В статье описывается проведенная работа по выявлению связи образа будущего и готовности к профессиональному самоопределению в юношеском возрасте. В нашем исследовании мы предположили, что содержание образа будущего в юношеском возрасте связано с уровнем готовности к профессиональному самоопределению. Исследование проведено с участием 85 учеников 10–11 классов средней школы г. Подольска Московской области в возрасте от 15–18 лет. Для определения содержания будущего в юношеском возрасте использовались следующие методики: Методика «Линия жизни» А. А. Кроника; ММИ «Неоконченные предложения» Ж. Нюттена, в редакции Н. Н. Толстых. Для определения уровня готовности к выбору профессии: методика определения статусов профессиональной идентичности (А. А. Азбель, А. Г. Грецов); опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии (В. Б. Успенский). Полученные данные согласуются с выдвинутой гипотезой: лица юношеского возраста с высоким уровнем готовности к профессиональному самоопределению имеют структурированный образ будущего. Лица юношеского возраста с низким уровнем готовности к профессиональному самоопределению, имеют неопределенный или противоречивый образ будущего.
Ключевые слова: образ будущего, готовность к профессиональному самоопределению, юношеский возраст, временная перспектива.
The article describes the work carried out to identify the connection between the image of the future and readiness for professional self-determination in adolescence. In our study, we assumed that the content of the image of the future in adolescence is associated with the level of readiness for professional self-determination. The study was conducted with the participation of 85 students in grades 10–11 of secondary school in Podolsk, Moscow region, aged 15–18 years. To determine the content of the future in adolescence, the following methods were used: The method of «Lifelines» by A. A. Kronik; MMI «Unfinished sentences» by J. Nyutten, edited by N. N. Tolstykh. To determine the level of readiness to choose a profession: methodology for determining the status of professional identity (A. A. Azbel, A. G. Gretsov); questionnaire to identify the readiness of schoolchildren to choose a profession (V. B. Uspensky). The data obtained are consistent with the hypothesis put forward: young people with a high degree of readiness for professional self-determination have a structured image of the future. Young people with a low degree of readiness for professional self-determination have an uncertain or contradictory image of the future.
Keywords: image of the future, readiness for professional self-determination, adolescence, time perspective.
Актуальность данного исследования обусловлена настоящей социально-экономической тенденцией на ускорение технологического прогресса, изменение привычных форм деятельности, вносящих новые тенденции в профессиональное и личностное развитие человека. Встает необходимость проектирования моделей профессионального и личностного развития, которые позволили бы человеку жить достойно и раскрыть свои внутренние ресурсы, сориентироваться в быстроменяющихся условиях, предлагали бы разнообразные пути построения жизненной траектории, доступ к получению образования в наиболее соответствующей особенностям и устремлениям индивида сфере, интересной и творческой работе, возможности саморазвития, сохранению здоровья. В юношеском возрасте, особенно на пороге взрослой жизни, все устремления и помыслы направлены в будущее. Важность этого момента в том, чтобы жизненные планы не были оторваны от реальности, имели структурность, имели конкретный план реализации. Поэтому именно в юношеском возрасте взаимосвязь образа будущего с готовностью к профессиональному самоопределению требует более глубокого исследования. Молодые люди стоят на пороге взрослой жизни в сложных социально-экономических условиях, порой неблагоприятных, при этом намерения и ожидания юношей и девушек и требования жизни часто вступают в противоречие, в результате этого некоторые жизненные аспекты могут восприниматься ими как проблемные. Осознание этого находит свое отражение в их отношении к будущему. Сама проблема свободы выбора создает для молодых людей трудность, ответственность, опасения за свою дальнейшую жизнь. В это время каждый шаг кажется решающим, и бремя ответственности становится непосильным, а угроза судьбоносной ошибки рождает напряженность, депрессии и неврозы. Для развития и самореализации личности сформированный образ будущего становится необходимым пунктом. Эта необходимость и послужила причиной выбора темы исследования.
Объектом исследования стал образ будущего в юношеском возрасте. Предмет исследования — связь между образом будущего и готовностью к профессиональному самоопределению в юношеском возрасте.
Целью нашего исследования было проследить связь между содержанием образа будущего и готовностью к профессиональному самоопределению в юношеском возрасте. Мы поставили себе задачи провести анализ теоретических и экспериментальных подходов к проблеме профессионального самоопределения в юношеском возрасте, роли образа будущего в этом процессе. Затем эмпирически определить уровень значимых параметров личностного компонента образа будущего в юношеском возрасте и уровень готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, проследить связь между готовностью к профессиональному самоопределению и образом будущего в юношеском возрасте. Провести анализ результатов и сделать выводы.
Основной гипотезой исследования стало предположение, что содержание образа будущего в юношеском возрасте связано со степенью готовности к профессиональному самоопределению.
Частные гипотезы:
Лица юношеского возраста с высоким уровнем готовности к профессиональному самоопределению имеют структурированный образ будущего.
Лица юношеского возраста с низким уровнем готовности к профессиональному самоопределению имеют неопределенный или противоречивый образ будущего.
Мы использовали следующие методы в своем исследовании: методы теоретического анализа, метод интерпретация и обобщение научных данных; математическую обработку данных в программе IBM SPSS Statistics Subscription, с применением коэффициента ранговой корреляции Спирмена, непараметрический критерий U Манна Уитни. Психодиагностические методики: методика «Линия жизни» А. А. Кроника [3]; ММИ «Неоконченные предложения» Ж. Нюттена в редакции Н. Н. Толстых [4,5,6]; методика изучения статусов профессиональной идентичности (А. А. Азбель, А. Г. Грецов) [2]; опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии (В. Б. Успенский) [7].
Теоретическая значимость исследования заключается в попытках проследить связь содержания образа будущего в юношеском возрасте у лиц с разным уровнем подготовленности к выбору профессии и с разными статусами профессиональной идентичности. Выявлены различия в глубине временной перспективы, а именно для учащихся 10–11 классов с высокой готовностью к выбору профессии характерно планирование своего будущего, преобладание конкретных целей, в отличие от старшеклассников с низким уровнем готовности, в образе будущего которых представлены абстрактные цели. Рассмотрена взаимосвязь пространственно-временных ощущений и различные аспекты содержания образа будущего в юношеском возрасте. Результаты вносят вклад в изучение феномена образа будущего, как основной характеристики мотивации деятельности на этапе профессионального определения, как фактора, оказывающего влияние на выбор жизненного пути. Образ будущего позволяет получить представление о потенциале личности, если говорить о исследовании образа будущего в юношеском возрасте, оценить жизненные перспективы, планы, то можно представить прогноз развития общества в целом. Итоги этого исследования призваны показать важность формирования образа будущего.
Исследование проводилось в Государственном бюджетном образовательном учреждении № 31 (город Подольск) в 2024 году. В исследовании приняли участие 85 учащихся 10–11 классов (от 15 до 18 лет). Распределение учеников по полу равномерное: 49 % — женского, 51 % — мужского пола. Полученные данные были обработаны качественно и количественно.
Выводы. Содержание образа будущего в юношеском возрасте связано с степенью с уровнем готовности к профессиональному самоопределению.
В целом у испытуемых наблюдается средний уровень готовности к профессиональному самоопределению. Среди статусов профессиональной идентичности у респондентов чаще всего наблюдается мораторий и сформированный статус. Ярко выраженные жизненные перспективы, связаны с обучением и ближайшими планами на год, не выражены перспективы прошлой жизни и исторического будущего.
Готовность к выбору профессии положительно связана с перспективой коммуникации, направленной на себя, видением себя как человека успешного в общении.
Чем более выражен неопределенный статус профессиональной идентичности у лиц в юношеском возрасте, тем ниже оцениваются ими перспективы обучения.
Чем выше у испытуемых уровень моратория, как типа профессиональной идентичности, тем ниже их оценки недельной временной перспективы и содержательная перспективы самооценки, но тем выше содержательная временная перспектива второй (карьерной) половины трудоспособного возраста (45–65 лет).
Чем выше выражен как тип профессиональной идентичности мораторий, тем ниже оценки перспектив на неделю и тем ниже перспектива самооценки.
Чем выше сформированный статус профессиональной идентичности, тем ниже оцениваются подростками перспективы первой половины трудового возраста 25–45 лет. При низкой готовности к профессиональному самоопределению у подростков преобладает неопределенный тип профессиональной идентичности более выражены перспективы перехода ко взрослой жизни автономии и саморегуляции. При высокой готовности к профессиональному самоопределению преобладает сформированный тип профессиональной идентичности и более выражены перспективы на день и на будущую трудовую деятельность.
Мы выполнили поставленные задачи исследования. Выдвинутая гипотеза подтверждена результатами исследования: содержание образа будущего в юношеском возрасте, связано со степенью готовности к профессиональному самоопределению. Лица юношеского возраста с высоким уровнем готовности к профессиональному самоопределению имеют структурированный образ будущего. Лица юношеского возраста, имеющие низкий уровень готовности к профессиональному самоопределению, имеют неопределенный или противоречивый образ будущего.
Литература:
- Выготский Л. С. Педология подростка // Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. М.: Педагогика. 1984.
- Азбель А., Грецов А., Психологические тесты для старшеклассников и студентов, Питер, 2012. С.170
- Кроник А. А., Головаха Е. И. Психологический возраст личности. НПФ «Смысл» 2015 г.
- Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004.
- Нюттен Ж. Мотивация // Экспериментальная психология / Ред.-сост. П. Фресс, Ж. Пиаже: В 6 вып. М.: Прогресс, 1975. Вып. V. С. 15–110.
- Толстых Н. Н. Жизненные планы старшеклассников. Варианты временной перспективы // Формирование личности старшеклассника / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1989. С. 25–55
- Опросник подготовленности школьников к выбору профессии / В. Б. Успенский // Воспитательный процесс: изучение эффективности: метод. рекомендации / под. ред. Е. Н. Степанова. М.: ТЦ «Сфера», 2000. С.62–64.