В статье подробно рассматривается виртуальные туры как современный вид путешествий, предоставляя обзор программ, доступных в онлайн-пространстве для создания виртуальных туров. Описывается определение виртуального тура, выделяются его особенности и проводится классификация (включая кибер-путешествия и фантомные путешествия). Автор анализирует преимущества и ограничения виртуальных путешествий в современной культурной парадигме.
Ключевые слова : путешествие, виртуальное путешествие, кибер-путешествие, интернет-пространство, виртуальные туры, Virtual Reality.
В быстро меняющемся обществе, где социокультурные процессы набирают обороты с каждым днем, вопросы, связанные с виртуальными турами, становятся весьма важными. Они выступают как ответ на вызовы нашего времени, предлагая новый взгляд на путешествия и исследования. Однако, несмотря на их значимость, эта форма практики пока остается малоисследованной социогуманитарными исследователями. Чтобы разгадать новые смыслы и значения, присущие виртуальным путешествиям в нашей культуре, необходимо обратиться к классическим трактовкам понятия «путешествие». Все разнообразие определений, предложенных в различных источниках, сводится к двум основным концепциям: метафизическому и пространственно-географическому.
В первом смысле, виртуальные туры предстают как духовное странствие личности: это их путь через мир жизни, их выборы и преодоления, это духовное исследование новых, неведомых ранее территорий. Эта интерпретация виртуальных туров не обязательно связана с физическим перемещением в пространстве, а скорее обозначает философский путь к самому себе, к сущности жизни и прочим высшим истинам. Второй аспект виртуальных туров относится к буквальному перемещению человека из привычного места жительства в другие места. Однако оба подхода вполне совместимы и могут дополнять друг друга, создавая единое понимание. Один из факторов, делающих виртуальные туры столь актуальными в современном обществе, — это развитие информационного обмена, доступность информационных потоков и интернет-технологий, открывающих для пользователей широкий спектр возможностей. Получая новые знания, люди стремятся интегрировать их в свой личный опыт, что находит свое выражение в популярности различных форматов, таких как личные дневники, фотоотчеты, видеоблоги и многие другие. Именно поэтому мы видим новый, активно развивающийся тренд в онлайн-пространстве — виртуальные туры. Мы рассматриваем виртуальное путешествие как форму путешествия, которая включает в себя физическое удаление от места, которое пользователь хочет посетить, но сопровождается визуализацией и соответствующими эмоциональными переживаниями.
Виртуальное путешествие отличается по нескольким аспектам: присутствие желания и стремления к восприятию окружающего мира как набора впечатлений от конкретного места, акцент на самоопределении в роли главного участника путешествия, передача ощущения движения виртуального перемещения по заданному маршруту в виде имитации реального передвижения.
Виртуальное путешествие может осуществляться с помощью информационно-коммуникационных технологий, что известно как кибер-путешествие, или же оставаться лишь продуктом воображения человека, что называется фантомным путешествием. В этом контексте важно отметить, что погружение в пространство фантазии, создание в уме мира персонажей из литературных и кинематографических произведений, а также просмотр телепередач могут быть рассмотрены как примеры фантомного путешествия.
В данной статье мы рассматриваем первый тип виртуальных путешествий, которые предоставляют нам разнообразные веб-сервисы, позволяющие исследовать мир, не покидая дома. Эти сервисы можно классифицировать по используемым технологиям, способам передачи информации и организации ее представления.
- По используемым технологиям и способу передачи информации:
– Фотографические изображения с текстовым описанием, подобные сервисы похожи на фотоальбомы с информацией о местностях или достопримечательностях, представленной в виде списка или карты маршрутов.
– Фотосъемка в 360 градусов с или без звукового сопровождения.
– Видеосъемка с звуковым сопровождением, включая ролики с замедленной съемкой и онлайн-трансляции с веб-камер.
– Видеосъемка в 360 градусов с возможностью визуализации виртуального присутствия, часто использующаяся с устройствами виртуальной реальности.
– Фотосъемка в режиме 360 градусов с опцией перемещения, позволяющая пользователю свободно передвигаться по виртуальному пространству.
- По способу представления информации:
– Организованные, где информация представлена последовательно для пользователей, направляющихся в виртуальное путешествие.
– Самостоятельные, предоставляющие пользователю свободу перемещения и исследования без ведения виртуального гида.
Современные сервисы для кибер-путешествий обычно объединяют различные функции, чтобы удовлетворить потребности пользователей. Среди таких популярных проектов — «Виртуальные путешествия по всему миру» от Google, сеть виртуальных музеев Google Arts and Culture, российский проект Air Pano и другие. Эти сервисы не только предоставляют информацию, но и создают эстетическое удовольствие, делая виртуальное путешествие более приятным. В их галереях собраны панорамные снимки природы, музеев, ресторанов и других достопримечательностей различных городов мира. Пользователи также могут создавать собственные маршруты, используя специальные приложения для смартфонов, что добавляет интерактивности и индивидуальности в их виртуальный опыт.
Проект AirPano представляет собой набор обзорных экскурсий по наиболее интересным местам с фотографиями 360 градусов и видео. EarthCam — глобальная сеть веб-камер, транслирующих видео в реальном времени, позволяющая людям путешествовать в интересные места по всему миру.
Опираясь на данные обзора, выделим преимущества и ограничения виртуального путешествия по сравнению с традиционным (реальным) типом. Преимущества:
1) становится доступной недоступная реальность — возможность посетить места, которые недоступны большинству обычных туристов,
2) сконструированные эффекты восприятия — возможность рассмотреть объект сквозь призму профессионального авторского (режиссерского, операторского) восприятия, концентрация на наиболее выигрышных деталях, обзорно-панорамные виды,
3) экономия времени, сил и ресурсов — виртуальное путешествие позволяет экономить время (в один день можно оказаться в самых разнообразных местах, на разных континентах), финансы и позволяет тратить меньшее количество физических сил на процессы перемещения, снижает риски повреждений,
4) многократность воспроизведения и повторные обращения.
Виртуальные туры представляют собой эмпирическое воплощение современных технологических инноваций, обладающих множеством эпистемических преимуществ. Они освещают исключительные возможности эксплорации, предоставляя виртуальному путешественнику глубокий интеллектуальный стимул без необходимости в физическом перемещении. Гибридизация виртуальной реальности с культурным контентом акцентирует внимание на эстетических и когнитивных измерениях путешествия, расширяя горизонты знания и воображения. Это интеллектуальное погружение в мировые достопримечательности привносит уникальный аспект аутентичности и академической достоверности, вплетая в себя мозаику культурных контекстов и исторических перспектив. Виртуальные туры становятся интеллектуальным резонансом современной эры, олицетворяя инновационный подход к путешествиям и открывая новые горизонты в познании мира.
Несмотря на все достоинства виртуальных путешествий, существуют и существенные ограничения таковых по сравнению с традиционным типом: иллюзия включенности: сниженный эмоциональный эффект за счет невозможности непосредственного присутствия, невозможность в полной мере прочувствовать энергию места, иллюзия авторства, ограничение субъективного контроля: здесь мы имеем дело с заданным контентом, изначально сконструированным кем-то иным, даже если сервисы допускают возможность составления индивидуального маршрута, в любом случае, это именно комбинация имеющегося, коллаж, искусственность сенсорных эффектов: несмотря на развитие виртуальных технологий, воссоздающих мир тактильного, ольфакторного восприятия, в нашем субъективном видении они пока проигрывают естественным, трактуются как вторичные, сниженные возможности коммуникации, взаимодействия с окружением, дефицит непредсказуемости: виртуальный путешественник лишен опасностей, риска, он не может испытать истинного азарта и драйва, которые обеспечиваются именно непредсказуемостью реальности.
В заключение, следует отметить, что в данной статье лишь задеты вершины айсберга в контексте исследования виртуальных путешествий. Проблематика фантомных и воображаемых путешествий остается еще малоизученной и требует дальнейшего глубокого анализа в рамках современных социокультурных исследований. На этом этапе статья предоставляет основу для возможных будущих исследований, которые могут расширить наше понимание влияния виртуальных путешествий на общество, культуру и само восприятие реальности.