Каршеринг — явление достаточно новое для российского права, однако на сегодняшний день уже широко применяется на практике. Данный договор относят к разновидности аренды, однако каких-либо специальных норм в законодательстве не закреплено. По этой причине остро встал вопрос о том, какие нормы следует применять к данному договору при разрешении споров.
Для начала необходимо провести дефинитивную проработку понятия «каршеринг». Несмотря на отсутствие законодательно закрепленного определения, на официальных сайтах Роспотребнадзора субъектов РФ можно встретить его различные варианты. Например, Роспотребнадзор по Ростовской области дает следующую дефиницию: «Каршеринг — это специальный сервис, при помощи которого пользователь, зарегистрированный в системе каршеринговой компании (оператора), может за плату временно пользоваться автомобилями, которые она предоставляет» [1]. Особенностями договора являются:
1) заключается с помощью специального приложения или сайта, т. е. дистанционного;
2) не оговаривается срок аренды транспортного средства;
3) оплата производится за время пользования автомобилем;
4) территория действия определяется договором;
5) управление арендованным автомобилем нельзя передать другому лицу.
В судебной практике также можно обнаружить различные подходы к классификации договора каршеринга, что, в свою очередь, влияет на выбор норм, подлежащих применению. Так, например, рассматриваемое соглашение сопоставляют с договором проката и аренды транспортного средства без экипажа [2, с. 33].
Есть все основания полагать, что к договору каршеринга не могут применятся нормы, регулирующие договор проката, так как при каршеринге не обязательно личное присутствие арендодателя при передаче имущества в аренду, в отличие от проката [3]. Кроме того, согласно ст. 630 ГК РФ, при заключении договора проката арендная плата устанавливается в виде определенных в твердой сумме платежей, а как уже упоминалось выше, при каршеринге плата вносится за время пользования, то есть по определенным тарифам.
Сложно отнести каршеринг и к договору аренды транспортного средства без экипажа по следующим признакам:
1) поддержка автомобиля в надлежащем состоянии является обязанностью арендодателя;
2) двухсоставная арендная плата (пользуясь принципом свободы договора, каршеринговая фирма может устанавливать плату либо пропорционально времени пользования, либо расстоянию. Например, «Яндекс.Драйв» предлагает на выбор несколько тарифов: «Минуты» (рассчитывает плату в зависимости от времени пользования) и «Часы» (в зависимости от времени и расстояния));
3) краткосрочный характер договора;
4) заключения договора через специальное предложение;
5) страхование транспортного средства — обязанности арендодателя [4, с. 52].
Таким образом, каршеринг нельзя отнести к договору аренды транспортного средства без экипажа, однако суды при разрешении споров могут применять отдельные положения, регулирующие данный вид договора аренды.
По способу заключения договор каршеринга также нельзя четко отнести к договору присоединения или рамочному договору. Важным отличием между этими двумя договорами является то, что при присоединении одна сторона не может изменить его условия, а только присоединиться к уже прописанным. В случае же с рамочным договором, данные условия могут быть конкретизированы и уточнены дополнительными соглашениями, заявками и т. п.
Согласно первой позиции, по общему правилу, договор каршеринга является договором присоединения, поскольку его условия устанавливаются каршеринговой компанией, и, когда лицо с помощью приложения арендует автомобиль, оно принимает данные условия, то есть присоединяется к договору в целом. Вместе с тем, согласно второй позиции, потребитель из всего автопарка использует один конкретный автомобиль, использование которого предполагает заключение дополнительного договора. Таким образом, можно сделать последовательный вывод о том, что договор каршеринга является рамочным [5, с. 31].
Таким образом, договор каршеринга можно назвать смешанным договором, то есть содержащем в себе элементы различных видов договоров аренды. Несмотря на то, что возникающие из такого соглашения правоотношения все равно находят регулирующие нормы, тем не менее, по нашему мнению, каршеринг следует выделить как отдельный вид договора, так как он имеет свои особенности, отличающие его и от договора проката, и от договора аренды транспортного средства без экипажа. Кроме того, популярность заключения указанного договора позволяет говорить о необходимости выработки более подробного правового регулирования данных отношений, чему должна способствовать доктрина.
Литература:
- Как заключить договор каршеринга / Официальный сайт Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области // URL: https://www.rpndon.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=12256&catid=109&Itemid=125 (дата обращения: 18.05.2024).
- Ёркина Т. Н., Губина Т. К. Проблемы правового регулирования договора каршеринга / Т. Н. Ёркина, Т. К. Губина // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2021. — № 7 (57). — С. 31–36.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (с изм. от 13.06.2023 № 209-ФЗ) // СЗ РФ, 1996, № 5, ст. 410; СЗ РФ, 2023, № 131, ст. 4398.
- Смирнов И. О. Анализ правовой природы договора каршеринга / И. О. Смирнов // Скиф. Вопросы студенческой науки. — 2021. — № 5 (57). — С. 50–54.
- Гриднева О. В. Правовая природа договора каршеринга / О. В. Гриднева // Юридическая наука. — 2020. — № 8. — С. 29–33.