Переход Российской Федерации к рыночной экономике, а также введение экономических санкций зарубежными государствами предопределили в качестве основного регулятора рынок, который посредством спроса и предложения определяет направления развития предпринимательской деятельности, цену тех или иных товаров, работ и услуг, требования к свойствам и качествам реализуемого продукта, направления развития инноваций в сфере предпринимательства. С учетом обозначенных аспектов крайне важным становится вопрос о том, в каких пределах может осуществляться административно-правовое регулирование этой деятельности, что и было рассмотрено автором в настоящей статье.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, административно-правовое регулирование, Российская Федерация, государственное вмешательство.
Административно-правовое регулирование в рассматриваемой сфере может осуществляться только по отношению к субъектам предпринимательской деятельности, то есть к лицам, зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве таковых. Это обусловлено тем, что посредством государственной регистрации такие лица наделяются особым административно-правовым статусом, а в ином случае субъекты подлежат ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без наличия необходимого правового статуса.
При этом требуется обеспечить свободу предпринимательской деятельности посредством установления определенных ограничений и пределов для вмешательства государства в рассматриваемую сферу. По этой причине крайне важно установить законодательное регулирование для любого вмешательства со стороны государства, что составляет предупреждающий злоупотребления и ошибки фактор для деятельности субъектов административно-правового регулирования.
Регулирование предпринимательской деятельности в целом должно носить юридический характер в связи с признанием Российской Федерации правовым государством и возрастающей ролью права в регулировании различных общественных отношений. Посредством права возможно не только определить пределы свободной деятельности и разграничить интересы субъектов предпринимательской деятельности через закрепление для них правового статуса, но и обеспечить баланс между частными и публичными интересами, что положено в основу социального и экономического развития Российской Федерации.
Видится логичным, что административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности должно начинаться с того момента, когда рыночный механизм не способен самостоятельно обеспечить формирование общественных благ. Ограничение же свободы субъектов предпринимательской деятельности видится рациональным тогда, когда их деяния могут привести к ущербу для иных физических или юридических лиц, для всего общества и государства.
Объем административно-правового регулирования предпринимательской деятельности определяет выделение в рамках предпринимательства отдельные правовые режимы по конкретным видам деятельности (например, учитывается то, действует субъект предпринимательской деятельности в области добычи нефти или же в области ее переработки). При этом на органы законодательной власти возлагается задача по урегулированию компетенции органов исполнительной власти в части установления административного регулирования для предпринимательской деятельности.
Раскрывая пределы административно-правового регулирования, обратим внимание на точку зрения А. М. Борисов, который говорит о том, что пределами вмешательства должны стать риски нарушения санитарных норм, противопожарной безопасности, риски причинения вреда окружающей среде, риски социальной незащищенности работников, риски монополизации и неоправданного роста цен, риски изменения в налоговой политике государства, риски для безопасности и здоровья населения, риски для обороноспособности государства, риски нарушения
законодательства [4, с. 89].
В свою очередь С. В. Розенко по данному вопросу отмечает, что пределами административно-правового регулирования должно быть выполнение следующих задач:
1) обеспечение нужд государства и общества, соблюдение национальных приоритетов развития;
2) обеспечение бюджета государства;
3) защита окружающей среды;
4) содействие занятости населения;
5) обеспечение безопасности общества, а также обороноспособности государства;
6) реализация гарантий свободы предпринимательской деятельности и конкуренции;
7) защита потребителей;
8) соблюдение порядка участия во внешнеэкономической деятельности [5, с. 96].
Дополнительно следует учитывать и то, что административно-правовое регулирование не должно ограничивать те права субъектов предпринимательской деятельности, которые были предоставлены им законом. В частности, речь идет в целом о праве осуществления предпринимательской деятельности, а также о праве получения лицензий на отдельные виды предпринимательской деятельности при отсутствии мотивированных причин для отказа в этом, о праве доступа на рынок и к имеющимся ресурсам, о равных правах на ведение предпринимательской деятельности, независимо от формы собственности и организационно-правовой формы и о праве на осуществления административно-распорядительной деятельности на локальном уровне (в пределах осуществляемого предпринимательства).
Кроме того, ст. 139 Гражданского кодекса РФ законодатель установил для субъектов предпринимательской деятельности право охраны коммерческой тайны. Информация может быть отнесена к коммерческой тайне при условии, что она имеет фактическую ценность по той причине, что о ней неизвестно иным лицам, к ней ответствует свободный доступ и обеспечиваются все необходимые меры ее охраны. Исключением из правил о признании сведений коммерческой тайной являются данные, представленные в учредительных документах, информация о загрязнении окружающей среды осуществляемой предпринимательской деятельностью, а также об иных факторах, которые влияют на безопасность населения, данные, которые подлежат обязательному раскрытию [3].
Анализируя пределы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности, отметим, что при нарушении прав и интересов субъекта предпринимательства, последний вправе обжаловать такие действия в вышестоящие органы власти или же в суд, заявив требование о прекращении таковых и о возмещении убытка, который был причинен ими.
Пределы вмешательства государства в предпринимательскую деятельность также находятся в зависимости от обстоятельств. В частности, они могут быть классифицированы на пределы вмешательства в мирное время, пределы вмешательства в период действия чрезвычайного положения и пределы вмешательства в военное время. Так, например, Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» говорит о том, что во время действия такового допускается введение дополнительных ограничений и определение дополнительных обязанностей для физических лиц и юридических лиц [1]. По своей сути чрезвычайное положение составляет временную меру, которая нацелена на обеспечение безопасности и защиту конституционного строя государства, в связи с чем для субъектов предпринимательской деятельности может быть установлено ограничение проезда транспорта, временный арест продукции, введение цензуры, изъятие технических средств, ограничение продажи отдельных видов товаров, изменение режима работы, а также иные ограничения, которые являются необходимыми для проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ.
А Федеральный конституционный закон «О военном положении» отмечает возможность установления особого правового режима деятельности органов власти и организаций на всей территории Российской Федерации или же в отдельных субъектах РФ при наличии агрессии или же угрозы агрессии против государства [2]. Для субъектов предпринимательской деятельности данный правовой режим может повлечь обязанность предоставлять для нужд обороны недвижимое и движимое имущество, а также переориентировать осуществляемую деятельность на нужды обороны.
Кроме того, пределы государственного вмешательства зависят и от субъекта предпринимательской деятельности, что позволяет их разграничивать на пределы государственного вмешательства в деятельность государственных предприятий и пределы государственного вмешательства в частную предпринимательскую деятельность.
Таким образом, комплексное исследование пределов административно-правового регулирования предпринимательской деятельности позволило установить значимость такого регулирования. По этой причине процесс развития административно-правового регулирования рассматриваемой сферы должен быть постоянным и обеспечивать оптимизацию контроля за деятельностью субъектов предпринимательства. Административно-правовое регулирование в рассматриваемой сфере может осуществляться только по отношению к субъектам предпринимательской деятельности, то есть к лицам, зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве таковых.
Литература:
1. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 02.11.2023) «О чрезвычайном положении» // Собрание законодательства РФ, 04.06.2001, N 23, ст. 2277.
2. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ (ред. от 02.11.2023) «О военном положении» // Собрание законодательства РФ, 04.02.2002, N 5, ст. 375.
3. Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О коммерческой тайне» // Российская газета, N 166, 05.08.2004
4. Борисов А. М. Административное право: учебник. — М.: Юстиция, 2022. — 436 с.
5. Розенко С. В. Конституционные основы свободы экономической деятельности: содержание и направления развития // Юридическая наука. — 2023. — № 4. — С. 94–96.