Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций человека (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы и других внутренних органов). У большинства детей с ТМНР имеются тяжелые нарушения опорно-двигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся, а также общая и речевая моторика.
В системе образования обучающихся с ТМНР наиболее адекватным методом коррекции различных психомоторных нарушений у детей является курс «Двигательное развитие». В ходе освоения этого курса происходит обогащение сенсомоторного опыта, поддержание и развитие способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков.
На занятиях осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер, которая достигается средствами физической, музыкально-ритмической, игровой деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся. Работа педагогов направлена не только на то, чтобы научить ребенка движениям, но и способствует разностороннему и гармоничному развитию, формированию коммуникативных способностей, эмоций, анализаторных систем, обеспечивает профилактическую поддержку здоровья и повышение потребности у детей в двигательной активности.
Учитывая уровень физического развития обучающегося, занятия курса могут быть направлены на мотивацию двигательной активности и появления новых движений для более слабых детей, а также на поддержку и развитие имеющихся движений для более физически развитых детей.
Выраженность двигательных проблем у детей с ТМНР варьируется от моторной неловкости и сложностей с формированием предметных действий до тяжелых опорно-двигательных нарушений, характеризующихся неспособностью самостоятельно удерживать свое тело в сидячем положении и выполнять произвольные движения. Таким детям требуется помощь в познание новых движений и стимуляция моторной активности. Для поддержания здоровья и психического развития ребенка необходима базовая физическая нагрузка:
— правильное позиционирование;
— отработка движений и стимуляция моторной активности ребенка в простых бытовых ситуациях;
— игровая деятельность;
— спонтанная двигательная активность.
При позиционировании ребёнок находится в правильных положениях: на спине, на боку, на животе, сидя и стоя. Смену положений тела в течение дня необходимо менять каждые 30 минут. Это является профилактикой возникновения вторичных осложнений. Для позиционирования используются модульные системы из валиков и подушек, скрепленных надежными липкими застежками, воротник специальной конструкции. Для детей с тяжелой степенью ДЦП необходимо специальное техническое средство — вертикализатор . Именно он помогает удерживать симметричную позу во время стояния. Для позиционирования в положении сидя используем помогающие средства технической реабилитации: кресло — коляска, ортопедическое кресло. Во всех вариантах правильного позиционирования создаются благоприятные предпосылки для обучения ребенка самостоятельным движениям, действиям с предметами, элементарным операциям самообслуживания, что в свою очередь способствует развитию познавательных процессов.
Отработка движений и стимуляция моторной активности ребенка заложены в простых бытовых ситуациях. Например, для того чтобы ребенок мог одеться, ему требуется поднять руки, чтобы натянуть рукава и нагнуться, чтобы расстегнуть липучки на обуви. Бытовые ситуации происходят каждый день и несколько раз, что помогает навыку закрепиться. А ребенку понятно, для чего он это делает, ему ясна мотивация. Правильная выстроенная работа по стимуляции двигательной деятельности повышает и улучшает жизнедеятельность всего организма, как единое целое.
Игровая деятельность также стимулирует ребенка к разнообразным движениям. При обучении ребенка с ТМНР игре, прежде всего, ставится задача формирования предметно-игровой деятельности.
Спонтанную двигательную активность у ребенка можно стимулировать с помощью организации пространства вокруг него . Любое движение, как бы случайно оно не возникло, является для детей с ТМНР живым опытом, результат которого не проходит бесследно. Должны быть предметы, за которыми ребенок хотел бы потянуться, достать. Детям с ТМНР необходимы постоянные физические нагрузки для поддержания психофизического тонуса и снятия эмоционального напряжения.
При организации и проведении коррекционно-развивающих занятий педагог подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого обучающегося.
Занятия простраиваются от простых к более сложным и направлены на:
1. Восприятие собственного тела:
— Восприятие тактильных раздражителей (соприкосновение с материалами, различными по фактуре, температуре, вязкости).
— Восприятие различных частей тела (умение принимать правильное положение головы, туловища, ног в исходном положении: лёжа на спине или животе, сидя, стоя; умение выполнять захват двумя, одной рукой; удерживать предмет некоторое время).
— Развитие сенсомоторной координации (повороты головы, корпуса к звучащему предмету, за движущимся предметом; протягивает руку к предмету; пытается ухватить предмет).
— Формирование навыков саморегуляции и контроля действий (умение следить за правильным дыханием, вдох через нос, выдох через рот; по подражанию, под счёт, в разных и. п.).
2. Развитие физических способностей
— Упражнения на ориентировку в пространстве (наклоны головой вправо, влево, вперед, назад в положении сидя, стоя, лёжа на спине и животе; наклоны туловища вправо, влево, вперед, назад).
— Развитие моторной ловкости (умение бросать и ловить мяч двумя руками).
— Развитие выносливости (удержание различных поз продолжительное время).
— Развитие силовых способностей (умение дифференцировать усилия, выполнять движения правой, левой рукой; сжимать и разжимать пальцы в кулак руками поочередно и одновременно).
3. Развитие функции руки
— Обучение функциональным действиям руками (брать предметы различным хватом (ладонным, плоским, щипцовым, пинцетным и др.); работа с различными застежками, шнуровками, замками).
— Развитие ручной умелости и мелкой моторики, графомоторных навыков (упражнения с массажером «Су-Джок», с массажными мячами; работа с пластилином; пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры).
Таким образом, двигательное развитие — это основа реабилитации детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Упражнения направлены на увеличение объёма движений, улучшение моторных функций, на предотвращение неправильных поз, уменьшения влияния патологических рефлексов за счет активации установочных рефлексов и правильного положения тела с фиксацией конечностей. Улучшение уровня самостоятельности детей ведет к успешной социальной адаптации, независимости и является одной из главных задач процесса абилитации.