Среди различных направлений педагогических технологий особое место занимает проектная деятельность, так как является эффективной технологией формирования читательской грамотности в начальной школе.
Она включает в себя следующие этапы:
- Постановка проблемы
- Планирование работы
- Поиск информации
- Создание продукта
- И презентацию результатов
Успешность выполнения проекта зависит от уровня читательской грамотности учащихся.
Рассмотрим, как формируется читательская грамотность при работе над проектом на этапе поиска информации.
В практике работы по сопровождению проектной деятельности обычно выделяют три направления:
- Работа с электронной платформой Российской национальной библиотекой.
- Работа с платформой eLibrary.
- Работа с платформами средств массовой информации.
Каждое из этих направлений имеет свои особенности и задачи.
Электронная платформа Российской национальной библиотеки
Самая важная задача при формировании читательской грамотности научить детей работать с электронными источниками, научить пользоваться электронными каталогами, а также создавать запросы в службу поддержки для поиска необходимых книг.
В ходе написания пояснительной записки возникают сложности в создании списка литературы по требованиям ГОСТа. Очень сложно запомнить пунктуацию и найти полное описание книги.
Российская национальная библиотека позволяет решить сразу несколько задач:
- Найти полное описание источника, скопировать его и вставить в список литературы.
- Ознакомиться с правилами создания списка литературы и порядком источников.
- Узнать правила оформления сносок и ссылок на примерах научных статей.
Электронная платформа eLibrary
Данный ресурс позволяет создать личный кабинет читателя, где можно посмотреть историю поиска, сохранить подборку по темам, а также можно получить бесплатно доступ к новейшим научным журналам и статьям
Интересной также является работа с глоссарием платформы, в котором представлены определения, автор и источник, где оно сформулировано.
Встроенный электронный переводчик, позволяет не только задать правильный запрос на поиск иностранной литературы, но и оказывает помощь в его переводе.
Интересным также является проект РИНЦ. Дети знакомится с количественной оценкой публикации, могут оценить результативность материалов, их популярность, а также увидеть уровень научных журналов.
Можно подать свою статью на регистрацию в этом проекте и начать свой путь в научный мир. Очень важным является навык представления результатов своей работы. На платформе можно ознакомиться с презентациями конференция и патентами.
Электронные платформы периодических источников
В практике работы часто используют две платформы. Выбор обусловлен тем, что сайт Иносми.ру — позволяет ознакомиться с материалами на языке источника. Вторая платформа — это российские средства массовой информации.
Работа с периодическими источниками позволяет рассмотреть такие вопросы как полнота информации, достоверность и актуальность. Изучить такие методы исследования информации, как контент-анализ и интент –анализ.
Формирование умения интегрировать прочитанные формируется на этапе создания пояснительной записки. Можно выделить три основных этапа: это анализ текста, синтез и оценка.
В практике работы по сопровождению проектной деятельности в начальной школе часто используют ресурс антиплагиат для проверки уровня оригинальности текста. Считают допустимым уровень от 70 %.
Очень важно научить детей работать с электронными ресурсами, а не искать способов обойти данную систему.
Сейчас мало просто переписать текст или скопировать его. Не подходит метод замены слов на синонимы, недостаточно сделать ссылку или сноску на источник. Данная система скажет, что это плагиат. Есть определенные правила и требования по работе с источниками, правила цитирования, которым необходимо объяснять на этапе создания пояснительной записки.
Формирование навыка оформление текста происходит на последнем этапе проектной работы. В своем практике рекомендуется опираться на ГОСТ и требования высших учебных заведений.
Таким образом, проектная и исследования деятельность предоставляет большое разнообразие инструментов для формирования читательской грамотности, а проектирование позволяет выявить и развить творческие возможности и способности обучающихся, научить решать новые задачи, выявить деловые качества учеников.
Литература:
- Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. — М., 2000. Методическое пособие «Проектная деятельность в учебном процессе» составители: Брыкова О. В., Громова Т. В., Салова И. Г., Санкт — Петербург, 2015.-С.56
- Пахомова Н. Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. — 2000. № 4. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. — М., 2005.-С.12