Тема по изучению медиации в странах Азии взята не просто так. Поскольку одной из причин является интенсивное развитие торговых и инвестиционных отношений между разными странами. И данный способ урегулирования споров, безусловно, является актуальным. Ведь споры между разными компаниями во время торговли — не такая уж большая редкость. В рамках данной темы не представляется возможным рассказать о медиации во всех странах даже в сокращённом варианте. Поэтому автор остановился на изучении медиации в нескольких странах: Индия, КНР, Япония и Монголия.
Рождения медиации в Индии появилось за несколько веков до того, как британцы сделали ее своей колонией. Урегулирования споров происходило с помощью старейшин племени, при этом те, кто участвовал для разрешения спора, прилагали всевозможные усилия для мирного разрешения конфликта. Если этого было недостаточно для решения вопроса, то тогда конфликт выносился на более обширный круг обсуждения, где участвовали все члены племени, и каждая из сторон выступала со своими претензиями. Если и это не приводило к разрешению спора, то окончательное решение принимал старейшина, опираясь на традиции племени. Можно сделать небольшой вывод, что это и есть аналог современной медиации, ведь стороны пытались мирно выйти из конфликта. Дальше хотелось бы отметить понятие медиации и что она из себя представляет.
Медиация — это один из способов урегулирования спора между сторонами, где в виде третей стороны выступает медиатор (посредник), который содействует в мирном разрешения спора и также он не может предлагать свои варианты иметь корыстные цели к одной из сторон.
По мнению Зиатдинова Э. А., медиация — это один из альтернативных способов урегулирования конфликтов [2, с. 49].
Для Японии данный подход очень характерен, где есть четкие разграничения посредничества и примирения. Так, в момент процедуры примирения посредник может предложить свои варианты решения спора, но в посредничестве он является нейтральным лицом, который содействует в урегулировании спора. Такой подход перешел и в Монголию, которая с 2004 года сотрудничает с Японией в данной сфере.
В законодательстве Японии такой подход был закреплен, были закреплены все основы медиации и ее цели.
В Монголии относительно недавно был принят Закон «О примирительном посредничестве» от 22 мая 2012 г., который заложил правовую основу развития примирительной процедуры с участием посредника [2, с. 3].
Видя развитие Индии в сторону медиации и основываясь на 89 разделе ГПК, можно сделать вывод что ближайшее время она также разделит понятия посредничества и примирения.
Немного по-другому сложилось в КНР. Термин медиации там применяется к нескольким видам альтернативным способов урегулирования спора: примирение в суде, народное посредничество, медиация, проводимая в рамках арбитражного разбирательства, медиация, проводимая профессиональными организациями.
Народное посредничество регулируется Законом «О народном посредничестве» и в соответствии со в соответствии со ст. 2 этого закона — задача народных примирителей заключается в убеждении сторон спора заключить мировое соглашение.
В данном способе урегулирования могут приглашаться родственники, соседи, коллегии, специалисты.
В Арбитражных судах способ урегулирования с помощью медиации применяется как до суда, так и во время судебного разбирательства. Но есть определенные сомнения участия арбитра в качестве медиатора, если медиации не имела положительного исхода, а арбитр продолжает разбирательство дела по существу.
Но больше всего соответствует тому, о чем мы говорили ранее, это медиация, проводимая профессиональными организациями.
После того, как обсудили различия медиации в разных странах, следует обратить внимания на тенденции внедрения и популяризации медиации в вышеуказанных странах.
Прежде всего, во всех странах были созданы специальные организации, которые специализируются на подготовке медиаторов и оказанию медиативных услуг.
Так, в Индии был создан Институт арбитража и медиации, который занимается разрешением конфликтов между гражданами и проводит обучение посредников для разрешения таких споров.
В 2002 году в ГПК Индии было включено положение о том, что что ссылки на посредничество, примирение и арбитраж являются обязательными для судебных вопросов.
По мнению Руденко В. Н., согласно законодательству, если судья находит, что имеются основания для примирения, он может направить гражданское дело на рассмотрение народного суда (Lok Adalat) или на арбитраж, примирение либо медиацию (Ibid. P. 255–256) [7, с. 106].
В Китае также есть подобная организация, это Центр медиации китайского совета по продвижению международной торговли. При Центре медиации создана коллегия медиаторов, куда входят китайские и иностранные граждане, имеющие большой практический опыт работы в сфере права или бизнеса.
В Японии эти услуги предоставляют государственные учреждения и общественные объединения.
Самой крупной организацией, занимающейся медиацией, является коммерческая арбитражная ассоциация, а вот самой популярной является решение споров с помощью суда.
Это связанно с тем, что при некоторых спорах (например, вытекающих из семейных, жилищных, земельных отношений) проведение медиации является обязательной частью.
В отличии от других стран, Монголия двигалась в сторону сотрудничества с Японией, с участием ее опыта в сфере медиации. Результатом такой коллаборации стало создание Центра посредничества и Центра примирительного посредничества при Союзе адвокатов Монголии.
Таким образом можно сделать выводы по вышесказанному. Развитие и внедрение осуществлялось по некоторым направлениям: разработка законодательства, появление специальных центров в каждой из стран, государственная поддержка в данных направлениях.
Конечно, каждая из стран подходила к медиации по-разному, и это было связано с историей, традициями и культурой страны, ее экономическим развитием.
Литература:
- Зиатдинов, Э. А. Медиация как альтернативная форма урегулирования споров. Понятие, формы, процедура / Э. А. Зиатдинов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 16 (411). — С. 204–205.
- Закон Монголии «О примирительном посредничестве» от 22 мая 2012 г., Торийн мэдээлэл (Государственный информационный бюллетень) УБ., 2012. № 25. 3. Закон КНР «О народном посредничестве» Legislation China (Lexadin) // http://www.lexadin.nl/wlg/legis/nofr/oeur/lxwechi.htm.
- Закон КНР «О народном посредничестве» Legislation China (Lexadin) // http://www.lexadin.nl/wlg/legis/nofr/oeur/lxwechi.htm.
- Руденко В. Н. Участие граждан в отправлении правосудия в современном мире. Екатеринбург: УРОАН, 2011, с. 106