Особенности саморегуляции в подростковом возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (521) май 2024 г.

Дата публикации: 29.05.2024

Статья просмотрена: 58 раз

Библиографическое описание:

Костикова, И. Д. Особенности саморегуляции в подростковом возрасте / И. Д. Костикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 22 (521). — С. 505-509. — URL: https://moluch.ru/archive/521/114688/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматриваются особенности саморегуляции детей подросткового возраста при помощи проведения исследования по таким методикам, как: тест-опросник А. В. Зверькова и Е. В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции»; опросник В. И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения — ССПМ». В работе была выдвинута гипотеза, заключающаяся в том, что существуют особенности саморегуляции подростков, заключающиеся в частично сформированной способности к программированию, среднем уровне оценки результатов деятельности и развитой гибкости системы регулирования, при этом подростки отличники имеют высокий уровень развития волевой саморегуляции и большую способность к планированию. В статье рассматривались особенности саморегуляции в подростковом возрасте, также описаны результаты исследования.

Ключевые слова: подростковый возраст, подросток, саморегуляция, система регулирования, свойства личности, гибкость, поведение.

The article discusses the features of self-regulation of adolescent children using research methods such as: test questionnaire by A. V. Zverkova and E. V. Eidman “Study of volitional self-regulation”; questionnaire V. I. Morosanova “Style of self-regulation of behavior — SSPM”. The work put forward a hypothesis that there are features of self-regulation of adolescents, consisting in a partially formed ability for programming, an average level of performance evaluation and developed flexibility of the regulatory system, while excellent adolescents have a high level of development of volitional self-regulation and a greater ability to plan. The article examined the features of self-regulation in adolescence, and also described the results of the study.

Keywords: adolescence, teenager, self-regulation, regulatory system, personality traits, flexibility, behavior.

Введение. В психологической литературе неоднократно подмечалось, что умение конструктивно взаимодействовать с окружающими социумом обуславливается высокой степенью развития одной из важных психологических черт — саморегуляции. К настоящему времени в психологии сложилось несколько подходов к определению термина «саморегуляция». Среди исследователей, которые посвящали свои работы данному феномену, были И. П. Павлов, В. М. Бехтерев, П. К. Анохин. Значительный вклад в раскрытие сущности саморегуляции внесли М. Я. Басов, Б. Г. Ананьев, В. Н. Мясищев.

Особенность саморегуляции напрямую зависит от личностных свойств человека, поэтому от того, насколько человек сам способен планировать и регулировать свою деятельность, будут зависеть и результаты его деятельности. Однако, для некоторой возрастной группы характерно шаткое, еще не до конца сформированное мироощущение, а базовые жизненные принципы и правила еще до конца не сформированы. Речь идет и подростковом возрасте. Проблематику саморегуляции в подростковом возрасте исследовали Л. Ф. Лазурский, М. Я. Басов, Б. Г. Ананьев, О. А. Прохоров и др.

Гипотезой исследования является то, что существуют особенности саморегуляции подростков, заключающиеся в частично сформированной способности к программированию, среднем уровне оценки результатов деятельности и развитой гибкости системы регулирования, при этом подростки отличники имеют высокий уровень развития волевой саморегуляции и большую способность к планированию.

По результатам исследования полученная информация была систематизирована, при соотношении результатов методик был использован метод сравнения. Исследование проводилось на базе МБОУ «Гимназия № 12» Г. Белгорода. В исследовании приняло участие 40 учащихся. Исследование проводилось при участии психолога, педагога (классного руководителя), испытуемых. Ответы носили только письменный характер.

Методика и аппаратура. тест-опросник А. В. Зверькова и Е. В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции»; опросник В. И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения — ССПМ».

Тест-опросник А. В. Зверькова и Е. В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции» позволяет описать уровень развития саморегуляции.

Опросник ССПМ характеризует уровень сформированности индивидуальной системы саморегуляции произвольной активности человека. Утверждения опросника входят в состав шести шкал, выделенных в соответствии с основными регуляторными процессами планирования целей, моделирования значимых условий, программирования действий, оценивания результатов, а также и регуляторно-личностными свойствами гибкости и самостоятельности.

Исследование включает в себя следующие этапы:

  1. Формирование выборки и подбор инструментария, адекватного цели, предмету и задачам исследования.
  2. Проведение диагностической процедуры.
  3. Качественный и количественный анализ и интерпретация полученных данных.

Результаты. Разбор результатов необходимо сделать в соответствии с использованием вышеописанных методик. В ходе использования методик следует рассмотреть результаты в графическом виде. Все испытуемые дети отнеслись к выполнению задания в основном с интересом, 8 детей восприняли выполнение заданий с сильным скептицизмом, но после небольшой беседы, принялись к их выполнению.

В ходе решения первой эмпирической задачи нами исследовались особенности саморегуляции подростков. Результаты изучения показателей саморегуляции современных подростков представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели саморегуляции подростков (%)

Шкала

Уровень показателей

Планирование

Моделирование

Програмирование

Оценивание результатов

Гибкость

Самостоятельность

Общий уровень саморегуляции

Высокий

11,3

9,1

0

2,3

9,1

11,4

25,0

Средний

34,2

61,4

40,9

70,4

40,9

50

52,3

Низкий

54,5

29,5

59,1

27,3

50

38,6

22,7

Исследование показало, что шкала «программирования», которая диагностировала индивидуальное развитие сознательного программирования по действиям человека в среднем из 5 из 9 совпадений, включала только 40,9 % субъектов. Поскольку показатели не самые высокие, можно говорить о частично сформированной потребности человека задуматься о методах своих действий и поведения для достижения целей, деталей и разработки разрабатываемых программ. Программы разрабатываются независимо друг от друга, гибко изменяются в новых условиях и являются стабильными в случае сбоя.

В ходе обработки данных по тест-опроснику А. В. Зверьковой и Е. В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции», мы распределили подростков по уровню выраженности их волевой саморегуляции. Таким образом, были получены следующие результаты (рис. 1).

Выраженность волевой саморегуляции подростков (%)

Рис. 1. Выраженность волевой саморегуляции подростков (%)

Исследование показало, что у большей части респондентов (56 %) средний уровень саморегуляции. У 26 % наблюдается низкий уровень саморегуляции. Меньшая часть опрошенных респондентов (18 %) имеют высокий уровень саморегуляции.

У подростков с низкими показателями саморегуляции не сформирована потребность в осознанном планировании и программировании своих действий, поведения в целом. Респонденты достаточно сильно зависимы от ситуации, от мнения окружающих их людей. Возможная компенсация неблагоприятных личностных особенностей, имеющихся у таких студентов, которая необходима для достижения поставленных целей, снижена. Отсюда, общая успешность овладения данными респондентами новыми видами деятельности в большой степени зависит от стилевых особенностей регуляции и требований осваиваемого вида активности, что, в свою очередь, может вызвать затруднения у юношей с низким уровнем саморегуляции.

Для респондентов, имеющих высокие показатели саморегуляции, характерно наличие осознанности и взаимосвязанности в общей структуре индивидуальной регуляции регуляторных звеньев. Подростки самостоятельны, гибки, адекватны в собственном реагировании на изменения условий окружающей среды. Респонденты этой группы способны с большой степенью осознанности выдвигать и достигать поставленных целей. При наличии у респондентов высокой мотивации достижения есть возможность для них сформировать такой стиль саморегуляции, который позволит компенсировать влияние личностных особенностей, препятствующих достижению целей. Также следует отметить, что для подростков с высоким уровнем саморегуляции овладение новыми видами активности происходит легче. Они увереннее чувствует себя в незнакомых ситуациях, благодаря чему их успехи в привычных видах деятельности стабильны.

Лицам, обладающим средним уровнем саморегуляции, свойственны, с одной стороны, осознанность в структуре регуляторных звеньев, но, с другой, — имеется ярко выраженная потребность в планировании и программировании собственного поведения для успешной деятельности и взаимодействия с окружающей средой. Респонденты достаточно активны, гибки, но, в то же время, могут зависеть от особенностей ситуации, в которую попадают, особенно при наличии фактора новизны, а также от мнений окружающих их людей. Для подростков характерна возможная компенсация характерологических особенностей, что позволяет эффективнее достигать поставленных целей. Общая успешность овладения данными испытуемыми новыми вариантами деятельности достаточно высока при наличии необходимого стиля саморегуляции и достаточной активности подростков.

Следующим этапом нашей работы стало изучение особенностей саморегуляции подростков с разной успеваемостью. Критерием определения успеваемости учащихся стала система оценок знаний в школе по результатам анализа классного журнала. Нами было выделено три группы подростков: отличники, успевающие на «хорошо» и «отлично», троечники.

Таблица 2

Особенности саморегуляции подростков с различной успеваемостью, %

Форма социального поведения

Шкала стилей

Отличники

Успевающие на «хорошо» и «отлично»

Троечники

Планирование

25

14,3

0

Моделирование

25

21,4

12,5

Программирование

0

14,3

25

Оценивание результатов

25

28,6

25

Гибкость

0

7,1

25

Самостоятельность

25

14,3

12,5

Уровень волевой саморегуляции

56

28

16

Как видим из таблицы, подростки-отличники имеют наивысшие значения по показателям саморегуляции и по общему уровню волевой саморегуляции. Они могут определить существенные условия для достижения целей, как в текущей, так и в долгосрочной ситуации, что проявляется в соответствии программ действий планам действий и согласовании результатов с принятыми целями. В условиях неожиданно меняющихся обстоятельств, когда образ жизни меняется и переключается на другую систему работы, такие субъекты могут гибко менять модель значимых условий и, соответственно, программу действий. 25 % этих студентов связаны с этой формой социального поведения (по шкале «моделирования»). 25 % субъектов с высокими показателями по шкале «независимости» способны самостоятельно планировать свое поведение в конфликтной ситуации. Вполне вероятно, что эта тема может организовать конфликтную ситуацию.

Следующим этапом нашей работы было нахождение различий в степени сформированности саморегуляции у подростков с разной успеваемостью. С этой целью был использован Н-критерий Крускала — Уоллиса.

В ходе статистической обработки данных было обнаружено следующее:

— существуют значимые различия (Н=5,805; p<0,05) в уровне волевой саморегуляции подростков-отличников и троечников;

— существуют значимые различия (Н=8,402; p<0,05) в планировании.

То есть, можем отметить, что подростки отличники имеют высокий уровень развития волевой саморегуляции и большую способность к планированию.

Таким образом, гипотеза исследования, заключающаяся в предположении, что существуют особенности саморегуляции подростков, заключающиеся в частично сформированной способности к программированию, среднем уровне оценки результатов деятельности и развитой гибкости системы регулирования. При этом подростки отличники имеют высокий уровень развития волевой саморегуляции и большую способность к планированию, подтвердилась.

Заключение. Наше исследование было посвящено изучению особенностей саморегуляции подростков. На основе теоретического анализа сделаны следующие выводы. Стилистические особенности саморегуляции характерны для человека и важнейших индивидуальных особенностей самоорганизации и управления внешними и внутренними целевыми действиями, которые постоянно проявляются в их различных формах. Феномен саморегуляции проявляется в том, как человек планирует и программирует достижение жизненных целей, принимает во внимание значительные внешние и внутренние условия, оценивает результаты и корректирует свою деятельность для достижения субъективно приемлемых результатов в той степени, в которой он осведомлен о процессах самоорганизации.

Индивидуальный стиль саморегуляции характеризуется комплексом стилевых особенностей контроллера. Эти комплексы включают для этого человека типичные особенности процессов регулирования, которые реализуют основные части системы саморегулирования (планирование, программирование, моделирование, оценка результата), а также регулирующие и личностные характеристики или инструментальные характеристики человека, такие как независимость, надежность, гибкость и т. д.

Исследование показало, что подросткам свойственна частично сформированная потребность задумываться о методах своих действий и поведения для достижения целей, деталей и разработки разрабатываемых программ.

Подросткам свойственен средний уровень по шкале «оценка результатов» характеризует индивидуальное развитие и адекватность оценки самих испытуемых, а также результатов их деятельности и поведения.

Гибкость системы регулирования позволяет подросткам адекватно реагировать на быстрые изменения событий и успешно решать проблему в ситуации риска.

Шкала «независимости» знаменует собой развитие регуляторной автономии. Наличие высоких показателей по шкале независимости демонстрирует самостоятельность в организации человеческой деятельности, их способность самостоятельно планировать деятельность и поведение, организовывать работу для достижения поставленной цели, следить за ходом ее реализации, как промежуточной, так и промежуточной.

Нами обнаружены различия в саморегуляции подростков с разной успеваемостью. Подростки отличники имеют высокий уровень развития волевой саморегуляции и большую способность к планированию.

Таким образом, гипотеза исследования, заключающаяся в предположении, что существуют особенности саморегуляции подростков, заключающиеся в частично сформированной способности к программированию, среднем уровне оценки результатов деятельности и развитой гибкости системы регулирования. При этом подростки-отличники имеют высокий уровень развития волевой саморегуляции и большую способность к планированию, подтвердилась.

Литература:

  1. Ананьев, Б. Г. Билатеральное регулирование как механизм поведения [Текст] / Б. Г. Ананьев // Вопросы психологии. — 2013.
  2. Анохин, П. К. Теория функциональной системы [Текст] / П. К. Анохин // Успехи физиол. Науки. — 2015. — Т. 1. — № 1. — С. 19–54.
  3. Басов, М. Я. Общие основы педологии [Текст] / М. Я. Басов. — М.: Алетейя, 2017. — 776с.
  4. Выготский, Л. С. Проблема возраста [Текст] / Л. С. Выготский // Собр. соч.: — М., 2014.
  5. Гаранина, Ж. Г. Саморегуляция как фактор личностно-профессионального саморазвития будущих специалистов [Текст] / Ж. Г. Гаранина, О. Е. Мальцева / Интеграция образования, 2016.
  6. Конопкин, О. А. Функциональная структура саморегуляции деятельности и поведения [Текст] / О. А. Конопкин // Психология личности в социалистическом обществе: активность и развитие личности. — М.: 2014.
  7. Крылова, Н. Н. Самоотношение и саморегуляция студента: феноменология и плоскости пересечения понятий [Текст] / Н. Н. Крылова // Вестник Пензенского государственного университета. — 2014.
  8. Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь [Текст] / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко // М.: АСТ Москва, 2011.
  9. Юревич, А. В. Психология социальных явлений. [Текст] / А. В. Юревич. М.: Институт психологии РАН, 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): волевая саморегуляция, высокий уровень развития, особенность саморегуляции подростков, подростковый возраст, подросток, достижение целей, развитая гибкость системы регулирования, сформированная способность, уровень оценки результатов деятельности, уровень саморегуляции.


Похожие статьи

Исследование особенностей взаимосвязи структурных компонентов ассертивности подростков 12–13 лет

В статье рассмотрены взаимосвязи структурных компонентов ассертивности в поведенческой, эмоционально-волевой и когнитивной сферах у подростков 12–13 лет. Выявлены основные связи между факторами школьной тревожности, навыком уверенного поведения и ирр...

Продуктивная деятельность как фактор самооценки у младшего школьника

В статье рассматривается влияние продуктивной деятельности на уроках русского языка на успешность формирования самооценки у младшего школьника, что подтверждается выявлением динамики в ее проявлении на основе количественных показателей, определенных ...

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

В данной статье рассматривается вопрос особенностей сенсорного развития детей раннего возраста. Отмечается, что в раннем детстве восприятие остается очень несовершенным. В статье анализируются результаты диагностики особенностей сенсорного развития д...

Особенности формирования личной идентичности в творческой образовательной среде

В работе представлены материалы исследования параметров идентичности в творческой образовательной среде, выполненного на базе Киношколы в городе Москве. Целью работы было изучение особенностей становления идентичности подростков в творческой образова...

Развитие эмоциональной компетентности у дошкольников, имеющих нарушения в речевом развитии

В статье рассматриваются способности детей дошкольного возраста, имеющих проблемы речевого развития к пониманию собственных эмоций и эмоционального состояния других людей в сравнении с «моделью психического». Проведен сравнительный анализ «модели пси...

Сравнительный анализ особенностей развития и формирования учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития и их сверстников с нормальным развитием

В статье приводятся результаты сравнительного анализа особенностей развития учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития и их сверстников с нормальным развитием. Сравнивается содержание (направленность) и состояние (уровен...

Самооценка подростков с выраженной агрессивностью (на примере применения проективной методики «Рука Вагнера»)

В данном исследовании проводится анализ данных, полученных при обследовании подростков с помощью методики диагностики самооценки (опросник Г. Н. Казанцевой) и проективного теста для исследования агрессивности личности «Рука Вагнера (Hand test)». Изна...

Развитие эмоциональной сферы младших дошкольников в процессе социализации

Статья посвящена изучению эмоциональной сферы младших дошкольников в процессе их социализации. Результаты показали, что дети 3–4 лет лучше воспринимают эмоции, если характеризуют поведение, ситуацию, поступок, чем по лицевым экспрессиям. При проведен...

Прокрастинация как предиктор творческого развития обучающихся среднего звена в школе (на примере уроков технологии)

Исследована прокрастинация в трех учебных классах респондентов с целью анализа и предположения творческого развития обучающихся пятых классов в зависимости от учебной мотивации, потребностей, социальной адаптации и профессионального самоопределения. ...

Самооценка, уровень притязаний — факторы, регулирующие способы решения конфликтных ситуаций подростков

В данной статье предпринята попытка доказать гипотезу о существовании зависимости между выбором конструктивных способов решения конфликтных ситуаций старших подростков с их самооценкой и уровнем притязаний. Проведен анализ исследования по методикам: ...

Похожие статьи

Исследование особенностей взаимосвязи структурных компонентов ассертивности подростков 12–13 лет

В статье рассмотрены взаимосвязи структурных компонентов ассертивности в поведенческой, эмоционально-волевой и когнитивной сферах у подростков 12–13 лет. Выявлены основные связи между факторами школьной тревожности, навыком уверенного поведения и ирр...

Продуктивная деятельность как фактор самооценки у младшего школьника

В статье рассматривается влияние продуктивной деятельности на уроках русского языка на успешность формирования самооценки у младшего школьника, что подтверждается выявлением динамики в ее проявлении на основе количественных показателей, определенных ...

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

В данной статье рассматривается вопрос особенностей сенсорного развития детей раннего возраста. Отмечается, что в раннем детстве восприятие остается очень несовершенным. В статье анализируются результаты диагностики особенностей сенсорного развития д...

Особенности формирования личной идентичности в творческой образовательной среде

В работе представлены материалы исследования параметров идентичности в творческой образовательной среде, выполненного на базе Киношколы в городе Москве. Целью работы было изучение особенностей становления идентичности подростков в творческой образова...

Развитие эмоциональной компетентности у дошкольников, имеющих нарушения в речевом развитии

В статье рассматриваются способности детей дошкольного возраста, имеющих проблемы речевого развития к пониманию собственных эмоций и эмоционального состояния других людей в сравнении с «моделью психического». Проведен сравнительный анализ «модели пси...

Сравнительный анализ особенностей развития и формирования учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития и их сверстников с нормальным развитием

В статье приводятся результаты сравнительного анализа особенностей развития учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития и их сверстников с нормальным развитием. Сравнивается содержание (направленность) и состояние (уровен...

Самооценка подростков с выраженной агрессивностью (на примере применения проективной методики «Рука Вагнера»)

В данном исследовании проводится анализ данных, полученных при обследовании подростков с помощью методики диагностики самооценки (опросник Г. Н. Казанцевой) и проективного теста для исследования агрессивности личности «Рука Вагнера (Hand test)». Изна...

Развитие эмоциональной сферы младших дошкольников в процессе социализации

Статья посвящена изучению эмоциональной сферы младших дошкольников в процессе их социализации. Результаты показали, что дети 3–4 лет лучше воспринимают эмоции, если характеризуют поведение, ситуацию, поступок, чем по лицевым экспрессиям. При проведен...

Прокрастинация как предиктор творческого развития обучающихся среднего звена в школе (на примере уроков технологии)

Исследована прокрастинация в трех учебных классах респондентов с целью анализа и предположения творческого развития обучающихся пятых классов в зависимости от учебной мотивации, потребностей, социальной адаптации и профессионального самоопределения. ...

Самооценка, уровень притязаний — факторы, регулирующие способы решения конфликтных ситуаций подростков

В данной статье предпринята попытка доказать гипотезу о существовании зависимости между выбором конструктивных способов решения конфликтных ситуаций старших подростков с их самооценкой и уровнем притязаний. Проведен анализ исследования по методикам: ...

Задать вопрос