В статье представлена методическая разработка психологической игры «Построй свой дом-крепость» для коррекционной работы с семьями, в которых воспитываются дети с заиканием.
Ключевые слова : психологическая коррекция заикания, дети дошкольного и младшего школьного возраста с заиканием, родители, семья.
На сегодняшний день заикание остаётся серьёзной речевой патологией, трудно поддающейся лечению и коррекции. Заикание — это своеобразный невроз, спорадически в процессе речи внешне проявляющийся в судорогах звукопроизводящих механизмов, с одновременными болезненными изменениями в сфере психической, в частности -эмоциональной и волевой [1, c.142]. Подобный дефект речи имеет стойкий характер и без психолого-педагогической коррекции и родительской помощи не проходит.
Именно родителям и семье отводится одна из значимых ролей в коррекции заикания. Семья ребенка — это первичная система, в которую он включен, и поэтому обладает мощным потенциалом как к инициированию патологии, так и к борьбе с негативными последствиями патогенных событий [2, c.227].
Необходимо отметить, что родители очень тяжело переживают наличие физического дефекта у ребенка. У них наблюдается повышенная тревожность, связанная с тем, что могут не оказать ему необходимую помощь. Очень часто многие из них переживают моменты безысходности и ощущения неэффективности усилий, приложенных для реабилитации, на которую уходит много сил, времени и финансовых вложений. Ситуация усугубляется тем, что результат реабилитации видно не сразу, порой уходят годы. Это ослабляет уверенность в том, что путь выбран правильно [3].
Неосознанные психологические установки родителей относительно развития детей выражаются в родительских директивах (предписаниях) и оказывают влияние на все сферы детской психики: эмоционально-волевую, личностную и интеллектуальную. Родительские установки могут быть как общими, так и частными, относительно конкретного вида деятельности, но в любом случае они проецируют на ребенка опыт, пережитый родителями. Ребенок наиболее восприимчив к родительским установкам в возрасте от 2 до 6 лет. Родительские установки формируют собственные установки ребенка [3].
Заикание у детей развивается в тесном взаимодействии с личностными и поведенческими нарушениями и во многом зависит от нервно-психического состояния ребенка, что обусловливает сложную симптоматику и собственно речевые нарушения. Изменения в нервно-психическом состоянии детей часто связаны не только, а иногда и не столько с появившимся заиканием, сколько с особенностями развития индивида. Речевое нарушение, как правило, лишь усугубляет проявление тех отклонений в развитии, которые у ребенка уже были или наметились. Большую роль играют также дефекты воспитания, неровное отношение к ребенку (то его заласкивают, то непомерно ругают за малейшую провинность), конфликтные ситуации в семье и др. Иногда к заиканию приводит подражание неправильной речи родителей или кого-то из родственников [4].
Е. Н. Садовникова выделяет логопсихокоррекционный подход в коррекции заикания, как один из самых перспективных на сегодняшний день. Данный подход включает совместное использование психокоррекционных и логопедических методик воздействия. А также предполагается тесное сотрудничество специалистов, ученика и его семьи [5, c.6].
Таким образом важной задачей в коррекционной работе с заикающимися детьми является устранение психологических проблем, воспитание правильного отношения к своему дефекту. Поэтому большое место в занятиях занимает психологическая коррекция, которая начинается с психологической диагностики ребенка и семьи.
Актуальность методической разработки психологической игры «Построй свой дом-крепость» заключается в том, что данная техника позволяет психологу наблюдать за совместной деятельностью родителей и ребенка, что позволяет исследовать детско-родительские отношения, а также отношения между родителями, что является важным аспектом для дальнейшей логопсихокоррекционной работы.
Психологическая игра «Построй свой дом-крепость» — это совместная родительско-детская игра, основанная на плассотерапии, игре с кинетическим песком.
Цель игры: диагностика детско-родительских отношений.
Задачи игры:
— оценить эмоциональную окраску взаимоотношений ребенок-родитель, родитель-родитель, родитель-ребенок-родитель;
— оценить степень коммуникативного взаимодействия между членами семьи;
— определить степень понимания родителями своего ребенка.
1-й этап игры:
Материалы: кинетический песок разных цветов, фигурки мамы, папы, детей, домашних животных, деревьев, цветов и т. д.
Инструкция: «Перед Вами Вы видите кинетический песок различных цветов. Предлагаю Вам построить свой дом-крепость. Прошу каждого члена семьи внести свой вклад в строительства Вашего дома-крепости. Желаю Вам удачи в строительстве!»
Обсуждение: После завершения строительства дома-крепости участникам предлагается рассказать о своей постройке, о своих эмоциях и чувствах в отношении самого процесса строительства, а так же дать название своему дому-крепости.
Схема обсуждения дома-крепости (пример):
- «Расскажите о Вашем доме-крепости». Пусть участники пофантазирую и придумают историю их жизни в доме-крепости.
- «Расскажите о Ваших чувствах к Вашему дому-крепости».
- «Оцените, как Вы взаимодействовали во время строительства. Оцените работу членов Вашей семьи»
- «Пожелайте своей семье, что бы Вы хотели для счастливой жизни в построенном доме-крепости».
Каждый представитель семьи по очереди делиться своими мыслями и чувствами, своим отношением к происходящему.
В ходе строительства и самой игры психолог осуществляет фотосессию.
2-й этап игры:
Материалы: фотографии из первого этапа игры, фотоальбом, фломастеры.
Инструкция: «Перед Вами фотографии, на которых запечатлен ход строительства Вашего дома-крепости, фотоальбом, фломастеры. Создайте фотоальбом-память о строительстве своего дома-крепости. С помощью фломастеров дайте альбому название в честь Вашего дома (которое участники придумали на 1-м этапе игры).
На последнем листе альбома напишите каждый свое пожелание своей семье».
Основные критерии диагностики результатов психологической игры «Построй свой дом-крепость»:
— Эмоциональная составляющая взаимодействия в процессе игры (доброжелательность/грубость, ласковость/жесткость, тактильный контакт/отстраненность и т. д.);
— характер общения (интонация высказываний, употребление уменьшительно-ласкательных слов/грубых слов, обращение к друг другу и т. д.);
—проявление инициативы, самостоятельность, вовлечение в игру участников процесса (участвует/не участвует, активен/не активен, интересно/не интересно и т. д.);
— стиль общения (конфликтное, гармоничное, несогласованное, родитель «диктатор», ребенок «диктатор»).
Психолог-наблюдатель отмечает в бланке регистрации наблюдения характерный тип и особенности взаимодействия на различных этапах игры: сотрудничество, подавление одним из участников, игнорирование потребностей партнера, соперничество (конкуренция), согласие, ориентация на интересы партнера и т. д.
Психологическая игра «Построй свой дом -крепость» используется на первых занятиях по коррекции заикания, в качестве диагностического инструмента, а также может проводится и в процессе коррекции для решения проблем в детско-родительских отношениях.
Примерный бланк регистрации результатов наблюдения, в ходе психологической игры «Построй свой дом-крепость»
Родитель (имя)________________________________________________
Ребенок (имя)__________________________возраст_________________
Наименование психологической игры |
Игра «Построй свой дом-крепость» из кинетического песка |
Эмоциональная составляющая взаимодействия в процессе игры |
|
характер общения |
|
Проявление инициативы со стороны Родителей (мамы и папы) |
|
Проявление инициативы со стороны ребенка |
|
Спрашивает ли родитель (мама и папа) мнения ребенка |
|
Спрашивает ли ребенок мнения родителей (мамы и папы) |
|
Может ли ребенок отказаться от мнения родителей |
|
Может ли родитель (мама и папа) отказаться от мнения ребенка |
|
Легко ли ребенок принимает отказ |
|
Легко ли родитель (мама и папа) принимает отказ |
|
Легко ли родители взаимодействуют друг с другом |
|
Проявление самостоятельности (действует ли ребенок свободно или ориентируется на взрослого и ждет его одобрения) |
|
Стиль общения между ребенок-родители, родитель-родитель |
Литература:
- Хватцев, М. Е. Логопедия: учебник для пед.институтов./М. Е. Хватцев-М.:1937.-С.299.
- О’Коннор, К. Теория и практика игровой психотерапии.2-е изд./ К.О’Коннор —СПб.: Питер, 2002.-С.464.
- Туровская, Н. Г. Исследование родительских установок в семьях, воспитывающих детей с детским церебральным параличом./ Н. Г. Туровская, А. И. Фомиченко // Молодой ученный.— 2022.— № 33(428).—С. 119–122.
- Большина, А. А. Заикание дошкольников как психологическая проблема./ А. А. Большина//Международный студенческий научный вестник.-2015.-№ 5- С.165–166.
- Садовникова, Е. Н. Заикание с позиции логопсихокоррекционного подхода./Е. Н. Садовникова-М.:ЛОГОМАГ, 2014.- С.159.