В статье рассматриваются теоретические вопросы налогового контроля в России, которые напрямую влияют на экономику страны. Актуальность рассматриваемых сведений заключается в необходимости определения и разбора наиболее распространенных проблем налогового контроля. Автором исследованы научные и нормативно-правовые источники, с помощью которых изучена практическая сторона вопроса налогового контроля в России.
Ключевые слова: налоги, налогообложение, финансовый контроль, налоговый контроль.
Успешное функционирование экономики России достигается благодаря применению комплекса определенных мер и направлений экономического регулирования, одним из которых является построение системы государственного финансового контроля. В свою очередь, указанная система подразумевает управление финансами всех уровней, а также неразрывно связана со сферой налогообложения.
Применение финансового контроля возможно в рамках реализации действующей государственной политики, направленной, в первую очередь, на формирование бюджета, благодаря которому выполняются общесоциальные задачи в области здравоохранения, образования, оборонного комплекса и т. д.
Применение финансового контроля позволяет, в узком смысле, следить за полноценным пополнением бюджета страны, согласно установленным законодательным нормам.
Так, связь управления финансами с налогообложением подтверждается действующей ст. 57 Конституции РФ, в которой закреплена обязанность уплаты законно установленных налогов. Положения об исполнении данной обязанности содержатся в ст. 45 Налогового кодекса РФ (НК РФ) [1]. В целом, в данном правовом источнике сформированы общие принципы налогообложения в России, которыми руководствуются государственные органы при осуществлении финансового контроля.
Налоги имеют большое значение для любого государства, поскольку, как известно, за их счет формируется значительная доля бюджета. К примеру, согласно расчетам и оценке аналитиков, доля налоговых отчислений физическими и юридическими лицами составляет более 70 % от общего объема всего федерального бюджета России [2, c. 63].
В контексте данной работы следует обозначить сущность налогового контроля.
В научной литературе налоговый контроль принято относить к виду государственного финансового контроля, при учете особенности форм и методов осуществления контрольных мероприятий.
В Налоговом кодексе РФ [1] налоговому контролю посвящена целая глава, а его определение включает в себя упоминание деятельности уполномоченных органов по проверке соблюдения налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, а также плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах в установленном порядке.
Значимость налогового контроля заключается в:
— обеспечении своевременного и стабильного аккумулирования финансовых средств за счет налоговых отчислений;
— укреплении налоговой дисциплины посредством применения сроков, применяемых к различным налоговым отчислениям (к примеру, налоговое уведомление за оплату движимого имущества в виде транспортного средства приходит под конец года, а налоговые отчисления по доходам самозанятых формируются в течение четырех недель с момента осуществления продажи и указания суммы полученного дохода);
— привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (глава 15 НК РФ) [1].
Однако, достижение целей налогового контроля на практике на всегда так просто и однозначно.
Ежегодная статистика выездных налоговых проверок, а также анализ показателей их высокой либо низкой результативности свидетельствует о существовании ряда определенных недостатков налогового контроля, которые стоит рассмотреть подробнее.
В настоящий момент государство уделяет значительное внимание внедрению инновационных инструментов контроля в работу большинства органов исполнительной власти. В этом отношении Федеральная налоговая служба не является исключением, поскольку модернизация соответствующего контрольного оборудования налоговых органов также происходит с помощью применения форм искусственного интеллекта [3, c. 175]. В этой связи некоторые кадры не способны своевременно адаптироваться к происходящим изменениям, ввиду чего проблемы налогового контроля обусловлены низкой квалификацией уполномоченных лиц. В свою очередь, низкая квалификация не всегда позволяет дать мотивированное заключение по тому или иному случаю в отношении начисления либо контроля за уплатой налоговых сборов.
Следующая проблема может быть также связана с низкой квалификацией кадров, но данный факт не является постулатом, как таковым. Речь идет о фискальной направленности налогового контроля, в процессе которого уделяется большое внимание выявлению нарушений и привлечению к ответственности виновных лиц. При этом, могут возникать случаи злоупотребления полномочиями и ошибочного наложения штрафа на невиновное лицо.
Другая важная проблема налогового контроля проявляется в отсутствии четко выстроенной комплексной стандартной процедуры организации налогово-контрольных проверок, а также единой системы критериев, для определения налоговых правонарушений. Ввиду этого, учащаются случаи возникновения конфликтов между предпринимателями и налоговыми органами, что, вероятно, может привести к различным последствиям, вплоть до ухода бизнеса в теневую среду.
Для решения данной проблемы должны быть разработаны необходимые критерии и процедуры проведения налогово-контрольных проверок, которые позволят исключить субъективность и произвол со стороны налоговых инспекторов. Помимо этого, важно создать и организовать систему обжалования решений налоговых органов, чтобы обеспечить доступ к судебной защите для бизнеса.
Еще одна проблема налогового контроля заключается в низком уровне налоговой культуры, которая проявляется в необязательстве налогоплательщика, допускающего возникновение налоговых правонарушений или вовсе уклоняющегося от уплаты. Уровень налоговой культуры возможно повысить только посредством общегосударственного вмешательства, а именно, проведения разъяснительной работы и показательных действий, поскольку многие граждане на самом деле не видят причинно-следственных связей между налогами и исполнением социальных программ либо поддержанием городской инфраструктуры. Поэтому в лице государства должна проводиться политика, направленная на повышение финансовой грамотности среди населения всех возрастов.
Для решения проблем налогового контроля можно предложить следующие рекомендации, которые заключаются в необходимости:
— улучшения информационного обеспечения налогового администрирования среди граждан, которые смогли бы иметь доступ к различной налоговой информации, включающей пояснение по гражданским правам и обязанностям;
— развития новых технологий и интеллектуальных систем совместно с повышением квалификации налоговых специалистов;
— обеспечения прозрачности и открытости процесса налогового контроля.
Литература:
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 23.03.2024) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.
- Ефремова Т. А. Повышение эффективности налогового администрирования как необходимое условие развития налоговой системы // Налоги. — 2021. — № 6. — С. 61–67.
- Яркина, М. Проблемы осуществления налогового контроля // International Journal of Humanities and Natural Sciences. — 2023. — № 11–2 (86). — С. 174–177.