Средства воспитания скоростных способностей курсантов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №22 (521) май 2024 г.

Дата публикации: 30.05.2024

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Лукашик, В. Е. Средства воспитания скоростных способностей курсантов / В. Е. Лукашик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 22 (521). — С. 134-135. — URL: https://moluch.ru/archive/521/114945/ (дата обращения: 18.12.2024).



Под скоростными способностями курсанта подразумеваются возможности человека, позволяющие ему совершать двигательные действия в минимальные временные рамки. Все двигательные реакции человека можно разделить на две категории: простые и сложные.

Простая двигательная реакция представляет собой время реагирования сотрудником на заранее известный сигнал (например, старт в беге, на выстрел). Простая реакция обычно не превышает 0,3 секунды у взрослых. Она играет важную роль в деятельности, где скорость начала движения (например, спринт, стрельба из огнестрельного оружия) имеет для сотрудника решающее значение [1].

Сложная двигательная реакция делится на два вида:

— реакция на движущийся объект (например, на полет мяча, нападение осужденного);

— реакция с выбором, связанная с необходимостью выбора из нескольких возможных вариантов одного наиболее подходящего действия (например, выбор приема при задержании осужденного).

Сложные двигательные реакции распространены в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры, приемы борьбы, единоборства и т. д.) [2]. Большинство сложных двигательных реакций в физическом воспитании курсантов — это реакции «выбора», (когда из нескольких возможных вариантов требуется мгновенно выбрать один, соответствующий сложившейся ситуации).

В ряде спортивных дисциплин такие реакции одновременно являются реакциями на движущийся объект (мяч, шайба и т. п.).

Развитие скоростных способностей и их проявление зависит от следующих факторов:

1) скорости перехода от стадии торможения в стадию возбуждения и обратно, то есть лабильности нервной системы субъекта.

2) растяжимости мышечных волокон, эластичности.

3) эффективности внутримышечной и межмышечной координации.

4) генетические данные человека. Быстрота простой реакции на 60–88 % зависит от наследственности, а скорость, проявляемая в целостных двигательных актах, беге, зависит примерно в равной степени от генотипа и среды (40–60 %)

5) уровня силы воли, координации, гибкости.

6) энергетических запасов в мышце (содержания аденозинтрифосфорной кислоты в мышцах, скорости ее расщепления и ресинтеза).

7) пола и возраста.

Для развития скоростных способностей курсантов, необходимы к применению упражнения при выполнении которых будет прикладываться максимальная или околомаксимальная скорость, то есть скоростные упражнения [3]. Их можно разделить на три основные группы.

1) Упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на все, основные компоненты скоростных способностей курсантов (например, соревновательные эстафеты, единоборства, боевые приемы борьбы и т. д.).

2) Упражнения сопряженного воздействия: а) на скоростные и все другие способности (скоростные и силовые, скоростные и координационные, скоростные и выносливость); б) на скоростные способности и совершенствование двигательных действий (в беге, плавании, спортивных играх и др.).

3) Упражнения, направленно воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей: а) быстроту реакции; б) скорость выполнения отдельных движений; в) улучшение частоты движений; г) улучшение стартовой скорости; д) скоростную выносливость; е) быстроту выполнения последовательных двигательных действий в целом (например, бега, плавания, ведения мяча).

Упражнения для улучшения скоростных способностей курсантов:

1) Изменение скорости в процессе беговых упражнений. Это поможет улучшить курсантам выносливость и скорость. При начале бегового упражнения необходимо взять невысокий темп бега, и в процессе постепенно увеличивать. Достигнув максимально предела, постепенно сбрасывать скорость. Повторить упражнение несколько раз.

2) Проходка по шине. Это упражнение оказывает влияние на координацию и устойчивость. Необходимость шины минимальна, есть возможность заменить ее любым похожим предметом. Главное при выполнении упражнения поднимать ногу, как можно выше. Скорость регулировать от малой к максимальной.

3) Прыжки приставным шагом. Благодаря этому упражнению можно улучшить физическое превосходство ног и координацию, необходимые при беге. Главными показателями при качественном выполнении являются скорость и длина прыжка.

4) Бег боком. Просто выполняйте беговое движение правым и левым боком. Данное упражнение позволит увеличить выносливость на 30–45 %.

5) Прыжки вверх. Это упражнение развивает мышцы ног и брюшного пресса. Просто прыгайте вверх и вниз, пытаясь сделать как можно больше прыжков за короткое время.

6) Бег под препятствием. Для бега необходима не только скорость, но и реакция. Препятствие можно выбрать в спортивном зале, в виде волейбольной сетки, или на спортивной площадке, в виде турников средней высоты. Выполнять упражнение с разным темпом скорости, уклоняясь от препятствия

Скорость играет немаловажную роль в служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы и в образовательном процессе курсантов. Учебные дисциплины и требования, предъявляемые к физической подготовке курсантов, ставят своей целью постоянное совершенствование их физической культуры. Успешная сдача нормативов и зачетов, требует в первую очередь совершенствования скоростных способностей.

Литература:

  1. Лях, В. И. Скоростные способности: основы тестирования и методики развития [Текст] В. И. Лях // Физическая культура в школе. — 1997. — № 3. — С. 2–8.
  2. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры [Текст] / Л. П. Матвеев: учебн. для ин-тов физ. культ. — М.: Фис, 1991.
  3. Холодов, Ж.К., Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов; под общ. ред. Ж. К. Холодова. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.
Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, скоростная способность курсантов, скорость, бег, простая реакция, реакция, способность.


Задать вопрос