Как быстро и легко запомнить правила склонения имен прилагательных в русском языке | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (520) май 2024 г.

Дата публикации: 26.05.2024

Статья просмотрена: 48 раз

Библиографическое описание:

Нгуен, Тхи Хонг Нга. Как быстро и легко запомнить правила склонения имен прилагательных в русском языке / Тхи Хонг Нга Нгуен. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 21 (520). — С. 228-231. — URL: https://moluch.ru/archive/520/114750/ (дата обращения: 16.10.2024).



Имена прилагательные в русском языке изменяются по родам, числам и падежам. Склонение этой части речи вызывает трудности у вьетнамских учащихся, так как вьетнамский язык характеризуется отсутствием словоизменения. Дидактическая практика показывает, что студентам Технического университета им. Ле Куи Дона трудно запомнить парадигму имен прилагательных. Это приводит к ошибкам при использовании имен прилагательных для выполнения языковых деятельностей. В этой статье говорится о некоторых важных правилах правописания и рекомендуется способ, по которому можно быстро и легко запомнить склонение имен прилагательных в русском языке.

Ключевые слова :имя прилагательное, склонение, правила правописания, парадигма прилагательных, твердое и мягкое окончание

Имя прилагательное — это самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета. В русском языке прилагательные изменяются по родам, числам и падежам. Род, число и падеж склоняемого прилагательного зависят от соответствующих характеристик существительного, с которым оно согласуется. Это вызывает большую трудность у вьетнамских учащихся, так как вьетнамский язык характеризуется отсутствием словоизменения. В процессе обучения русскому языку в Техническом университете им. Ле Куи Дона во Вьетнаме, мы увидели, что нашим студентам трудно запомнить окончания прилагательных в разных падежах. Это приводит к ошибкам при использовании имен прилагательных для выполнения языковых деятельностей. Наблюдая языковые материалы, приведенные на уроке преподавателями, мы заметили, что склонение имен прилагательных часто дается в таблицах, в которых перечисляются все их падежные формы, в том числе пишутся отдельные случаи, когда основа прилагательных оканчивается на особенные буквы г, к, х, ж, ч, ш, щ с разными окончаниями. Во многих книгах окончания прилагательных представляются по парам, как - ого/-его, -ому/-ему, -ым/-им, -ом/-ем и т. д. Но дело в том, что там нет правила, по которому студенты могут определить, какое окончание им нужно в определенном случае. Они с трудом определяют, когда употребляется твердое окончание, а когда — мягкое. Слишком трудно запомнить систему окончаний прилагательных во всех падежах. При использовании их, студенты часто смотрят на таблицы. Они не могут сразу же употребить нужное окончание, не смотря на них. Вот почему найти метод, помогающий им легко и точно запомнить падежные окончания прилагательных, является нашей задачей.

Как мы все знаем, начальные формы имен прилагательных в русском языке оканчиваются на -ый, -ой, -ий . Можно определить их на две группы:

1) Прилагательные с твердым окончанием (- ый, -ой )

2) Прилагательные с мягким окончанием (- ий )

Для того чтобы правильно, легко и быстро запомнить склонение прилагательных, надо запомнить такие важные правила правописания:

— Во-первых, прилагательные на -ый, -ой изменяются по типу твердого окончания, а прилагательные на -ий изменяются по типу мягкого окончания.

— Во-вторых, прилагательные на -гий, -кий, -хий изменяются по типу твердого окончания.

— В-третьих, при склонении 7 букв г, к, х, ч, ш, ж, щ никогда не сочетаются с буквами я, ю, ы .

Сначала давайте посмотрим, как изменяются имена прилагательные в именительном падеже. У нас такие пары окончаний имен прилагательных по твердому/ мягкому типу

Окончания имен прилагательных в И. п.

Тип окончания

М.р

Ср.р

Ж.р

Мн.ч

твердое (-ый, -ой)

-ый/-ой

-ое

-ая

-ые

мягкое (-ий)

-ий

-ее

-яя

-ие

Например: прилагательные новый, интересный, молодой, простой изменяются по типу твердого окончания, а прилагательные синий, зимний, последний, лишний по типу мягкого окончания

Прилагательные

(твердое окончание)

М.р

Ср.р

Ж.р

Мн.ч

-ый, -ой

-ое

-ая

-ые

новый

новый

новое

новая

новые

интересный

интересный

интересное

интересная

интересные

молодой

молодой

молодое

молодая

молодые

простой

простой

простое

простая

простые

Прилагательные

(мягкое окончание)

М.р

Ср.р

Ж.р

Мн.ч

-ий

-ее

-яя

-ие

синий

синий

синее

синяя

синие

зимний

зимний

зимнее

зимняя

зимние

последний

последний

последнее

последняя

последние

лишний

лишний

лишнее

лишняя

лишние

В любое время, когда нужно изменять прилагательные по падежам, надо определить, по какому типу (по типу твердого или мягкого окончания) они склоняются. В процессе изменения таких слов, когда основа прилагательных оканчивается на одну из семи выделенных букв ( г, к, х, ч, ш, ж, щ) , которые не могут сочетаться с я, ю, ы , то мы используем остальное окончание из соответствующей пары.

Например:

большой — большое — большая — большие

хороший — хорошее — хорошая — хорошие

Давайте конкретнее рассмотрим эти случаи. Прилагательное большой изменяется по типу твердого окончания. Но буква ш не может сочетаться с буквой ы , поэтому в форме множественного числа мы используем мягкое окончание -ие вместо твердого окончания -ые . А прилагательное хороший изменяется по типу мягкого окончания. Но буква ш не может сочетаться с буквами я , поэтому в форме женского рода надо употребить твердое окончание -ая вместо мягкого окончания -яя

Здесь другой пример. Прилагательное тихий склоняется по типу твердого окончания. Но буква х не может сочетаться с буквой ы, поэтому в форме множественного числа мы используем мягкое окончание -ие вместо твердого окончания -ые .

тихий — тихое — тихая — тихие

Такие правила применяются в остальных падежных формах. Смотрите на следующую таблицу:

Окончания имен прилагательных в косвенных падежах

Падеж

М.р. и Ср.р.

твердое/мягкое

окончание

Ж.р.

твердое/мягкое

окончание

Мн.ч.

твердое/мягкое

окончание

Р.п

-ого/-его

-ой/-ей

-ых/-их

Д.п

-ому/-ему

= Р.п

-ым/-им

В.п

= И.п. (неодуш.)

= Р.п. (одуш.)

-ую/-юю

= И.п. (неодуш.)

= Р.п. (одуш.)

Т.п

-ым/-им

= Р.п

-ыми/-ими

П.п

-ом/-ем

= Р.п

= Р.п

Из этой таблицы можно заметить, что изменение прилагательных женского рода в косвенных падежах легко запомнить, так как их окончания одинаковы (-ой/-ей ), кроме форм винительного падежа ( -ую/-юю ).

Наблюдайте изменение словосочетаний с прилагательным интересный . Это прилагательное имеет твердое окончание, поэтому оно так склоняется:

Форма единственного числа

М.р

Ср.р

Ж.р

И.п

интересный человек

интересное письмо

интересная история

Р.п

интересного человека

интересного письма

интересной истории

Д.п

интересному человеку

интересному письму

интересной истории

В.п

интересного человека

интересное письмо

интересную историю

Т.п

интересным человеком

интересным письмом

интересной историей

П.п

(об) интересном человеке

(об) интересном письме

(об) интересной истории

Форма множественного числа

И.п

интересные люди/ письма/ истории

Р.п

интересных людей/ писем/ историй

Д.п

интересным людям/ письмам/ историям

В.п

интересных людей, интересные письма, интересные истории

Т.п

интересными людьми/ письмами/ историями

П.п

(об) интересных людях/ письмах/ историях

Ниже показывается склонение словосочетаний с прилагательным хороший , которое имеет мягкое окончание.

Форма единственного числа

М.р

Ср.р

Ж.р

И.п

хороший человек

хорошее пособие

хорошая сумка

Р.п

хорошего человека

хорошего пособия

хорошей сумки

Д.п

хорошему человеку

хорошему пособию

хорошей сумке

В.п

хорошего человека

хорошее пособие

хорошую сумку

Т.п

хорошим человеком

хорошим пособием

хорошей сумкой

П.п

(о) хорошем человеке

(о) хорошем пособии

(о) хорошей сумке

Так как буква ш не может сочетаться с буквами я, ю , формами женского рода именительного и винительного падежей этого прилагательного являются -ая и -ую (а не мягкие варианты -яя и -юю как правило).

Форма множественного числа

И.п

хорошие люди/ пособия/ сумки

Р.п

хороших людей/ пособий/ сумок

Д.п

хорошим людям/ пособиям/ сумкам

В.п

хороших людей, хорошие пособия/ сумки

Т.п

хорошими людьми/ пособиями/ сумками

П.п

хороших людях/ пособиях/ сумках

В таких примерах в форме И. п. мн.ч. буква ш не может сочетаться с буквой ы , поэтому у нас окончание - ие вместо - ые

Как выше представлено, все падежные формы прилагательных составляют пары твердого и мягкого окончания. Запомнив такие пары, учащиеся смогут легко склонять прилагательные во всех падежах. Это помогает им быстро составлять спонтанную речь и хорошо овладеть русским языком.

Литература:

  1. Ожегов С. И., Орфографический словарь русского языка, Гепта-Трейд, М., 1997.
  2. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В. В. Лопатина. — М.: Эксмо, 2006.
  3. Розенталь Д. Э., Джанджакова Е. В., Кабанова Н. П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. — 8-е изд. М., 2002.
Основные термины (генерируются автоматически): мягкое окончание, твердое окончание, прилагательное, интересная история, интересное письмо, интересный человек, русский язык, хорошая сумка, хорошее пособие, хороший человек.


Ключевые слова

имя прилагательное, склонение, правила правописания, парадигма прилагательных, твердое и мягкое окончание

Похожие статьи

Рассмотрение ошибок персоговорящих в употреблении глагольных приставок пере-, пре-, и при

Русское глагольное словообразование по способам производства является разнообразным. Среди разных способов словообразования глаголов, аффиксальный способ считается наиболее продуктивным. В аффиксальном способе префиксация является одним из важных и п...

Способы выражения вида приставочных глаголов движения в персидском языке

В русском языке есть небольшая группа глаголов, обозначающих различные способы перемещения в пространстве — это глаголы движения. В группу глаголов движения включаются глаголы однонаправленного движения и разнонаправленного движения. Добавление прист...

За сознательность в обучении орфографии

Данная статья посвящена проблеме различения ни и не в отрицательных местоимениях. В большинстве методических пособий о значении местоимений с ни и местоимений с не тоже нет ни слова. Учителя на практике, естественно, не выходят за пределы программы, ...

Использование интеллект-карты как инструмента расширения словарного запаса у учащихся

Лексика занимает центральное место в преподавании и изучении любого иностранного языка. Так как без достаточного словарного запаса учащиеся не могут понимать других или выражать свои собственные идеи, мнения и творчество. Однако, запоминание новой ле...

Lesson Study «Как через использование техник семантизации развить лексические навыки учащихся»

Данная научно-практическая статья содержит информацию об исследовании, направленном на выявление наиболее эффективной техники семантизации (раскрытия значения слова) для расширения словарного запаса и правильном употреблении иноязычной лексики учащим...

Возможности метода и приемов структурного анализа слова в формировании орфографических навыков студентов педагогического колледжа

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...

Семантические особенности предлога «в» в предложном падеже (на материале русского и персидского языков)

Данная работа посвящена сопоставительному анализу русского предлога «в» в предложном падеже и способов его передачи на персидский язык. Поскольку в персидском языке отсутствует система падежей, предлоги оказываются функционально более нагруженными по...

О некоторых особенностях русско-персидского и персидско-русского перевода

Cтатья описывает основные навыки и стратегии, которыми начинающие переводчики должны овладевать в повседневной практике в ходе выполнения заданий по переводу. Исследование лингвистов предлагают субнавыки и стратегии, чтобы помочь новичкам твердо вста...

Теоретические основы использования инновационных технологий в образовательном процессе

В данной статье рассматриваются сложность и эффективные стороны использования инновационной технологии при преподавании русского языка, в частности изучения глаголов движения с приставками на нефилологических направлениях высшего учебного заведения и...

Простые предложения, выражающие отсутствие лица, предмета, явления в русском и персидском языках

В русском языке отсутствие лица, предмета выражается разнообразными типами предложения. При сообщении об отсутствии чего-либо, кого-либо может измениться конструкция предложения: из двусоставного оно становится односоставным, или же тип односоставной...

Похожие статьи

Рассмотрение ошибок персоговорящих в употреблении глагольных приставок пере-, пре-, и при

Русское глагольное словообразование по способам производства является разнообразным. Среди разных способов словообразования глаголов, аффиксальный способ считается наиболее продуктивным. В аффиксальном способе префиксация является одним из важных и п...

Способы выражения вида приставочных глаголов движения в персидском языке

В русском языке есть небольшая группа глаголов, обозначающих различные способы перемещения в пространстве — это глаголы движения. В группу глаголов движения включаются глаголы однонаправленного движения и разнонаправленного движения. Добавление прист...

За сознательность в обучении орфографии

Данная статья посвящена проблеме различения ни и не в отрицательных местоимениях. В большинстве методических пособий о значении местоимений с ни и местоимений с не тоже нет ни слова. Учителя на практике, естественно, не выходят за пределы программы, ...

Использование интеллект-карты как инструмента расширения словарного запаса у учащихся

Лексика занимает центральное место в преподавании и изучении любого иностранного языка. Так как без достаточного словарного запаса учащиеся не могут понимать других или выражать свои собственные идеи, мнения и творчество. Однако, запоминание новой ле...

Lesson Study «Как через использование техник семантизации развить лексические навыки учащихся»

Данная научно-практическая статья содержит информацию об исследовании, направленном на выявление наиболее эффективной техники семантизации (раскрытия значения слова) для расширения словарного запаса и правильном употреблении иноязычной лексики учащим...

Возможности метода и приемов структурного анализа слова в формировании орфографических навыков студентов педагогического колледжа

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...

Семантические особенности предлога «в» в предложном падеже (на материале русского и персидского языков)

Данная работа посвящена сопоставительному анализу русского предлога «в» в предложном падеже и способов его передачи на персидский язык. Поскольку в персидском языке отсутствует система падежей, предлоги оказываются функционально более нагруженными по...

О некоторых особенностях русско-персидского и персидско-русского перевода

Cтатья описывает основные навыки и стратегии, которыми начинающие переводчики должны овладевать в повседневной практике в ходе выполнения заданий по переводу. Исследование лингвистов предлагают субнавыки и стратегии, чтобы помочь новичкам твердо вста...

Теоретические основы использования инновационных технологий в образовательном процессе

В данной статье рассматриваются сложность и эффективные стороны использования инновационной технологии при преподавании русского языка, в частности изучения глаголов движения с приставками на нефилологических направлениях высшего учебного заведения и...

Простые предложения, выражающие отсутствие лица, предмета, явления в русском и персидском языках

В русском языке отсутствие лица, предмета выражается разнообразными типами предложения. При сообщении об отсутствии чего-либо, кого-либо может измениться конструкция предложения: из двусоставного оно становится односоставным, или же тип односоставной...

Задать вопрос