения родной речи и буквально настроен на изучение языка. Преимуществами изучения иностранного языка с детства являются следующие аспекты:
дети обладают изначально правильным произношением, способны к быстрому развитию навыков разговорной речи и восприятия языка на слух. Ранее обучение иностранному языку специалисты рекомендуют начинать в возрасте трех лет. Начиная с этого возраста учителя зарубежных языковых школ, как правило, используют естественный метод, в основе которой находится так называемая «живая коммуникация».
Среди европейских методов раннего обучения помимо традиционной системы можно выделить две основные системы: педагогику М.Монтессори и вальфдорфскую педагогику, которая базируется на работе с внутренним миром детей и процессе сотворчества детей и педагога.
В американской педагогике широкую известность обрела методика нейрохирурга Глена Домана. Методика, которая была разработана в Институте Мозга, направлена на раннее обучение иностранному языку. Наиболее активной фазой развития он считал возраст до трех лет, а после шести лет развитие должно очень замедляться. Дошкольный период исследователь характеризовал как период высокой мотивации детей к обучению. Смысл методики Домана заключается в демонстрации ребенку карточек с написанными словами или картинками животных, людей, предметов и т. п. Сначала на карточке может присутствовать только один объект, а затем постепенно задача становится сложнее, т. к. каждый объект сопровождается какой-либо важной информацией. Числа изучаются через изображение необходимого количества точек, а обучение чтению заключается в чтении целыми словами [3].
Если же говорить о методике отечественных ученых, то следует отметить, что существует также немалое количество вариаций преподавания иностранного языка на ранних этапах развития.
Известный психолог Л. С. Выготский в своем труде «Мышление и речь» отмечал, что изучение иностранного языка способствует поднятию родной речи ребенка на высшую ступень в смысле осознания языковых форм и обобщения языковых явлений [4].
Говоря о проблематике раннего обучения иностранным языкам, следует уделить определенное внимание появлению фонетической интерференция, которая возникает вследствие существования индивидуальных особенностей усвоения информации на чужом языке; в связи с неверным методическим подходом в работе над фонетикой и по другим причинам.
Возникают такие типы ошибок, как:
— ошибки-оговорки, появляющиеся из-за недостаточно хорошо сформированных навыков говорения, в частности, артикуляции;
— ошибки, обусловленные неверным пониманием;
— ошибки общего незнания
— орфоэпические ошибки в простых словах;
— искаженное или неустойчивое произношение на русском языке вследствие воздействия второй языковой системы, не позволяющей закрепиться правильному звуковому образу;
— перенесение языковой модели одного языка на другой и т. д.
Итак, как представлено выше, на сегодняшний день, как и определенное время назад, для специалистов, занимающихся особенностями раннего развития детей, существует немалое количество вопросов, касающихся проблематики раннего обучения иностранному языку детей дошкольного возраста. В этом контексте для исследователей одним из важных становится разработка анализа подходов, направленных на формирование вторичной языковой личности. При этом дополнительно исследуется вопрос отбора языкового, речевого и страноведческого материала, связанного с учетом уровня общего развития дошкольников, их речевого опыта, а также сенситивного периода развития в целом.
Литература:
- https://spravochnick.ru/pedagogika/problema_rannego_obucheniya_za_i_protiv/
- Щерба, Л. В. Языковая система и речевая деятельность / под ред. Л. Р. Зиндера, М. И. Матусевич. — 4-е изд. — СПб: ЛКИ, 2008. –432 с.
- Маякова, Е. В. Деятельностная стратегия обучения дошкольников иностранному языку (на материале английского языка): автореф. дис.... канд. пед наук / Е. В. Маякова. — М., 2006. — 23с.
- Выготский, Л. С. Мышление и речь. — Изд-во: Питер. –СПб., 2019. –432 с.