В статье автор исследует влияние стиля родительского воспитания на формирование ценностно-смысловых ориентаций и их проявления во взрослой жизни. Анализирует эмпирические данные исследования, проведенного среди респондентов возраста от 17 до 40 лет, различных социальных групп и статусов.
Ключевые слова: семья, ценностно-смысловые ориентации, стиль родительского воспитания, молодое поколение, возрастное развитие личности.
То, что человек приобретает в процессе своего развития и становления себя как личности, несомненно важно и во многом отражает его индивидуальность. Опыт человека накладывает отпечаток на все его действия, мысли и реакции. Первым социальным институтом является семья. И естественным отсюда вытекает вывод: именно семья является одним из основных формирующих институтов, именно от взаимодействия между родителями и ребенком во многом будет зависеть его поведение и все мировоззрение в дальнейшем. Вопрос происхождения ценностных ориентаций ребенка важный, так как позволяет провести исследование о факторах, влияющих на их формирование. В этой статье ставится целью исследование влияния стиля родительского воспитания на формирование ценностно-смысловых ориентаций. Главными задачами выступает: определить влияние того или иного стиля родительского воспитания на формирование ценностей у ребенка и на их проявление уже в дальнейшей, взрослой жизни, а в некоторых случаях и на воспитание уже собственных детей.
В первую очередь, остановимся на понятии «ценностно-смысловые ориентации». Асафьева Н. В. и Боронилова И. Г. в своей статье приводят следующую ссылку на определение понятия: «Впервые понятие «ценностные ориентации» использовали В. Томас и Ф. Знанецки. С точки зрения этих авторов, высказанной еще в начале двадцатого столетия, ценностями могут выступать абсолютно любые факты. Основополагающим условием перевода их в разряд значимых концептов будут имеющиеся и доступные членам некой референтной социальной группы эмпирические содержание и значение» [1, с. 65]. Как видно из определения, именно наличие референтной, то есть значимой для индивида группы, будет главенствующим фактором формирования той или иной ценности. Семья является именной такой референтной группой для ребенка. А потому, влияние стиля родительского воспитания, то есть особенностей коммуникации и взаимодействия ребенка и родителя необходимо изучать, так как тема ценностно-смысловых ориентаций молодого поколения является актуальной в современном мире. То, что молодое поколение родителей транслирует в воспитании своих детей — напрямую влияет на развитие общества и всей нации.
Американский психолог У. Бронфенбреннер писал о том, что в семьях с течением времени все чаще и сильнее возникает изоляция ребенка от родителей и его отчужденность от семейной системы. Это вызвано тем, что матери все чаще отдаются работе, при чем довольно быстро после рождения ребенка, отцы так же проводят с детьми минимальное количество времени, возрастает рост разводов, которые также влияют на формирование ценностно-смысловых ориентаций ребенка [3]. Кроме этого, появляется все больше и больше «заменителей». Это большое количество гаджетов: телевизоры, планшеты, смартфоны. Родителям намного проще занять ребенка подручными средствами: видеоиграми, мультфильмами, чем уделить внимание и время ролевой игре с ребенком или прогулке. В таких семья забота, общение, да и все воспитание отходит на второй план. Возрастные же особенности развития ребенка, напротив, остаются неизменными. Ребенку, как и прежде, нужны: любовь и принятие, внимание родителей и совместное время, проведенное с ними. Дефицит этих составляющих в коммуникации с родителями, также влияет на формирование тех или иных мировоззренческих установок и формирует определенные представления как о семье, так и о родительстве, что в свою очередь приводит к изменениям в ценностно-смысловой сфере.
Прежде, чем перейти к анализу эмпирических данных, необходимо остановиться на описании стилей родительского воспитания. Основными выделяют четыре стиля: попустительский, либеральный, авторитетный и авторитарный [2]. Каждый стиль воспитания характеризуется различными особенностями взаимодействия родителей и ребенка и, соответственно, несет различные последствия в формировании и развитии ребенка. Попустительский стиль характеризуется равнодушием и отстраненностью родителей от детей. Дети в таких семьях в большей степени предоставлены сами себе, чаще сталкиваются с одиночеством и вынуждены взрослеть раньше. Либеральный стиль характеризуется как свободное и равноправное взаимодействие родителей и детей. В таком стиле может быть эмоциональная теплота и доверие, но негативными последствиями могут выступать чрезмерная свобода ребенка, который еще не умеет регулировать свое поведение и не обладает достаточным уровнем самоконтроля, а также потеря авторитета родителя, который становится «другом», не имеющим влияния на ребенка для полноценного воспитания. Авторитетный стиль считается самым благоприятным для развития ребенка, так как сочетает в себе и теплую эмоциональную привязанность, и справедливую строгость с разумными ограничениями. Дети в таких семьях чувствуют себя наиболее комфортно, так как доверяют своим родителям, чувствуют их заботу и любовь, а также безопасность, но в то же время учатся контролю собственного поведения и познают мир через определенные рамки дозволенного. Последний, авторитарный стиль, характеризуется общей эмоциональной отстраненностью и холодностью родителей. Они тираничны и властны, не позволяют ребенку проявлять свою индивидуальность, не дают свободу в развитии и проявлении себя. Дети в таких семьях часто чувствуют себя некомфортно, не ощущают безопасность, возможность «быть собой», а также не получают должного количества внимания, тепла и любви.
В эмпирическом исследовании использовалась авторская анкета и интервью. А также «Анкета изучения ценностных ориентаций» (Л. Н. Мурзич, А. В. Тарасова), методика «Культурно-ценностные ориентации», разработанная на основе теории Флоренса Клакхона и Фреда Стродбека (Л. Г. Почебут) [4].
Авторская анкета содержала вопросы как на определение социального положения респондентов, так и на определение их личностных характеристик. Вопросы интервью были направлены на изучение стиля родительского воспитания, а также ценностей, транслируемых в родительской семье и дальнейшие изменения в смысловых ориентациях человека.
В исследовании приняли участие 22 человека, в возрасте от 17 до 40 лет. 6 мужчин и 16 женщин. Данные об их социальном положении, сфере деятельности указаны в таблице 1.
Таблица 1
Характеристика респондентов, принявших участие в исследовании
Пол (чел/ %) |
Возраст (чел/ %) |
Занятость (чел/ %) |
|||||||
Ж |
М |
17–22 |
23–28 |
29–35 |
36–40 |
Учеба |
Работа |
Учеба и работа |
Отсутствие занятости |
16/73 |
6/27 |
1/5 |
10/45 |
10/45 |
1/5 |
1/5 |
10/45 |
7/32 |
4/18 |
Сфера деятельности (чел/ %) |
Семейное положение (чел/ %) |
Наличие детей (чел/ %) |
|||||||
IT |
Психология и образование |
Творчество |
Гуманитарная |
Официальный брак |
Не официальный брак |
Отсутствие партнёра |
Нет |
Есть (1–2) |
Есть (3 и более) |
4/18 |
10/45 |
6/27 |
2/10 |
11/50 |
4/18 |
7/32 |
18/81 |
3/14 |
1/5 |
В соответствии с анкетными данными, большинство респондентов составляют выборку молодых людей от 23 до 35 лет, находятся в официальном браке, не имеют собственных детей, в основном работающие или совмещающие работу и учебу. Примечательно, что практически половина респондентов связаны в своей профессиональной или учебной деятельности с психологией, образованием, педагогикой. Их ценностно-смысловые ориентации особенно важны, так как транслируются подрастающему поколению через трудовую деятельность респондентов. Результаты интервью позволяют сделать вывод, что у большинства респондентов присутствовал авторитарный стиль воспитания (12 человек/54 %). У 6 респондентов (27 %) был авторитетный стиль воспитания, у 3 респондентов либеральный (14 %) и 1 человек (5 %) указал, что стилем воспитания в его семье был попустительский.
Только двое респондентов (17 %) с авторитарным стилем указали на наличие в их отношениях с родителями теплоты и ласки, остальные 10 человек (83 %) отметили, что отношения были скорее холодными и отстраненными. 42 % респондентов указали на наличие имеющихся традиционных форм времяпрепровождения в семье. Оставшиеся 58 % указали на отсутствие совместных форм проведения времени. На вопрос о транслируемых ценностях в равной степени около 14 % респондентов отметили ценности: любви, семьи и саморазвития, материальных ценностей. Но также и порядка 17 % указали на отсутствие перечисленных ценностей в их родительской семье. Примечательно, что все респонденты этой выборки отмечали не удовлетворенность теплотой отношением и уровнем доверия к родителям, а в качестве совета своим родителям указывали: наставление решить свои проблемы у психотерапевта, прежде, чем браться за воспитание детей, а также изучить литературу о воспитании детей и желание давать больше свободы ребенку. Что касается респондентов с преобладающим авторитетным стилем воспитания, они отмечают трансляцию ценностей любви, саморазвития и гармонии с собой и миром, удовлетворены в большей степени тем воспитанием, которое осуществляли их родители и указывают на доверительные и теплые отношения с ними. Примечательно, что, сравнивая респондентов с авторитарным и авторитетным стилями воспитания, мы приходим к выводу, что среди респондентов авторитарного стиля в большей степени прививались материальные ценности, в то время как в авторитетном в большей степени любовь и саморазвитие. В соответствии с этим, респонденты авторитарного стиля во взрослой жизни стараются привнести в нее такие ценности как: любовь, свободу индивидуальности, саморазвитие и отмечают, что именно этого им нахватало в большей степени в детстве. Представители либерального стиля также указывали на наличие ценностей семьи, саморазвития и гармонии, и эти же ценности находят место в их взрослой жизни. Они в 100 % ответов удовлетворены своим воспитанием, но в качестве совета родителям указывают на желание получать больше любви и теплоты в отношениях. Респондент, воспитывающийся в попустительском стиле, указал на холодные и отстраненные отношения с родителями и в большей степени на трансляцию материальных ценностей, в связи с отсутствием совместной деятельности и досуговой активности с родителями. В своей взрослой жизни этот респондент транслирует ценности получения удовольствия и денег. Наглядно информация представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Сравнительные показатели преобладания характеристик стилей воспитания среди респондентов, в %.
Согласно анкете изучения ценностных ориентаций, среди респондентов чаще выбирался смысл жизни, проявляемый в самореализации, улучшении своих жизненных условий. Равное количество респондентов выбрали: обеспечении условий для комфортной жизни детей и удовлетворение своих потребностей как смысл жизни. Из них первую ценность транслировали респонденты из семей с авторитарным стилем воспитания, а вторую из семей с авторитетным стилем воспитания. Что вызывает неоднозначное мнение о влияние стиля родительского воспитания на формирования смысла жизни. Что касается значимых ценностей, то наиболее частые выборы были у ценностей семьи и возможности реализовывать свои способности. Наглядно распределение ценностей в соответствии со стилем воспитания продемонстрировано на рисунке 2.
Рис. 2. Сравнительные показатели преобладания ценностей среди респондентов в соответствии с их стилем воспитания
Как видно из рисунка, среди респондентов либерального и попустительского стилей отсутствуют такие ценности как: семья с хорошими отношениями, жизнь другого человека, Бог, культура. Они в большей степени ориентированы только на собственную жизнь и материальные ценности, чем респонденты со стилями воспитания: авторитетный и авторитарный. Что говорит о неблагоприятном влиянии этих стилей на формирование ценностей. Особенным стоит отметить, что среди респондентов никто не отдал бы предпочтение попустительскому и авторитарному стилям воспитания в воспитании собственных детей (имеющихся или будущих). 53,3 % отметили, что отдают предпочтение авторитетному и 46,7 % — либеральному.
В заключении отметим, что в независимости от стиля воспитания респонденты ориентированы на традиционную и современную культуру в равной степени, согласно методике «Культурно-ценностные ориентации». Молодые люди ориентированы на события настоящего, но используют опыт прошлых лет, нацелены на изменение своей жизни к лучшему, но с использованием традиций прошлого. Стремятся к свободе самовыражения, но для них также важным является и общественное мнение.
Таким образом, проведенное эмпирическое исследование показало, что стиль родительского воспитания влияет на формирование ценностно-смысловых ориентаций. Предпочтения молодых людей и те ценности, которые они приобрели из своих родительских семей влияют на их смысл жизни и то, каким образом они воспитывают или планируют воспитывать в будущем своих детей. Такое меж поколенное влияние семейного стиля влияет и на коммуникацию людей друг с другом, и на устремления в будущее, развитие общества в целом. Потому тема требует дальнейших исследований и проведения корреляционного анализа не только стиля воспитания и ценностно-смысловых ориентаций, но у удовлетворенности жизнью и семейными, брачными отношениями. Проведение дальнейших исследований может способствовать уменьшению количества разводов, увеличению количества заключаемых браков и демографическую ситуацию в целом.
Литература:
- Асафьева Н. В., Боронилова И. Г. Ценностно-смысловые ориентации и проблема осмысленности профессионального выбора современных студентов психолого-педагогических направлений // Научное обозрение. Педагогические науки. — 2020. — № 6. — С. 65–69 / URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2341 (дата обращения: 23.05.2024).
- Лапшина Е. А., Дуда И. В. Характеристика стилей семейного воспитания / Е. А. Лапшина, И. В. Дуда // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. — 2017. — № 9(39). — URL: http://7universum.com/ru/ psy/archive/item/5113 (дата обращения: 24.05.2024).
- Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 411 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5-534–18497–6. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535165 (дата обращения: 24.05.2024).
- Почебут Л. Г. Кросс-культурная и этническая психология: учебное пособие для вузов / Л. Г. Почебут. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 279 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5-534–07908–1. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535821 (дата обращения: 24.05.2024).