Статья посвящена становлению правого регулирования договора лизинга в Российской Федерации. В статье в хронологическом порядке обозначены основные законодательные акты, посвященные договору лизинга и раскрыто их общее содержание.
Ключевые слова: гражданское право, правовое регулирование, становление лизинговых отношений, развитие лизинговых отношений. договор лизинга.
The article is devoted to the formation of legal regulation of the leasing agreement in the Russian Federation. The article chronologically identifies the main legislative acts on the leasing agreement and reveals their general content.
Keywords: civil law, legal regulation, formation of leasing relations, development of leasing relations. the lease agreement.
Лизинговые отношения имеют многолетнюю историю, на протяжении которой государством осуществлялось соответствующее правовое регулирование данных отношений. Вместе с тем, в отличие от регламентации прочих гражданских договорных конструкций, регулирование лизинговых договоров в российской практике, имеет непродолжительной историческое развитие: с начала 90-х годов XX века по настоящее время. До этого времени понятие лизинга не существовало, а регламентация лизинговых отношений происходила посредством общих положений ГК РФ, регулирующих имущественный найм. До 1997 г. имело место закрепление лизинговых отношений в некоторых законодательных нормах, однако, самостоятельного регулирования лизинга посредством гражданского законодательства не было, и регулирование данных правоотношений осуществлялось посредством положений налоговых, банковских законодательных норм.
Становление операций по лизингу следует определить серединой 1989 года вследствие перевода организаций на арендные формы ведения хозяйства.
В первоначальном развитии использования лизинга заметную роль сыграли Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде от 23 ноября 1989 года № 810–1 и письмо Госбанка СССР от 16 февраля 1990 года № 270 «О плане счетов бухгалтерского учета», где устанавливался процесс отображения лизинга в бухгалтерском учете.
Формирование коммерческих банков оказало также большое содействие введению операций по лизингу в банковские отношения. Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» выступил в качестве первого нормативного акта специального характера, который был направлен на регламентацию лизингового договора. Этот Указ не включал правовых положений, которые непосредственным образом регламентировали правовые отношения, касающиеся передачи в лизинг имущества, то есть, имел организационный характер и включал поручение Правительству РФ создать Временное положение о лизинге, предусмотрев в нем следующие положения:
а) определение лизинга в качестве вида предпринимательства, который имеет свою направленность на вложение временно свободных либо привлеченных финансовых средств в имущество, которое передается на определенный срок на основе договора гражданам и юридическим лицам;
б) установление лизинговых объектов, принимая во внимание, что как движимое, так и недвижимое имущество, которое имеет отношение к основным средствам, права имущественного характера могут выступать в качестве предмета лизингового договора.
В Указе № 1929 наблюдается экономический подход к лизингу как виду предпринимательства и не принимается во внимание то, что в целях обеспечения гражданского оборота правовая регламентация лизинга, главным образом, должна реализовываться как гражданский договор. Кроме того, в данном документе сужен перечень предприятий, которые вправе передавать имущество на основании лизингового договора, поскольку данный перечень содержал лишь акционерные общества, в основном, открытого типа.
В число объектов прав, передаваемых по лизинговому договору Указом № 1929 включены права имущественного характера, с чем не соглашается В. В. Витрянский, который указал на то, что в качестве самостоятельного объекта лизинга права имущественного характера выступать не могут, так как они к вещам не относятся.
Е. В. Разумовская, напротив, подчеркнула, что законодателем безосновательно исключена возможность для введения в гражданский оборот как предмета лизинга прав на использование результатов интеллектуальной деятельности и акций (долей) хозяйственных обществ, что, в свою очередь, выступает как итог безосновательного толкования лизинга в нормах ГК РФ как вида договора аренды.
Постановление Правительства РФ от 29 июня 1995 г. № 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности», явилось следующим правовым актом, который посвящен лизинговому договору. Данным актом утверждается Временное положение о лизинге, установившее понятие лизинга, отразившего как экономический, так и правовой аспекты. Это отвечало Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге от 28.05.1988 г. (Оттавская конвенция) к лизингу как к гражданско-правовому обязательству. Под лизингом понимался вид предпринимательства, который имеет своей направленностью инвестирование временно свободных либо привлеченных средств, а в силу договора финансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель) имеет обязанность по приобретению в собственность определенное в договоре имущество у конкретного продавца и предоставлению его арендатору (лизингополучателю), за которую последний уплачивает установленную плату во временное пользование в целях предпринимательства.
Также Временное положение включало требования, предъявляемое к лизинговому договору:
а) лизингополучатель имеет право на выбор объекта лизинга и его продавца;
б) лизингополучатель может пользоваться переданным имуществом исключительно в целях предпринимательства;
в) лизингодателем имущество может быть приобретено исключительно для его передачи лизингополучателю;
г) за все время лизинга сумма платежей по нему должна включать полную стоимость имущества в ценах на момент совершения сделки.
В лизинговом договоре стороны вправе предусмотреть право выкупа лизингополучателем имущества по истечении либо до истечения договорного срока.
Временное положение, закрепленные правомочия сторон по лизинговому договору, распределение расходов между сторонами по содержанию и использованию переданного имущества, соответствовало основным положениям Оттавской конвенции.
Вторая часть Гражданского кодекса РФ, которая вступила в действие 1 марта 1996 года стала следующим актом, посредством какового осуществлялось регулирование правоотношений лизинга. В параграфе 6 главы 34 («Аренда») Гражданского кодекса РФ регламентируются особенности лизинговых сделок и именуется «Финансовая аренда (лизинг)», который включает шесть статей, где устанавливаются определение договора лизинга, его предмета, особенности его передачи, а также перехода риска случайной гибели, ответственности продавца. В нормах ГК РФ был впервые использован термин «финансовая аренда», до этого в правовых актах и в практической детальности применялось лишь понятие «лизинг». Сегодня в ГК РФ данные термины являются тождественными. В положениях ГК РФ лизинг рассматривается как самостоятельный вид арендного договора (имущественного найма), вследствие чего его регламентирование образовано по схеме, при которой в случае отсутствия в соответственном разделе правил, посредством которых регламентируется вид договора (в нашем случае лизинговый договор), применяются общие положения, которые регулируют соответственный тип договора (в нашем случае арендный договора).
Постановление Правительства РФ от 16.06.1994 года № 686 «Об организации обеспечения агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией на основе долгосрочной аренды (лизинга)» и Постановление Правительства РФ от 26.02.1999 года № 228 и от 29.10.1997 года № 1367 «О совершенствовании лизинговой деятельности в агропромышленном комплексе», урегулировали особенности порядка на основе лизинга обеспечения агропромышленных предприятий продукцией машиностроения и приобретения племенных животных.
Президент РФ 8 февраля 1998 года подписал Федеральный закон № 16-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к конвенции УНИДРУА «О международном финансовом лизинге». Российские интересы в присоединении к Конвенции «О международном финансовом лизинге» заключаются в том, что Конвенция выступает в качестве ориентира для отечественного законодательства, которое регламентирует правоотношения в сфере лизинга поскольку присоединение к международному договору ориентирует на приведение внутреннего законодательства в соответствие с нормами международного договора.
29 октября 1998 г. был принят Федеральный закон № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», первоначальная редакция какового критиковалась правовым сообществом, поскольку данный законодательный акт имел достаточно большое количество недостатков, к примеру, вступал в противоречие положениям ГК РФ применяемых в законе понятий («лизинговая сделка», «лизинг»), выделяемых видов лизинга (долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный тип лизинга, оперативный и возвратный виды лизинга) и пр.
В связи с принятием ФЗ от 29.01.2002 № 10-ФЗ2 отдельные изъяны Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ были ликвидированы. Так, из Закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ было исключено понятие лизинговой сделки, отдельные нормы, которые образованы на понимании лизинга в качестве экономической категории также были исключены, устранено выделение видов, типов лизинга, уменьшен круг существенных условий лизингового договора и пр.
Таким образом, в первой половине 90-х годов XX в., вследствие проводимых государственных рыночных реформ, отдельные финансовые инструменты получили свое распространение. В качестве одного из подобных инструментов стал лизинг. Следовательно, использование лизинга определялось стремлением выделить в самостоятельный вид финансовый тип аренды, который прежде в российской практике не применялся. В Российской Федерации лизинговый договор выступает как правовой институт, который был перенят из права зарубежных государств, получившим свое закрепление на законодательном уровне в России после его апробации и основания характерных черт.