Цифровые технологии основательно вошли во все сферы жизнедеятельности, включая судопроизводство. Несомненно, в век гаджетов, цифровизации жизни в быту и деловой сфере невозможно даже представить, чтобы судебная система не воспринимала развитие технологий и отставала от современных реалий. Так, в производство по делам об административных правонарушениях хотят внедрить электронный документооборот и рассмотрения дел в режиме видеоконференции.
Министерство юстиции РФ в декабре 2023 года вынесло на общественное обсуждение два законопроекта о введении электронного документооборота в производстве по делам об административных правонарушениях.
Первым законопроектом предлагается предоставить КоАП РФ правовую основу для направления всех процессуальных документов в электронном виде.[1] В частности, речь идет о заявлениях, ходатайствах, жалобах, протестах и других документах, составленных в электронном виде (в том числе в электронной форме). Согласно поправкам, эти документы могут быть поданы в суд через:
– единый портал госуслуг;
– информационную систему, определенную Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при ВС РФ;
– системы электронного документооборота участника производства по делу посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Второй проект предусматривает внесение соответствующих изменений в Федеральный закон № 196-ФЗ от 30 декабря 2001 года[2].
Внесение предлагаемых изменений в КоАП действительно запоздало, поскольку аналогичные положения уже несколько лет действуют в других формах судопроизводства. Для сторон, расположенных в разных регионах, дистанционное участие имеет большое значение. Современные цифровые технологии уже используются в гражданском, арбитражном и уголовном судопроизводстве. Например, такие программы как:
- «ГАС «Правосудие» судебное делопроизводство»;
- «ПИ Судебная корреспонденция»;
- «Банк судебных решений»;
- «Система Консультант Плюс»;
- «Почта России».
В настоящее время в практическую деятельность судов РФ вошло использование СМС-оповещения, которое было введено в деятельность судов Верховным Судом РФ в 2012 г. При наличии письменного согласия участника процесса на СМС-уведомления допускается извещение его отправкой СМС. Самым надежным, быстрым и официальным способом извещения в научной литературе признается СМС-оповещение, а на практике еще повсеместно применяется извещение по электронной почте путем направления письма. Однако следует обратить внимание на то, что данная рассылка возможна лишь с согласия лица, данного в письменной форме. В противном случае данный способ извещения реализовывать запрещается.
Однако наличие согласия лица на получение СМС-уведомления или сообщения по электронной почте не дает гарантии, что лицо является извещенным надлежащим образом. Так, в случае если неверно указана хотя бы одна цифра номера или номер в целом, вопрос об уведомлении лица толкуется судом неоднозначно. С одной стороны, работник суда (секретарь заседания, помощник судьи) со своей стороны выполнил все предписанные законом требования, но участник остался не извещенным о судебном процессе. В этом случае состязательность процесса ставится под вопрос и создаются предпосылки нарушения прав участников судопроизводства. При нарушении процессуальных прав лица лишаются возможности участвовать в рассмотрении дела со всеми вытекающими последствиями, тем самым создаются предпосылки для отмены решения по такому основанию.
Если рассмотреть вопрос с другой точки зрения, то получается, что участник предусмотрительно ввел судебную систему в заблуждение и можно усмотреть явную недобросовестность при реализации им своих прав, направленную на затягивание рассмотрения дела. В таком случае доказать факт осведомленности стороны о рассмотрении спора в суде будет затруднительно, даже принимая во внимание то обстоятельство, что информация по делам, рассматриваемым в суде, публикуется на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Таким образом, извещение юридически заинтересованных в исходе дела лиц о времени и месте судебного заседания или совершении процессуальных действий, а также вызов в суд экспертов, специалистов и переводчиков производятся судебными повестками.
Переход на электронный документооборот всегда требует обоснования. Если в результате эффективность работы организации вырастет, переход оправдан. Основные преимущества электронного документооборота:
- Скорость работы с документами.
Традиционные бумажные документы всегда были ограничены характеристиками физического носителя. Документы нужно распечатать на бумаге в необходимом количестве экземпляров, зарегистрировать в картотеке, отправить по назначению почтой или курьером, передать руководству для утверждения или согласования, обойти всех участников соглашения и сдать в архив после исполнения. Каждая из этих операций требует времени на физическое перемещение документа в пространстве. Электронные документы — это цифровые файлы, и их передача происходит практически мгновенно, поскольку они передаются по электронным информационным каналам.
- Автоматизация.
Основное преимущество электронного документооборота заключается в том, что многие операции можно автоматизировать, начиная с создания и регистрации и заканчивая автоматической передачей в архив после исполнения документа.
- Экономия площадей.
Нет необходимости в бумажных архивах, которые занимают огромное количество места. Электронные хранилища занимают меньше места. Облачные технологии экономят еще больше места. Это преимущество электронного документооборота снижает затраты на поддержание работоспособности вашей организации.
- Безопасность и защищенность.
Обеспечение безопасности бумажных архивов, включая сейфы, бронированные двери и сложные замки, требует больших затрат.
- Удаленный доступ.
Это преимущество электронного документооборота перед бумажным выходит на первый план, поскольку все больше организаций переводят своих сотрудников на удаленную работу. С электронными документами можно работать везде, где есть доступ к Интернету. Пользователи могут войти в систему электронного документооборота через любой браузер, без необходимости устанавливать специальное программное обеспечение на свое устройство.
Для регламентации поведения субъектов информационной деятельности существует ряд нормативных правовых актов по реализации прав и обязанностей, направленных на обеспечение защиты субъекта правоотношений. И здесь законодатель вводит ограничения информационных прав и свобод в целях защиты интересов граждан, общества и государства. При формировании правовых норм, установлении прав и обязанностей применяются гражданско-правовые, административные и конституционные методы.
Таким образом, сфера информационной безопасности имеет довольно обширную законодательную базу, которая, несомненно, развивается. Для этого учитываются все основные аспекты защиты информации, которые тоже, в свою очередь, не перестают совершенствоваться. Необходимо брать во внимание основополагающие категории информационной безопасности, известные еще с конца прошлого века и дорабатывать их, выискивая новые, менее затратные и более эффективные способы решения проблем.
Защита информационных данных в компьютерных сетях — едва ли не самый важный вопрос в области информационных технологий. Над этим вопросом тесно работают тысячи специалистов. В связи с этим возникла необходимость выделить меры по защите информации в компьютерных системах в отдельную область, называемую информационной безопасностью.
Следует отметить, что недостаточно просто внести изменения в КоАП РФ с оговоркой, что предлагаемые нормы должны применяться там, где есть соответствующие технические возможности. Необходима комплексная проработка правовых и технических элементов цифровизации.
При этом развитие правовых элементов должно способствовать не только нормативной интеграции правовых документов, но и обеспечению реализации принципов презумпции невиновности, справедливости и индивидуализации наказания, а также обеспечению прав участников производства по делам об административных правонарушениях. Это одна из ключевых задач подобных реформ.
Итак, представляется, что электронное правосудие, несомненно, призвано облегчить и ускорить судопроизводство как в целом, так и на этапе обращения в суд и извещения участников процесса. Однако для достижения указанной цели необходим комплексный подход законодателя, включающий устранение коллизий и пробелов процессуального законодательства, а также унификацию норм различных процессуальных кодексов.
Литература:
- Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
- Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2015. — № 10. — Ст. 1391
[1] С текстом законопроекта "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/12-23/00144391).
[2] С текстом законопроекта "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/12-23/00144393).