В работе рассматриваются результаты социологического опроса студентов БУ «Сургутский государственный педагогический университет». Показана социальная значимость волонтерства, ее роль и значение, как для самого молодого человека, так и для людей, которым необходима их помощь.
Ключевые слова : молодежь, инклюзивное волонтерство, волонтерская деятельность, социальная активность, студент, добровольчество.
Молодежь всегда выступа активным субъектом общественной жизни. Стратегия развития молодежи Российской Федерации до 2025 года рассматривает молодежь, как активного субъекта преобразования общества, лидера страны, ценные кадры [1, с.5].
Реализация разных начинаний и социальных потребностей ведут к появлению добровольчества и остальных форм социальной активности [4, с.45]. С помощью различных форм социальной активности молодые люди вступают в жизнь общества, что способствует их личностному развитию. За последние годы существенным образом меняется портрет волонтера, приобретающего черты профессионализации. Это связано с изменением социально-профессиональной роли волонтера и его статуса в обществе [3, с.77].
Важным является изучение отношения к инклюзивной волонтерской деятельности самих студентов. В этой связи на базе БУ «Сургутский государственный педагогический университет»было проведено социологическое исследование по вопросу инклюзивного волонтерства как формы социальной активности молодежи. В исследовании была использована стихийная выборка. Объем выборки составил 83 студента очной формы обучения.
В исследовании приняли участие студенты в возрасте от 17 до 21 лет, большинство респондентов имели возраст от 18 до 19 лет (68,6 %). Превалирующим число респондентов были девушки.
50 % опрошенных студентов, описывая волонтерскую деятельность, делает акцент на том, что это — люди, которые добровольно и бескорыстно оказывают помощь нуждающимся, а также это широкий круг деятельности, который включает в себя традиционные формы взаимопомощи без денежного вознаграждения и на благо общества.
Несмотря на то, что среди студентов нет лидирующей позиции, но все же большая часть респондентов информирована в данном вопросе.
На уточняющий вопрос: «Назовите сайты, которые вам известны?» большинство респондентов обозначило сайты Всероссийского уровня (Доброволец России, Волонтёры Победы, Добро. Ру, АВЦ.рф, РСМ, МыВместе) которые определенно известны большинству, либо же о них где-то кто-то уже рассказывал.
На вопрос «Занимались ли Вы инклюзивной волонтерской деятельностью когда-нибудь?» , 44,6 % респондентов уверенно ответили, что у них существует опыт работы в данной сфере, практически половина опрошенных (38,6 %) никогда не занимались добровольчеством, и лишь (16,9 %) опрошенных студентов и в данный момент проявляют свою социальную активность и являются волонтерами.
В целом респонденты знакомы с волонтерскими организациями, которые ведут свою работу в университете. 13,3 % респондентов состоят в них, 86,7 % опрошенных не состоят в данных объединениях. Возможно, одной из причин является недостаточная информированность об их работе.
Понятие «волонтерская деятельность» имеет разные направления работы, которые респонденты должны были проранжировать по степени важности для них как потенциальных волонтеров (таблица 1). Содержательно — помощь приютам для животных, по итогам анализа оказалась самым важным и интересным направлением работы для студентов, так же большинству респондентов интересно донорство и помощь старикам, что очень радует и является положительным результатом. Чего нельзя сказать о патриотизме — достаточно популярное направление волонтерской деятельности, которое, по мнению студентов, не особо интересно для молодежи.
Таблица 1
«Какой именно волонтерской деятельностью Вы хотели бы заниматься? (отметить в каждой строке от 1–5, где 1- совершенно неинтересно,5- очень интересно)» (в % к числу ответивших)
Тип волонтерства |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Помощь детям-сиротам |
9 |
8 |
20 |
17 |
29 |
Помощь старикам |
9 |
6 |
28 |
11 |
29 |
Помощь приютам для животных |
7 |
6 |
19 |
13 |
38 |
Помощь в поиске пропавших людей |
11 |
12 |
17 |
18 |
25 |
Инклюзивное волонтерство |
13 |
19 |
29 |
7 |
15 |
Патриотизм |
19 |
17 |
23 |
10 |
14 |
Международное сотрудничество |
11 |
14 |
15 |
17 |
26 |
ЗОЖ |
16 |
9 |
21 |
15 |
22 |
Медиа |
17 |
11 |
23 |
10 |
22 |
Событийное волонтерство |
14 |
7 |
24 |
13 |
25 |
Донорство |
12 |
4 |
21 |
14 |
32 |
Говоря о качествах, которые дает занятие добровольчеством (таблица 2), большинство опрошенных респондентов ответили о расширении круга друзей, о возможности общения с интересными людьми и о новых знаниях, которые им удается приобрести. Так же стоит отметить, что студенты в достаточном количестве получают опыт работы, уважение окружающих и часы в волонтерскую книжку. Менее значимым оказалось перспектива профессиональной карьеры, так как большинство волонтеров занимаются этим ради любимого дела, а не ради карьеры, что действительно радует.
Таблица 2
«Что дает Вам участие в деятельности Вашей добровольческой (волонтёрской) организации? (Отметьте от 1–5, где 1- не получаю этого, 5- получаю большего всего)» (в % к числу ответивших)
Качество |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Опыт работы |
13 |
7 |
24 |
11 |
28 |
Перспективы профессиональной карьеры |
12 |
13 |
23 |
15 |
20 |
Интересная работа |
13 |
6 |
19 |
19 |
26 |
Опыт общественно-политической деятельности |
12 |
4 |
26 |
14 |
27 |
Новые знания, квалификация |
13 |
5 |
17 |
18 |
30 |
Связи с влиятельными людьми, полезные знакомства |
8 |
8 |
20 |
15 |
32 |
Уважение окружающих |
12 |
9 |
15 |
21 |
26 |
Расширение круга друзей |
10 |
9 |
13 |
13 |
38 |
Любимое дело, хобби |
13 |
4 |
20 |
19 |
27 |
Общение с интересными людьми |
9 |
4 |
15 |
16 |
39 |
Часы в волонтерскую книжку |
25 |
9 |
15 |
9 |
25 |
Одним из условий успешности качественного участия в волонтерской деятельности, является наличие свободного времени. На вопрос «Есть ли у Вас свободное от учебы время?» 57,8 % опрошенных ответило утвердительно, 38,6 % отрицательно.
На вопрос о том, «Сколько времени вы готовы уделять волонтерству?» 27,7 % студентов ответили, что несколько часов в неделю, 14,5 % — несколько часов в день, 18,1 — несколько дней в месяц, 21,7 — несколько дней в год, 13,3 — все свое свободное время. Стоит отметить, что были и те, кто не готов тратить свое свободное время на волонтерскую деятельность и совершенно не хочет становиться волонтером (6 %).
Среди элементов волонтерской деятельности, наиболее важным и значимым для изучения феномена волонтерства является мотивация. Как отмечает Г. В. Гатальская, мотивации волонтерства следует уделить особое внимание, так как наиболее эффективно стимулирует то, что лежит в основе мотивации: если человек пришел в волонтерство ради фундамента своего профессионального будущего, то больше всего его будут мотивировать возможности развития востребованных навыков, получения актуальных в профессии знаний или создание собственного портфолио [1, c. 23–29].
На заключительный вопрос «Готовы ли Вы сменить свое отношение к волонтерской деятельности?» , большинство респондентов (42,2 %) ответили, что готовы, но не в ближайшее время. Остальные результаты разделились поровну 28,9 % не планируют менять своего отношения, а 28,9 % готовы поменять свое отношение и вступить в ряды волонтеров.
Таким образом, результаты социологического опроса свидетельствуют о том, что потенциал для развития волонтерского движения в университете существует. На всех факультетах зарождаются и оформляются определенные формы волонтерских объединений. Однако в целом волонтерская деятельность сведена к разовым мероприятиям, отсутствует системная деятельность. Возможно, одной из причин этому, является отсутствие специальных научных социологических теорий.
Литература:
- Абакумова, И. В. Особенности смысловой сферы подростков в условиях включенного обучения / И. В. Абакумова, Л. В. Косикова. — Текст: непосредственный // Российский психологический журнал. — 2009. — № 5. — С. 7–13.
- Ардзинба, В. А. Инклюзивное образование инвалидов в Соединенных Штатах Америки / В. А. Ардзинба. — Текст: непосредственный // Психологическая наука и образование — 2010. — № 5. — С. 23–29.
- Банч, Г. Влияние специального и инклюзивного образования на установки сверстников: практическое и теоретическое исследование / Г. Банч, Э. Валео. — Текст: непосредственный // Журнал исследований социальной политики. — 2008. — Т. 6. — № 1. — С. 23–52.
- Борисова, Н. В. Социальная политика в области инклюзивного образования: контекст либерализации и российские реалии / Н. В. Борисова. — Текст: непосредственный // Журнал исследований социальной политики. — 2006. — Т. 4. — № 1. — С. 103–120.
- Валицкая, А. П. Инклюзивное образование: чему и как учить / А. П. Валицкая, В. А. Рабош. — Текст: непосредственный // Вестник Герценовского университета. — 2008. — № 11(61). — С. 14–16.
- Гатальская Г. В. Организация волонтерской работы в вузе: научно-популярное издание / Г. В. Гатальская. Гомель: БТЭУ, 2007. 260 с.
- Горлова Н. И. Современные тенденции развития института волонтерства в России // Вестник КГУ. — 2017. — № 3. — С. 77–80
- Захаренко, М. П. Молодежное волонтерство: версии, существующие и перспективные// Современная библиотека. — 2017. — № 2. — С. 45–47.