Использование резиновой крошки и гранулята для ямочного ремонта (отработка рецептуры) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №22 (521) май 2024 г.

Дата публикации: 29.05.2024

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Воронецкая, В. И. Использование резиновой крошки и гранулята для ямочного ремонта (отработка рецептуры) / В. И. Воронецкая, Ю. В. Богатырёва, М. В. Тюряхин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 22 (521). — С. 46-49. — URL: https://moluch.ru/archive/521/114873/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье написано о возможности использовать подготовленную резиновую крошку и гранулят старого асфальтобетона для ямочного ремонта.

Известно, что для строительства дорог используются компоненты дорогостоящей нефти, а это дополнительно увеличивает стоимость расходов на производство гудронов и битумов, применяемых при создании дорожных покрытий. Идеи повышения качества дорожного полотна и снижения расходов на строительство, ремонт и содержание дорог постоянно будоражат умы ученых, изобретающих новые способы для улучшения физико-механических свойств битума. Одной из наиболее перспективных и эффективных идей стало использование резиновой крошки, полученной в процессе переработки автомобильных шин. [1–3]

Такой подход решает две важные проблемы. Во-первых, они связаны с улучшением свойств асфальтобетонных смесей и повышения качества дорог, а во-вторых, с улучшением экологической обстановки путем вторичного использования подлежащих утилизации отработанных шин и других резиновых отходов.

Самыми перспективными и экономически выгодными являются технологии, которые позволяют проводить ремонт в течение всего года. Именно таким является метод ямочного ремонта с использованием холодной асфальтобетонной смеси, которая содержит минеральный материал подобранного зернового состава, и жидкое органическое вяжущее вещество. [4, 5] Эту смесь изготавливают на асфальтобетонном заводе. Но это дорогостоящий ремонт, и на один сезон, (планируемый срок ямочного ремонта, заводской асфальтобетон тратить не экономично). Наша задача, которую поставил перед нами ДЭУ-1, наш социальный партнёр, найти способ использования резиновой крошки и снятого асфальтобетона, гранулята.

Цель: найти возможности использования девулканизированной резины, (при помощи растворителей, мягчителей, термическим способом) и крошку асфальта (гранулята) для ямочного ремонта, отработка рецептуры и определение соответствия ГОСТ

Задачи: Анализ литературы, обработка крошки паром, подбор ароматического растворителя девулканизации крошки, изготовление образцов, и частичные лабораторные испытания, вывод и рекомендация для использования.

Актуальность: Проблему накопления отработанных шин решают на государственном уровне в любой прогрессивно развивающейся стране. Не менее важным в ходе очищения природы от резинового мусора является организация применения продуктов переработки. На помощь приходят различные исследования, с помощью которых крошка находит своё применение в разнообразных сферах жизни. Одной из сфер, где стал востребован основной продукт механической переработки шин является дорожное строительство.

Гипотеза: Мы предполагаем, что после девулканизации получим регенерат, который можно использовать, как модификатор битумного вяжущему, при ямочном ремонте дорог.

Был проведен гранулометрический анализ асфальтобетонного гранулята и резиновой крошки.

Просеяли резиновую крошку через сита 1,25; 0,63; 0,315. Для определения пригодной фракции по рекомендации литературы нужна фракция от 0,5 до 1 мм, определили, что соответствует.

Для определения марки гранулята асфальтобетона было отобрано методом квартования 1500гр гранулята, и просеяно через набор сит, проведены соответствующие расчеты, данные приведены в таблице 1

Таблица 1

Размер ячейки сита, мм

Масса остатка на сите, г

Частный остаток %

Полный остаток %

Полный проход %

20

47,27

3,15

3,15

96,85

15

96,37

6,42

9,57

90,43

10

190,45

12,69

22,26

77,74

5

319,5

21,3

43,56

56,45

2,5

341,90

22,79

66,35

33,65

1,25

195,1

13,01

79,36

20,64

0,63

175,25

11,68

91,04

8,96

0,315

91,32

6,09

97,13

2,87

0,16

32,16

2,144

99,274

0,726

0,071

13,68

0,726

100

0

Для полного соответствия с типом Б по ГОСТ 9128–84, нам не хватает мелких фракций, минерального порошка.

Для приготовления небольших партий резиновой крошке, для ее девулканизации и образования в дальнейшем связей с битумом мы применяли разны способы.

Добавляли 4 вида растворителя, ксилол, толуол, сольвент и бензин. Добавляли до тех пор, пока не прикроет сверху крошку. Подбирали растворитель, способствующий лучшему набуханию и размягчению резины, растворители содержащие ароматические вещества в составе. Без окислителя и с окислителем перманганатом калия, роль которого была окислить серу и разорвать связи между ней и углеродом.

Резиновая крошка по-разному реагировала на растворители, в ксилоле очень набухла и поглотила растворителя 1:4 по весу. Меньше всего набухание наблюдалось в бензине, но образцы содержащие таким образом обработанную резиновую крошку при взаимодействии с битумом проявили дополнительно вязкие свойства, при растирании, как с окислителем, так и без него. Так как окислитель воднорастворимый растворяли его в ацетоне, это единственный органический растворитель, в котором он растворяется и после добавляли к резиновой крошке. Провели девулканизацию резиновой крошки термохимическим способом, имитируя процессы, протекающие на разинорегенерующих производствах.

Неподготовленная резиновая крошка, добавленная к асфальтовой массе, очень сильно крошилась. В литературе рекомендуемая добавка 3 % без обработки и в горячий асфальтобетон, а не в отработанный гранулят асфальтобетона. Именно это и является новизной нашей работы, так как позволяет значительно снизить затраты на ямочный ремонт при использовании вторичного сырья. Одновременно решаются две проблемы удешевление ямочного ремонта и уменьшение свалок шин.

Чтобы резиновая крошка стала модификатором битума, необходимо ее обработать, как рекомендуют литературные источники термическим способом. Модификатор готовят следующим образом. В разогретый до 160°C битум добавляют резиновую крошку и перемешивают для набухания резины при 180°C в течение 1–1,5 ч. Затем температуру постепенно повышают до 250°C для деструкции резиновой крошки и затем продолжают перемешивание еще 30 мин при 250°С. Добавляли гранулят асфальтобетона к модифицированному битуму и прессовали при давлении 160 кН.

Формование образцов

Образцы асфальтобетона получают уплотнением смеси в цилиндрических пресс-формах с вкладышами (ГОСТ 12801–98).

Мы проводили испытания на среднюю плотность (Таблица 2) и водопоглощение (Таблица 3).

Таблица 2

п\п

Масса образца на воздухе m 1

Масса образца после 30 минут выдержки в воде,г

Плотность материала асфальтобетона, г\см3

На воздухе

В воде

m2

m 3

1

672,69

319,20

689,56

1,81

2

692,71

339,60

699,75

1,92

3

616,14

261,95

621,22

1,71

4

568,83

294,75

609,65

1,80

5

660,52

304,60

664,90

1,83

Таблица 3

п\п

Масса образца на воздухе m 1

Масса образца после 30 минут выдержки в воде,г

После насыщения водой

% водонасыщения

На воздухе

В воде

На воздухе

m2

m 3

1

672,69

319,20

689,56

718,26

12,3 %

2

692,71

339,60

699,75

732,29

11,0 %

3

616,14

261,95

621,22

655,75

11,0 %

4

568,83

294,75

609,65

640,58

13,3 %

5

660,52

304,60

664,90

695,93

9,8 %

Средняя плотность соответствует ГОСТу, водонасыщение в 2,5 раза больше нормы. Мы считаем, что это связано с тем, что качество и тип битума не тот что нам нужен, и малым процентом мелкой фракций.

Изучили влияние мягчителей на резину, согласно литературным источникам присутствие стеариновой кислоты помогает, как вулканизации, так и девулканизации резины. Данные из статьи «Влияние условий обработки резиновой крошки на степень её девулканизации» [6]

Таблица 4

Стеариновая кислота %

Температура девулканизации, С

Время выдержки, мин

Степень девулканизации, %

Содержание растворимой части, %

5

160

60

7.8

31,56

5

120

13.45

30,2

5

200

60

9.8

34.96

5

120

13.3

38.3

Из таблицы 4 видно, содержание растворимой части в регенерате и степень его девулканизации в зависимости от условий обработки при термическом способе девулканизации [7]

Термическая обработка резиновой крошки в присутствии 30 % мазута и 5 % стеариновой кислоты лучший вариант, даже при 20 % добавки резиновой крошки к грануляту, образец остаётся твердым и эластичным одновременно. Полной гомогенности резиновой крошки достичь не удалось, образец достаточно вязкий после обработки в стеариновой кислоте, но как модификатор битума показывает лучший результат.

Заключение

Тема рециклинга асфальтобетона важная экономическая проблема, что значительно удешевляет ямочный ремонт, а добавки резиной крошки для этой цели еще и существенно улучшают экологическую ситуацию. После гранулометрического анализа сделали вывод, что для полного соответствия с типом Б, нам не хватает мелких фракций. Сделали вывод, что оптимальный вариант добавки резиновой крошки максимально около 20 %, Средняя плотность соответствует ГОСТу, водонасыщение в 2,5 раза больше нормы, что связано с тем, что качество и тип битума не соответствует сертификату, и недостаточно мелких фракций. Наилучший вариант обработки резиновой крошки, термическая обработка со стеариновой кислотой.

Литература:

  1. Руденский А. В. Применение резиновой крошки для повышения качества дорожных битумов и асфальтобетонов / А. В. Руденский, А. С. Хромов, В. А. Марьев // Дороги России ХХI века. — 2004. — № 5. — С. 62–71.
  2. Веселов В. И. Переработка использованных шин. Международный опыт / В. И. Веселов, Ж. В. Перлина, В. А. Марьев, Ю. А. Шувалов // Твердые бытовые отходы. — 2012. — № 12. — С. 58–63
  3. Башкирский химический журнал том 13 № 5 УДК 691. 168: 666. 964. 3В. С. Прокопец, С. Ф. Филатов, Т. Л. Иванова, М. В. Тарасова, Л. В. Поморова, С. Духовный, к. т. н„ профессор, А. В. Сачкова, А. О. Короткова (БГТУ им. В. Г. Шухова), Восстановление асфальтобетонных покрытий методом холодного ресайклинга и добавками химических веществ. Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ).
  4. Производство дорожной техники для ремонта и содержания автомобильных дорог [Электронный ресурс]/ Способы ямочного ремонта — Режим доступа: https://xn--e1aoadejs8h.xn--p1ai/statii/remontasphalt свободный. — Загл. с экрана.
  5. По материалам журнала «Мир дорог» № 78 окт 2014 Претор менеджмент [Электронный ресурс]/ Эффективность применения резинобитумного вяжущего при строительстве асфальтобетонных покрытий– Режим доступа: https://www.pretor-road.ru/stati/125-effektivnost-primeneniya-rezinobitumnogo-vyazhushchego-pri-stroitelstve-asfaltobetonnykh-pokrytij.html свободный. — Загл. с экрана.
  6. Молодой ученый [электронный ресурс] Фролов, В. А. Влияние условий обработки резиновой крошки на степень её девулканизации / В. А. Фролов, С. А. Меркулов, К. А. Селезнев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 362–364. — URL: — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/62/9276/ свободный. — Загл. с экрана
  7. Киберлинка [Электронный ресурс] / С. Н. Шабаев, С. А. Иванов, Е. М. Вахьянов Оценка технологических параметров растворения резиновой крошки при получении резинобитумного вяжущего — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-tehnologicheskih-parametrov-rastvoreniya-rezinovoy-kroshki-pri-poluchenii-rezinobitumnogo-vyazhuschego/viewer свободный. свободный– Загл. с экрана.
Основные термины (генерируются автоматически): резиновая крошка, ямочный ремонт, стеариновая кислота, масса образца, таблица, термический способ, гранулометрический анализ, полное соответствие, растворимая часть, термическая обработка.


Похожие статьи

Использование полимерного вторсырья как замена битумного вяжущего для ямочного ремонта

Формообразование твердосплавного инструмента на шлифовально-заточном центре

В статье рассмотрена методика построения профиля винтовой канавки фрезы. Выбор инструмента второго порядка для изготовления стружечных канавок. Определение необходимых параметров его установки путем решения обратной задачи профилирования. Создание ма...

Технология ремонта корпуса автосцепки СА-3 грузового вагона

В данной статье рассмотрена технология ремонта корпуса автосцепки СА-3 грузовых вагонов. Описаны назначения данной детали, существующие допустимые и недопустимые дефекты. Причины появления этих дефектов. Порядок технологического процесса, порядок рем...

Альтернативные технологии пайки: парофазная пайка

В данной статье рассмотрен тип печей оплавления паяльной пасты — парофазные печи. Проанализированы преимущества перед конвекционными печами оплавления. Описан принцип работы парофазных печей.

Применение демонстрационных материалов на лекциях по физике

В данной статье авторы рассматривают различные способы улучшения качества обучаемости. Анализируют опыт применения презентаций и демонстрационных материалов на лекциях, а также приводят пример использования макетов.

Изучение сварных соединений в швейном производстве

В статье изучен технологический процесс изготовления швейных изделий из термопластичных материалов сварными соединениями. Выявлены преимущества и недостатки этой технологии. Изучена практическая целесообразность применения данной технологии в массово...

Совершенствование технологии производства колбасных изделий из мяса птицы с добавлением коллагенового геля

В данной статье описана технология производство полукопченой колбасы из мяса птицы с применением коллагенового геля. Описаны свойства мяса птицы и говядины. Изложены результаты исследований полученного продукта, проведен сравнительный анализ.

Изучение технологического процесса изготовлении одежды с применением клеевых соединений с целью его усовершенствования

В статье приведены основы клеевого соединения при изготовлении швейных изделий. Детально изучены технологии, преимущества и недостатки клеевых соединений. Рекомендованы направления совершенствования клеевой технологии.

Полевые методы исследования и оценки полимер-гелевого бурового раствора

В статье рассмотрены методы исследования и оценки полимергелевого бурового раствора в полевых условиях Республики Узбекистан. Использованы различные рецептуры импортозамещающих буровых растворов с использованием местных источников технологических мат...

Исследование прочности шва при соединении деталей спецодежды

В данной статье рассматривается исследование прочности ниточного шва хлопчатобумажной ткани разной поверхностной плотности, используемые при изготовлении специальной одежды, обработанной различной концентрации технологическим раствором текстильно-всп...

Похожие статьи

Использование полимерного вторсырья как замена битумного вяжущего для ямочного ремонта

Формообразование твердосплавного инструмента на шлифовально-заточном центре

В статье рассмотрена методика построения профиля винтовой канавки фрезы. Выбор инструмента второго порядка для изготовления стружечных канавок. Определение необходимых параметров его установки путем решения обратной задачи профилирования. Создание ма...

Технология ремонта корпуса автосцепки СА-3 грузового вагона

В данной статье рассмотрена технология ремонта корпуса автосцепки СА-3 грузовых вагонов. Описаны назначения данной детали, существующие допустимые и недопустимые дефекты. Причины появления этих дефектов. Порядок технологического процесса, порядок рем...

Альтернативные технологии пайки: парофазная пайка

В данной статье рассмотрен тип печей оплавления паяльной пасты — парофазные печи. Проанализированы преимущества перед конвекционными печами оплавления. Описан принцип работы парофазных печей.

Применение демонстрационных материалов на лекциях по физике

В данной статье авторы рассматривают различные способы улучшения качества обучаемости. Анализируют опыт применения презентаций и демонстрационных материалов на лекциях, а также приводят пример использования макетов.

Изучение сварных соединений в швейном производстве

В статье изучен технологический процесс изготовления швейных изделий из термопластичных материалов сварными соединениями. Выявлены преимущества и недостатки этой технологии. Изучена практическая целесообразность применения данной технологии в массово...

Совершенствование технологии производства колбасных изделий из мяса птицы с добавлением коллагенового геля

В данной статье описана технология производство полукопченой колбасы из мяса птицы с применением коллагенового геля. Описаны свойства мяса птицы и говядины. Изложены результаты исследований полученного продукта, проведен сравнительный анализ.

Изучение технологического процесса изготовлении одежды с применением клеевых соединений с целью его усовершенствования

В статье приведены основы клеевого соединения при изготовлении швейных изделий. Детально изучены технологии, преимущества и недостатки клеевых соединений. Рекомендованы направления совершенствования клеевой технологии.

Полевые методы исследования и оценки полимер-гелевого бурового раствора

В статье рассмотрены методы исследования и оценки полимергелевого бурового раствора в полевых условиях Республики Узбекистан. Использованы различные рецептуры импортозамещающих буровых растворов с использованием местных источников технологических мат...

Исследование прочности шва при соединении деталей спецодежды

В данной статье рассматривается исследование прочности ниточного шва хлопчатобумажной ткани разной поверхностной плотности, используемые при изготовлении специальной одежды, обработанной различной концентрации технологическим раствором текстильно-всп...

Задать вопрос