В ходе данной работы были рассмотрены различные подходы в понимании феноменов рефлексии и эмоционального выгорания. Рассмотрен механизм развития выгорания в студенческой среде. Выдвинута гипотеза о профилактике эмоционального выгорания путём повышения уровня рефлексии.
Ключевые слова : рефлексия, эмоциональное выгорания, стресс, студенты, исследование, обучение в вузе.
In the course of this work, various approaches to understanding the phenomena of reflection and emotional burnout were considered. The mechanism of burnout development in the student environment is considered. A hypothesis has been put forward about the prevention of emotional burnout by increasing the level of reflection.
Keywords : reflection, emotional burnout, stress, students, research, university education.
Студенческое время одно из самых интересных и насыщенных в плане происходящих событий. Вместе с тем это и один из самых сложных для проживания этапов человеческой жизни. Объясняется это тем, что за короткий промежуток, 4–6 лет, молодой человек проживает множество жизненных сценариев, которые естественным образом вплетаются в повседневную канву благодаря замкнутой системе обществе. Подобный инкубатор взращивает буквально новую личность по сравнению с тем человеком, который пришёл изначально.
Кроме возможностей роста студенческая среда таит в себе множество подводных камней. К ним можно отнести буллинг, высокие требования со стороны родителей, натянутые отношения с преподавателями, разочарование в выбранной профессии, финансовая нестабильность и другое. Все эти пункты могут стать причиной хронического стресса, который в свою очередь может привести к эмоциональному выгоранию.
Впервые термин «эмоциональное выгорание» был введён в 1974 г. американским психиатром Г. Фрейденбергом и обозначал явление, характеризующееся нарастающим эмоциональным истощением вследствие реакции на продолжительные сферы межличностного общения.
Существует несколько концепций к подходу понимания данного термина. Разберём некоторые из них:
- К. Маслач и М. Лейтер рассматривают эмоциональное выгорания как конфликт между личностью, её особенностями, возможностями и средой, в которой она находится. При данной теории авторы выделяют шесть форм конфликтности:
— высокий уровень требований, предъявляемых к личности, который в значительной мере превышает её способности;
— отсутствие у человека внутренних механизмов контроля за ситуацией;
— несоразмерный уровень вознаграждения, который не удовлетворяет внутриличностным ожиданиям;
— конфликтные отношения с коллективом;
— чувство несправедливости, когда возникает субъективное восприятия нелегитимности действующей процедуры;
— внутриличностный конфликт, заключающийся в столкновении предъявляемых требований к человеку и его личных ценностных установок, которые противоречат данным требованиям.
В данной концепции эмоциональное выгорание рассматривается как физическое и психическое истощение, влекущее за собой развитие низкой самооценки, социальной конфликтности и деперсонализации. Основным фактор выгорания в данном случае является профессиональный характер. Выгорание рассматривается как следствие профессиональных проблем, а не как психический синдром [2].
- Однофакторная модель эмоционального выгорания Э. Пайнса и Э. Аронсона говорит о том, что основной и единственной причиной выгорания является истощение, физическое и эмоциональное. Все остальные компоненты идут как сопутствующие элементы или логически вытекающими последствиями. Поэтому данные авторы определяют эмоциональное выгорание как это состояние физического, эмоционального и когнитивного истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях.
- В отечественной психологии эмоциональное выгорание наиболее изучено в работе В. В. Бойко. Он рассматривает выгорание с позиции общего адаптационного синдрома Г. Селье. В данном случае выделяют три стадии развития выгорания:
— фаза напряжения характеризуется продолжительным влиянием стрессовой ситуации на организм, вследствие чего возникает утомление, так как не находится достаточное количество ресурсов для адаптации к стрессору;
— фаза резистентности является промежуточной и выделение её весьма условно, так как её симптоматика схожа с фазой напряжения, только происходит усиление процессов адаптации и сопротивления стрессору. Организм стремится мобилизовать все оставшиеся ресурсы на поддержание прежнего уровня жизнедеятельности;
— фаза истощения включает в себя падение общего тонуса организма, способности адекватно реагировать на происходящую ситуацию, поддерживать продуктивную деятельность и социальные контакты.
Таким образом, исследование В. В. Бойко дало возможность идентифицировать синдром эмоционального выгорания с другими видами стресса. Так, синдром эмоционального выгорания — это выработанный личностью механизм защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, что в свою очередь отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнёром.
Эмоциональное выгорание сказывается на общем состоянии человека, подрывает его веру в собственные силы, что не даёт возможности собраться и выбраться из этого состояния. Помимо прочего на студентов в подобной ситуации оказывает сильное давление общество с актуальной на сегодняшний день повесткой успешной жизни. Сверстники и родители задают планку идеальной картинки, к которой должен стремиться человек, но при этом абсолютно не учитывают того факта, что каждый из нас проходит свой уникальный путь развития и бессмысленно сравнивать своё начало с чужой серединой. К тому же молодые люди смотрят социальные сети, сопоставляют себя с успешными личностями и загоняют себя в комплекс неполноценности, потому что за свою короткую жизнь не смогли достичь той идеальной картинки.
В контексте одного из вариантов самопомощи можно рассмотреть такой инструмент самопознания, как рефлексия. История самого понятия рефлексии долгая и уходит корнями в XVII в. Дж. Локк, приверженец английского материализма, рассматривал рефлексию как наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность. На сегодняшний день практика рефлексии становится всё более распространённой. Связано это с возрастающим интересом людей к психологии и желанием разобраться в себе и наладить внутреннее состояние.
С точки зрения Л. С. Выготского, рефлексия представляет собой самонаблюдение человеком за своими чувствами. Этот процесс происходит со стороны внутреннего «Я». При этом он разделял «Я» на действующее, рассуждающее и оценивающее [4]. Что так же даёт понимание о человека как о мыслящем, чувствующем и познающем себя субъекте.
С позиции М. К. Тутушкиной рефлексия — это механизм отражения личностных смыслов и принципов действий посредством установления связей между конкретной ситуацией и мировоззрением личности, лежащий в основе самоконтроля и саморегуляции личности в общении и в деятельности [3, с. 18]. Благодаря рефлексии у человека появляется возможность оказаться «над ситуацией», отойти от эмоциональных переживай, вызванных текущим событием, и посмотреть на это из состояния, как будто ситуация уже является прошлым. Это позволяет не поддаваться эмоциям и мыслить здраво.
М. С. Мириманова описывает рефлексию как способ смотреть на себя со стороны [1]. В данном случае самопознание осуществляется посредством моделирования в своём сознании того образа, который, как предполагается, отражается в сознании общества, в котором находится индивид.
Таким образом, основной сутью рефлексии является познание субъектом самого себя. Осуществляется это при помощи самонаблюдения, отражения собственных чувств, анализа прошлых ситуаций и прогнозирования будущих.
Самоанализ своего состояния крайне важен в современных реалиях, так как своевременное реагирование на любые изменения, происходящие как во внешней среде, так и внутри человеческой души. Благодаря тому, что человек может периодически отстраняться от собственной точки зрения и переносить фокус внимания так, если бы он был третьим, незаинтересованным лицом, он становится способен справиться с той долей выгорания, которая отвечает за отсутствие ресурсов на текущий момент. Вовремя отреагировав на эмоциональное состояние, которое является последствием ряда обстоятельств, человек может предотвратить такие последствия, как выгорание, апатию и депрессию.
Литература:
- Водопьянова , Н. Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практическое пособие / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 299 с. — ISBN 978–5-534–08627–0. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514558.
- Козлова, К. В. Понятие «выгорание» в психологии: анализ и обобщение подходов / К. В. Козлова, О. И. Муравьева, Г. С. Корытова // Ped.Rev. — 2019. — № 1 (23). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-vygoranie-v-psihologii-analiz-i-obobschenie-podhodov.
- Практическая психология: Учебник / Под редакцией М. К. Тутушкиной 4-е издание, переработанное, дополненное СПб.: Издательство «Дидактика Плюс», 2001. — 368 с.
- Рефлексивность: определение, диагностика и значение в психотерапии / Сайт психологов b17.ru [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://b17-ru.turbopages.org/b17.ru/s/article/98208/.