Развитие двигательной активности у обучающихся с тяжёлыми множественными нарушениями развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (520) май 2024 г.

Дата публикации: 26.05.2024

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Бузова, И. В. Развитие двигательной активности у обучающихся с тяжёлыми множественными нарушениями развития / И. В. Бузова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 21 (520). — С. 192-194. — URL: https://moluch.ru/archive/520/114714/ (дата обращения: 15.11.2024).



Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций человека (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы и других внутренних органов). У большинства детей с ТМНР имеются тяжелые нарушения опорно-двигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся, а также общая и речевая моторика.

В системе образования обучающихся с ТМНР наиболее адекватным методом коррекции различных психомоторных нарушений у детей является курс «Двигательное развитие». В ходе освоения этого курса происходит обогащение сенсомоторного опыта, поддержание и развитие способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков.

На занятиях осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер, которая достигается средствами физической, музыкально-ритмической, игровой деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся. Работа педагогов направлена не только на то, чтобы научить ребенка движениям, но и способствует разностороннему и гармоничному развитию, формированию коммуникативных способностей, эмоций, анализаторных систем, обеспечивает профилактическую поддержку здоровья и повышение потребности у детей в двигательной активности.

Учитывая уровень физического развития обучающегося, занятия курса могут быть направлены на мотивацию двигательной активности и появления новых движений для более слабых детей, а также на поддержку и развитие имеющихся движений для более физически развитых детей.

Выраженность двигательных проблем у детей с ТМНР варьируется от моторной неловкости и сложностей с формированием предметных действий до тяжелых опорно-двигательных нарушений, характеризующихся неспособностью самостоятельно удерживать свое тело в сидячем положении и выполнять произвольные движения. Таким детям требуется помощь в познание новых движений и стимуляция моторной активности. Для поддержания здоровья и психического развития ребенка необходима базовая физическая нагрузка:

— правильное позиционирование;

— отработка движений и стимуляция моторной активности ребенка в простых бытовых ситуациях;

— игровая деятельность;

— спонтанная двигательная активность.

При позиционировании ребёнок находится в правильных положениях: на спине, на боку, на животе, сидя и стоя. Смену положений тела в течение дня необходимо менять каждые 30 минут. Это является профилактикой возникновения вторичных осложнений. Для позиционирования используются модульные системы из валиков и подушек, скрепленных надежными липкими застежками, воротник специальной конструкции. Для детей с тяжелой степенью ДЦП необходимо специальное техническое средство — вертикализатор . Именно он помогает удерживать симметричную позу во время стояния. Для позиционирования в положении сидя используем помогающие средства технической реабилитации: кресло — коляска, ортопедическое кресло. Во всех вариантах правильного позиционирования создаются благоприятные предпосылки для обучения ребенка самостоятельным движениям, действиям с предметами, элементарным операциям самообслуживания, что в свою очередь способствует развитию познавательных процессов.

Отработка движений и стимуляция моторной активности ребенка заложены в простых бытовых ситуациях. Например, для того чтобы ребенок мог одеться, ему требуется поднять руки, чтобы натянуть рукава и нагнуться, чтобы расстегнуть липучки на обуви. Бытовые ситуации происходят каждый день и несколько раз, что помогает навыку закрепиться. А ребенку понятно, для чего он это делает, ему ясна мотивация. Правильная выстроенная работа по стимуляции двигательной деятельности повышает и улучшает жизнедеятельность всего организма, как единое целое.

Игровая деятельность также стимулирует ребенка к разнообразным движениям. При обучении ребенка с ТМНР игре, прежде всего, ставится задача формирования предметно-игровой деятельности.

Спонтанную двигательную активность у ребенка можно стимулировать с помощью организации пространства вокруг него . Любое движение, как бы случайно оно не возникло, является для детей с ТМНР живым опытом, результат которого не проходит бесследно. Должны быть предметы, за которыми ребенок хотел бы потянуться, достать. Детям с ТМНР необходимы постоянные физические нагрузки для поддержания психофизического тонуса и снятия эмоционального напряжения.

При организации и проведении коррекционно-развивающих занятий педагог подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого обучающегося.

Занятия простраиваются от простых к более сложным и направлены на:

1. Восприятие собственного тела:

— Восприятие тактильных раздражителей (соприкосновение с материалами, различными по фактуре, температуре, вязкости).

— Восприятие различных частей тела (умение принимать правильное положение головы, туловища, ног в исходном положении: лёжа на спине или животе, сидя, стоя; умение выполнять захват двумя, одной рукой; удерживать предмет некоторое время).

— Развитие сенсомоторной координации (повороты головы, корпуса к звучащему предмету, за движущимся предметом; протягивает руку к предмету; пытается ухватить предмет).

— Формирование навыков саморегуляции и контроля действий (умение следить за правильным дыханием, вдох через нос, выдох через рот; по подражанию, под счёт, в разных и. п.).

2. Развитие физических способностей

— Упражнения на ориентировку в пространстве (наклоны головой вправо, влево, вперед, назад в положении сидя, стоя, лёжа на спине и животе; наклоны туловища вправо, влево, вперед, назад).

— Развитие моторной ловкости (умение бросать и ловить мяч двумя руками).

— Развитие выносливости (удержание различных поз продолжительное время).

— Развитие силовых способностей (умение дифференцировать усилия, выполнять движения правой, левой рукой; сжимать и разжимать пальцы в кулак руками поочередно и одновременно).

3. Развитие функции руки

— Обучение функциональным действиям руками (брать предметы различным хватом (ладонным, плоским, щипцовым, пинцетным и др.); работа с различными застежками, шнуровками, замками).

— Развитие ручной умелости и мелкой моторики, графомоторных навыков (упражнения с массажером «Су-Джок», с массажными мячами; работа с пластилином; пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры).

Таким образом, двигательное развитие — это основа реабилитации детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Упражнения направлены на увеличение объёма движений, улучшение моторных функций, на предотвращение неправильных поз, уменьшения влияния патологических рефлексов за счет активации установочных рефлексов и правильного положения тела с фиксацией конечностей. Улучшение уровня самостоятельности детей ведет к успешной социальной адаптации, независимости и является одной из главных задач процесса абилитации.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, двигательная активность, движение, игровая деятельность, Развитие, моторная активность ребенка, обучение ребенка, правильное позиционирование, речевая моторика, спонтанная двигательная активность.


Похожие статьи

Организация двигательной активности детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Развитие устной речи у учащихся с умеренной, глубокой, тяжелой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями

Особенности развития детей с тяжёлыми множественными нарушениями

Развитие изобразительных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Нравственное воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Развитие графо-моторных навыков у детей с умственной отсталостью, с задержкой психоречевого развития и с нарушениями опорно-двигательных функций

Развитие фонематических процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи первого и второго года обучения в логопедических группах

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Психологические особенности готовности к школе старших дошкольников с задержкой психического развития

Развитие связной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи

Похожие статьи

Организация двигательной активности детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Развитие устной речи у учащихся с умеренной, глубокой, тяжелой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями

Особенности развития детей с тяжёлыми множественными нарушениями

Развитие изобразительных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Нравственное воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Развитие графо-моторных навыков у детей с умственной отсталостью, с задержкой психоречевого развития и с нарушениями опорно-двигательных функций

Развитие фонематических процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи первого и второго года обучения в логопедических группах

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Психологические особенности готовности к школе старших дошкольников с задержкой психического развития

Развитие связной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи

Задать вопрос