В статье исследуется правовое положение работников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а также процесс его развития в перспективе до 2030 года.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, правовое положение, права, медицинское обеспечение, социальный статус.
Фундаментальным нормативно-правовым актом, устанавливающим основные направления развития как правового положения сотрудников, так и всей уголовно-исполнительной системы является Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2021 года № 1138-р «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 года» (далее — Концепция развития УИС).
Говоря о развитии правового положения сотрудников УИС стоит отметить, что социальной защищенности посвящен отдельный раздел Концепции, который включает в себя:
- Повышение социального статуса сотрудника;
- Совершенствование медицинского обеспечения;
- Участие в государственной программе «Развитие здравоохранения»;
- Оснащение медико-санитарных частей современным медицинским оборудованием;
- Предоставление единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения;
- Выплату денежной компенсации на наем жилого помещения.
Также необходимо отметить, что согласно Концепции развития УИС планируется установление нормативной численности сотрудников по отношению к спецконтингенту в соотношении 1:3, а также стимулирование сотрудников посредством многофакторной системы мотивации.
Касательно медико-санитарного обеспечения сотрудников, данный вопрос является достаточно актуальным. С одной стороны, в медико-санитарные части ФСИН России поступает новое, современное оборудование для оказания медицинской помощи сотрудникам. Например, в марте 2024 года в МСЧ-68 ФСИН России по Тамбовской области поступило современное рентгеновское оборудование «РЕНЕКС-РЦ», а в январе 2024 года в МСЧ-59 в городе Соликамске поступило оборудование для исследования желудочно-кишечного тракта «Пентакс EG». С другой стороны, с момента принятия Концепции развития УИС был принят лишь один нормативно-правовой акт, который бы регламентировал вопросы медицинского обеспечения персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Был издан лишь Приказ ФСИН от 22.12.2023 года № 807 «Об установлении Особенностей организации оказания медицинской помощи сотрудникам УИС, гражданам РФ, уволенным со службы в УИС РФ, членам их семей и лицам, находящемся на иждивении», который по своей сути никаких нововведений в себя не включает. Хотя, согласно Концепции развития УИС, период с 2021 года по 2024 год предназначен для формирования нормативной базы выполнения задач, поставленных в Концепции.
Вопрос о развитии правового положения сотрудников, в области медицинского обеспечения на данный момент является открытым, так как, исходя из анализа нормативно-правовых актов, новых прав на медицинское обслуживание у сотрудников не появилось, также не наблюдается расширения списка профессиональных заболеваний сотрудников УИС.
Следующим вопросом, на который хотелось бы обратить внимание, является вопрос о повышении социального статуса сотрудников. Данный вопрос тесно связан с материальным обеспечением сотрудников, предоставлением им денежного довольствия, а также различного рода выплат.
Говоря о предоставлении сотрудникам УИС выплат на наем, покупку или строительство жилого помещения, необходимо отметить, что нормативных актов, регулирующих данные вопросы, с момента принятия Концепции, аналогично вопросу о медицинском обслуживании, принято не было, а соответственно и прогресса в развитии правового положения сотрудников в данной области не наблюдается.
Формулировка, указанная в Концепции развития УИС, а именно: «Повышение социального статуса сотрудника» является достаточно размытой и обширной, поэтому предлагаем следующие способы повышения социального статуса сотрудников УИС:
- Увеличение денежного довольствия сотрудников. Данная мера, во-первых, будет стимулировать сотрудников к добросовестному исполнению служебных обязанностей, во-вторых, снизит остроту нехватки кадров в УИС, в-третьих, повысит положение сотрудников в сравнении с другими правоохранительными органами, а также службу в целом как работодателя. Также данная мера будет способствовать снижению уровня коррупции в рядах сотрудников УИС, так как проблема нехватки денежного довольствия является первопричиной коррупции, по мнению самих сотрудников. [1]
- Введение возможности получения сотрудниками так называемой, «Военной ипотеки», а точнее, получение целевого кредита на приобретение жилья, который выплачивает государство, пока сотрудник несет службу в рядах УИС.
На наш взгляд, данные меры могли бы оказать существенное влияние на повышение статуса сотрудников УИС.
Также стоит отметить небольшое противоречие Концепции развития УИС до 2030 года Концепции развития УИС до 2020 года. А именно, в Концепции развития УИС до 2020 года одним из «средств» развития было указано сокращение штатной численности работников за счет использования инновационных технологий, однако Концепция развития УИС до 2030 года говорит о кадровом некомплекте сотрудников и стремится к восстановлению нормы кадрового комплектования учреждений и органов УИС.
Таким образом, можно сделать вывод, о том, что процесс достижения целей Концепции развития УИС в области развития правового положения персонала на данный момент находится на начальном этапе. Несомненно, первые шаги к его прогрессу были сделаны, однако есть задачи, которые еще предстоит выполнить. В целом, правовой статус сотрудников УИС является достаточно развитым, однако для формирования квалифицированного и замотивированного кадрового состава требуется постоянное развитие его правового положения.
Литература:
- Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах УИС» (с изменениями и дополнениями) // [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/.
- Федеральный закон от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации» // [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699
- Распоряжение Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. № 1138-р «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 года» // [Электронный ресурс] URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400639567/.
- Распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 года» // [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/
- Александров А. С., Санташова Л. Л. К вопросу о выявлении уровня коррупции, коррупционных рисков, возникающих при реализации работниками УИС возложенных на них функций в сибирском и дальневосточном федеральных округах // Вестник Кузбасского института. — 2022. — № 4(53). — С.7–16.
- Зверев А. В. Организационный механизм реализации правового статуса сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Человек: преступление и наказание. — № 3(78). — 2012. — С.129–133.
- Борзенко Ю. А., Косарев К. В. О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации // Вестник Кузбасского института. — № 3(36). — 2018. — С.15–22.
- Якушкин А. И. «Правовый статус персонала уголовно-исполнительной системы» // Вестник магистратуры. — 2015. — № 6–3(45). — С. 36–37.