Трансплантация органов и тканей пользуется популярностью в наши дни, так как позволяет спасти жизни многих людей. Однако она требует решения множества морально-этических проблем. Некоторые из них мы рассмотрели в нашей статье.
Ключевые слова: трансплантация, медицина, органы, донор, реципиент, морально-этическая проблема.
Пересаживание органов или тканей когда-то казалось невозможным делом, но в наше время стало неотъемлемой частью медицинских достижений, спасающих жизни многих людей. Однако трансплантация сталкивается с рядом этических дилемм, так как каждый случай требует согласия и поддержки как донора — человека, готового отдать свои органы или ткани для спасения жизни другого, так и реципиента — человека, нуждающегося в этой помощи для продолжения собственной жизни.
Трансплантология — отрасль медицины и биомедицинской науки, изучающая проблемы пересадки органов и комплексов органов, а также клеток и тканей, взамен необратимо утративших свою функцию и перспективы создания искусственных органов. Это направление медицины является одним из самых молодых, но, несмотря на это, трансплантология за короткое время сделала огромные шаги и достигла необычайных высот [2, с. 14].
В трансплантологии одним из ключевых этических вопросов является справедливое распределение донорских органов. Недостаток донорских органов в многих странах приводит к длительному ожиданию и высокой смертности среди пациентов, нуждающихся в трансплантации. Это ставит вопрос о том, как определять очередность на трансплантацию и обеспечивать равный доступ к органам для всех пациентов.
При распределении донорских органов врачи используют несколько критериев. Основным критерием является степень иммунологической совместимости между донором и реципиентом. Органы передаются не на основе социального статуса или дохода, а в соответствии с иммунологическими показателями. Приоритет распределения донорских органов не должен основываться на выявлении преимуществ отдельных групп или специальном финансировании. Вместо этого, аналогично переливанию крови, иммунологические и биологические данные нуждающихся в пересадке органов заносятся в базу данных, так называемый «список ожидания». Листы ожидания существуют на разных уровнях, например, в крупных городах, таких как Москва, на уровне областей, регионов и даже на национальном уровне. Если донорский орган подходит нескольким реципиентам, следующим критерием является степень тяжести состояния реципиента. Орган передается тому пациенту, который находится в более критическом состоянии и не может долго ждать. [1, с. 76].
Тем не менее, что делать, если двум нуждающимся орган идеально подходит, и они оба в критическом положении и не могут долго ждать? В таких случаях решение принимается на основе приоритета. Врач учитывает время, проведенное в ожидании на трансплантацию. Предпочтение отдается тому, кто раньше попал в список ожидания.
Помимо трех названных критериев, также учитывается расстояние, вернее удаленность реципиента от места нахождения донорского органа. Время, необходимое для транспортировки органа, является критически важным фактором, особенно для органов с коротким сроком жизнеспособности, таких как сердце, которое должно быть пересажено в течение примерно пяти часов после изъятия. Если время транспортировки превышает допустимый срок жизнеспособности органа, то он передается реципиенту, находящемуся на более близком расстоянии. Таким образом, основными критериями при распределении донорских органов являются: первостепенное значение имеет иммунологическая совместимость пары донор-реципиент, затем степень тяжести состояния реципиента и, наконец, очередность в ожидании трансплантации. Другим важным этическим вопросом является этика донорства. Кто может считаться потенциальным донором? Какие процессы должны быть в месте для получения согласия на донорство? Какие могут быть этические проблемы при использовании органов от умерших доноров или живых доноров?
Центральным вопросом является определение критериев для того, кто может быть потенциальным донором. Это включает различные вопросы, включая медицинскую и психологическую историю, возраст человека, состояние его здоровья и согласия других людей или их родственников. Донорство также должно быть связано с культурными, религиозными и социальными аспектами, которые влияют на принятие решения о донорстве.
Согласно этике, процесс получения согласия на донорство был информированным, добровольным и основанным на справедливых принципах. Это включает в себя не только достоверную информацию о донорстве, но также и создание таких условий, когда человек может самостоятельно принимать решения без внешнего влияния или давления.
Важным аспектом является этика использования органов как от умерших, так и от живых доноров. Существуют два вида принципов в таких случаях: принцип узкого согласия и принцип расширенного согласия. При принципе узкого согласия учитывается только мнение самого потенциального донора, а мнение родственников не учитывается. В случае принципа расширенного согласия учитывается как мнение донора при жизни, так и мнение его родственников после его смерти.
Для осуществления изъятия органов от трупа необходимо установить смерть мозга в присутствии консилиума врачей, что утвердит факт смерти человека. В Большой Медицинской Энциклопедии: «Понятие «смерть мозга» не идентично понятию «биологическая смерть», хотя наступление биологической смерти в этих случаях неизбежно» [5, с. 453].После того, как будет установлена необратимая потеря функции головного мозга, свидетельствующая о его смерти, в течение нескольких дней можно поддерживать жизненно важные функции организма искусственно, чтобы другие органы продолжали работать до их использования для пересадки. Важно учитывать возможность обратимости так называемой «клинической смерти», что приводит к нравственному императиву оказания помощи умирающим. Основная этическая проблема для трансплантологов и реаниматологов заключается в определении продолжительности и целесообразности проведения реанимационных мероприятий. Врачи этих специальностей задаются вопросом, до какой степени реанимационные меры имеют смысл для безнадежных больных, и какие правовые и этические нормы следует учитывать в таких случаях. Реанимация тяжелобольных может возвращать их не только к жизни, но и к боли и страданиям, что снижает качество человеческой жизни до крайне низкого уровня.Статья 2 «Конвенции о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины» гласит: «Интересы и благо отдельного человека превалируют над интересами общества или науки» [4, с. 301]. Исходя из этого этически-правового принципа, врачи не должны ускорять естественный процесс ухода из жизни предполагаемого донора, даже в ситуации, когда он, будучи еще дееспособным, подписал согласие на изъятие его органов для трансплантации.
Использование органов от живых доноров ставит перед нами ряд сложных этических вопросов. Как обеспечить защиту интересов самих доноров? Как избежать случаев их эксплуатации или давления? Как гарантировать, что процедура донорства не нанесет вреда здоровью донора? И можно ли вообще использовать органы живого донора для трансплантации? Да, в некоторых случаях это возможно, особенно если речь идет о парных органах, таких как почка, или о части органа, например, части печени. Если мы рассматриваем возможность извлечения органов у живого донора, то какие условия должны быть выполнены для осуществления такой процедуры? Изъятие органов и тканей у живого донора для трансплантации реципиенту согласно ст.11 Закона РФ «О трансплантации» [3] допускается при соблюдении следующих условий:
во-первых, если донор свободно и сознательно в письменной форме выразил согласие на изъятие своих органов или тканей;
во-вторых, если донор предупрежден о возможных осложнениях для его здоровья в связи с предстоящим оперативным вмешательством по изъятию органов или тканей;
в-третьих, если донор прошел всестороннее медицинское обследование и имеется заключение консилиума врачей — специалистов о возможности изъятия у него органов или тканей для трансплантации;
а также, это важное условие, если донор находится с реципиентом в генетической связи, т. е. если он является родственником реципиента. Исключение составляет случаи пересадки костного мозга.
Последние условие, касающееся обязательности наличия генетической связи, обусловлено необходимостью исключить возможность злоупотреблений и попыток вознаграждения донора за отданный орган. Вероятность финансовых взаимоотношений между родственниками, гораздо меньше, чем между посторонними людьми. Кроме того, в случае родственных пересадок, снижается и вероятность иммунного отторжения органа.
Пересадка органа от живого донора сопряжена с причинением вреда его здоровью. В трансплантологии соблюдение этического принципа «не навреди» в случаях, когда донором является живой человек, оказывается практически невозможным. Врач оказывается перед противоречием между моральными принципами «не навреди» и «твори благо». С одной стороны, пересадка органа (например, почки) — это спасение жизни человеку (реципиенту), т. е. является благом для него. С другой стороны, здоровью живого донора данного органа причиняется значительный вред, т. е. нарушается принцип «не навреди», причиняется зло. Поэтому, в случаях живого донорства речь всегда идет о степени получаемой пользы и степени причиняемого вреда, и всегда действует правило: получаемая польза должна превышать причиняемый вред.
Этические проблемы, связанные с дефицитом донорских органов и их торговлей, вызывают много вопросов. Коммерциализация в области трансплантации органов возникает из-за нескольких основных причин. Во-первых, дефицит органов приводит к ситуации, когда пациенты, нуждающиеся в пересадке, готовы заплатить любую цену, чтобы выжить. Во-вторых, люди, испытывающие финансовые трудности и являющиеся потенциальными донорами, могут решить продать свои органы в обмен на деньги. И, наконец, недостаточное финансирование медицинских учреждений заставляет их искать способы выживания, включая коммерциализацию, что противоречит нормам этики и затрагивает моральные аспекты их работы. Торговля органами превращает человеческое тело в товар, что унижает достоинство человека и противоречит божественному замыслу. Решением данной этической проблемы могло бы стать использование искусственно выращенных органов для трансплантации, созданных специально с этой целью. Идеальным решением подобной морально-этической задачи было бы использование искусственно выращенных органов, которые создавались бы с целью их дальнейшей» трансплантации пациенту. Уже сейчас существует технология, позволяющая выращивать органы, разрабатывать биоматериалы, а также создавать объемные модели на клеточной» основе за счет 30-печати, однако на сегодняшний» день данный» метод не позволяет полноценным образом заменить использование для пересадки настоящих органов от доноров к реципиенту, так как он потребует еще доработки.
Таким образом, несмотря на большие перспективы в области оказания медицинской помощи людям, трансплантология остается в значительной степени областью научных исследований и экспериментов. Для многих медицинских работников современные проблемы трансплантации представляют собой пример решения морально-этических проблем, связанных с манипуляциями с телом человека, как живым, так и мертвым. Это область размышлений о праве распоряжаться своим телом, даже после смерти, об уважении к телу человека, которое является частью его человеческой сущности.
Литература:
- Алексеева, О. М. Биоэтические проблемы трансплантологии / О. М. Алексеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 16 (96). — С. 74–76. — URL: https://moluch.ru/archive/96/21539/ (дата обращения: 25.05.2024).
- Готье С. В. Трансплантология и искусственные органы: учебник / С. В. Готье, О. Е. Гичкун, С. В. Головинский и др. — М.: Лаборатория знаний, 2018. — 322 c. (с. 14)
- Закон РФ от 22.12.1992 № 4180–1 (ред. от 01.05.2022) «О трансплантации органов и (или) тканей человека» [Электронный ресурс].
- Конвенция о защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением биологии и медицины: Конвенция о правах человека в биомедицине. (Принята Комитетом министров Совета Европы 19 ноября 1996 г.) [Текст] / — 3. —: Московский журнал международного права, 1999–309 c. (с. 301)
- Попова Л. М. Смерть мозга // БМЭ. Т. 23. М.: Советская Энциклопедия, 1985–504 с. (с. 453)
- Зуева А. А., Царева О. Р. Этические проблемы в области трансплантологии в наши дни // Вестник науки № 5 (74) том 3. С. 1442–1449. 2024 г. // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14736 (дата обращения: 25.05.2024 г.)