Методическая разработка психологической игры «Построй свой дом-крепость» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (521) май 2024 г.

Дата публикации: 30.05.2024

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Парфенова, С. В. Методическая разработка психологической игры «Построй свой дом-крепость» / С. В. Парфенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 22 (521). — С. 519-521. — URL: https://moluch.ru/archive/521/114948/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье представлена методическая разработка психологической игры «Построй свой дом-крепость» для коррекционной работы с семьями, в которых воспитываются дети с заиканием.

Ключевые слова : психологическая коррекция заикания, дети дошкольного и младшего школьного возраста с заиканием, родители, семья.

На сегодняшний день заикание остаётся серьёзной речевой патологией, трудно поддающейся лечению и коррекции. Заикание — это своеобразный невроз, спорадически в процессе речи внешне проявляющийся в судорогах звукопроизводящих механизмов, с одновременными болезненными изменениями в сфере психической, в частности -эмоциональной и волевой [1, c.142]. Подобный дефект речи имеет стойкий характер и без психолого-педагогической коррекции и родительской помощи не проходит.

Именно родителям и семье отводится одна из значимых ролей в коррекции заикания. Семья ребенка — это первичная система, в которую он включен, и поэтому обладает мощным потенциалом как к инициированию патологии, так и к борьбе с негативными последствиями патогенных событий [2, c.227].

Необходимо отметить, что родители очень тяжело переживают наличие физического дефекта у ребенка. У них наблюдается повышенная тревожность, связанная с тем, что могут не оказать ему необходимую помощь. Очень часто многие из них переживают моменты безысходности и ощущения неэффективности усилий, приложенных для реабилитации, на которую уходит много сил, времени и финансовых вложений. Ситуация усугубляется тем, что результат реабилитации видно не сразу, порой уходят годы. Это ослабляет уверенность в том, что путь выбран правильно [3].

Неосознанные психологические установки родителей относительно развития детей выражаются в родительских директивах (предписаниях) и оказывают влияние на все сферы детской психики: эмоционально-волевую, личностную и интеллектуальную. Родительские установки могут быть как общими, так и частными, относительно конкретного вида деятельности, но в любом случае они проецируют на ребенка опыт, пережитый родителями. Ребенок наиболее восприимчив к родительским установкам в возрасте от 2 до 6 лет. Родительские установки формируют собственные установки ребенка [3].

Заикание у детей развивается в тесном взаимодействии с личностными и поведенческими нарушениями и во многом зависит от нервно-психического состояния ребенка, что обусловливает сложную симптоматику и собственно речевые нарушения. Изменения в нервно-психическом состоянии детей часто связаны не только, а иногда и не столько с появившимся заиканием, сколько с особенностями развития индивида. Речевое нарушение, как правило, лишь усугубляет проявление тех отклонений в развитии, которые у ребенка уже были или наметились. Большую роль играют также дефекты воспитания, неровное отношение к ребенку (то его заласкивают, то непомерно ругают за малейшую провинность), конфликтные ситуации в семье и др. Иногда к заиканию приводит подражание неправильной речи родителей или кого-то из родственников [4].

Е. Н. Садовникова выделяет логопсихокоррекционный подход в коррекции заикания, как один из самых перспективных на сегодняшний день. Данный подход включает совместное использование психокоррекционных и логопедических методик воздействия. А также предполагается тесное сотрудничество специалистов, ученика и его семьи [5, c.6].

Таким образом важной задачей в коррекционной работе с заикающимися детьми является устранение психологических проблем, воспитание правильного отношения к своему дефекту. Поэтому большое место в занятиях занимает психологическая коррекция, которая начинается с психологической диагностики ребенка и семьи.

Актуальность методической разработки психологической игры «Построй свой дом-крепость» заключается в том, что данная техника позволяет психологу наблюдать за совместной деятельностью родителей и ребенка, что позволяет исследовать детско-родительские отношения, а также отношения между родителями, что является важным аспектом для дальнейшей логопсихокоррекционной работы.

Психологическая игра «Построй свой дом-крепость» — это совместная родительско-детская игра, основанная на плассотерапии, игре с кинетическим песком.

Цель игры: диагностика детско-родительских отношений.

Задачи игры:

— оценить эмоциональную окраску взаимоотношений ребенок-родитель, родитель-родитель, родитель-ребенок-родитель;

— оценить степень коммуникативного взаимодействия между членами семьи;

— определить степень понимания родителями своего ребенка.

1-й этап игры:

Материалы: кинетический песок разных цветов, фигурки мамы, папы, детей, домашних животных, деревьев, цветов и т. д.

Инструкция: «Перед Вами Вы видите кинетический песок различных цветов. Предлагаю Вам построить свой дом-крепость. Прошу каждого члена семьи внести свой вклад в строительства Вашего дома-крепости. Желаю Вам удачи в строительстве!»

Обсуждение: После завершения строительства дома-крепости участникам предлагается рассказать о своей постройке, о своих эмоциях и чувствах в отношении самого процесса строительства, а так же дать название своему дому-крепости.

Схема обсуждения дома-крепости (пример):

  1. «Расскажите о Вашем доме-крепости». Пусть участники пофантазирую и придумают историю их жизни в доме-крепости.
  2. «Расскажите о Ваших чувствах к Вашему дому-крепости».
  3. «Оцените, как Вы взаимодействовали во время строительства. Оцените работу членов Вашей семьи»
  4. «Пожелайте своей семье, что бы Вы хотели для счастливой жизни в построенном доме-крепости».

Каждый представитель семьи по очереди делиться своими мыслями и чувствами, своим отношением к происходящему.

В ходе строительства и самой игры психолог осуществляет фотосессию.

2-й этап игры:

Материалы: фотографии из первого этапа игры, фотоальбом, фломастеры.

Инструкция: «Перед Вами фотографии, на которых запечатлен ход строительства Вашего дома-крепости, фотоальбом, фломастеры. Создайте фотоальбом-память о строительстве своего дома-крепости. С помощью фломастеров дайте альбому название в честь Вашего дома (которое участники придумали на 1-м этапе игры).

На последнем листе альбома напишите каждый свое пожелание своей семье».

Основные критерии диагностики результатов психологической игры «Построй свой дом-крепость»:

Эмоциональная составляющая взаимодействия в процессе игры (доброжелательность/грубость, ласковость/жесткость, тактильный контакт/отстраненность и т. д.);

характер общения (интонация высказываний, употребление уменьшительно-ласкательных слов/грубых слов, обращение к друг другу и т. д.);

—проявление инициативы, самостоятельность, вовлечение в игру участников процесса (участвует/не участвует, активен/не активен, интересно/не интересно и т. д.);

стиль общения (конфликтное, гармоничное, несогласованное, родитель «диктатор», ребенок «диктатор»).

Психолог-наблюдатель отмечает в бланке регистрации наблюдения характерный тип и особенности взаимодействия на различных этапах игры: сотрудничество, подавление одним из участников, игнорирование потребностей партнера, соперничество (конкуренция), согласие, ориентация на интересы партнера и т. д.

Психологическая игра «Построй свой дом -крепость» используется на первых занятиях по коррекции заикания, в качестве диагностического инструмента, а также может проводится и в процессе коррекции для решения проблем в детско-родительских отношениях.

Примерный бланк регистрации результатов наблюдения, в ходе психологической игры «Построй свой дом-крепость»

Родитель (имя)________________________________________________

Ребенок (имя)__________________________возраст_________________

Наименование психологической игры

Игра «Построй свой дом-крепость» из кинетического песка

Эмоциональная составляющая взаимодействия в процессе игры

характер общения

Проявление инициативы со стороны

Родителей (мамы и папы)

Проявление инициативы со стороны

ребенка

Спрашивает ли родитель (мама и папа) мнения ребенка

Спрашивает ли ребенок мнения родителей (мамы и папы)

Может ли ребенок отказаться от мнения родителей

Может ли родитель (мама и папа) отказаться от мнения ребенка

Легко ли ребенок принимает отказ

Легко ли родитель (мама и папа) принимает отказ

Легко ли родители взаимодействуют друг с другом

Проявление самостоятельности (действует ли ребенок свободно или ориентируется на взрослого и ждет его одобрения)

Стиль общения между ребенок-родители, родитель-родитель

Литература:

  1. Хватцев, М. Е. Логопедия: учебник для пед.институтов./М. Е. Хватцев-М.:1937.-С.299.
  2. О’Коннор, К. Теория и практика игровой психотерапии.2-е изд./ К.О’Коннор —СПб.: Питер, 2002.-С.464.
  3. Туровская, Н. Г. Исследование родительских установок в семьях, воспитывающих детей с детским церебральным параличом./ Н. Г. Туровская, А. И. Фомиченко // Молодой ученный.— 2022.— № 33(428).—С. 119–122.
  4. Большина, А. А. Заикание дошкольников как психологическая проблема./ А. А. Большина//Международный студенческий научный вестник.-2015.-№ 5- С.165–166.
  5. Садовникова, Е. Н. Заикание с позиции логопсихокоррекционного подхода./Е. Н. Садовникова-М.:ЛОГОМАГ, 2014.- С.159.
Основные термины (генерируются автоматически): психологическая игра, ребенок, кинетический песок, родитель, коррекция заикания, проявление инициативы, семья, коррекционная работа, методическая разработка, мнение ребенка.


Ключевые слова

семья, родители, психологическая коррекция заикания, дети дошкольного и младшего школьного возраста с заиканием

Похожие статьи

Программа психолого-педагогического сопровождения детей в семье с паллиативным больным

В данной статье можно ознакомиться с проведенным эмпирическим исследованием для разработки программы психолого-педагогического сопровождения детей в семье с паллиативным больным.

Эргопедагогика детей раннего возраста в условиях дома ребенка

В статье рассматривается эргопедагогика детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в доме ребенка. Раскрывается понятие эргопедагогики и ее отличие от эрготерапии. Проводится сравнительный анализ развития и адаптации к социальным и...

Группа кратковременного пребывания «Мать и дитя» как одна из вариативных форм дошкольного образования

В статье представлен материал по организации на базе детского сада группы кратковременного пребывания детей раннего возраста, не посещающих дошкольное образовательное учреждение.

Технология нейрокоррекции в практике коррекционного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Службы ранней помощи

В статье представлен опыт внедрения и реализации комплекса нейрокоррекционных игр и упражнений в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях Службы ранней помощи.

Коррекция поведения застенчивых детей старшего дошкольного возраста средствами игры в ДОО

В статье рассмотрена проблема преодоления застенчивости у детей старшего дошкольного возраста средствами игр в условиях ДОО.

Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием нетрадиционных методов и подходов

В статье автор делится опытом работы с использованием нетрадиционных методов и подходов в период адаптации детей с особыми образовательными потребностями.

Особенности психолого-педагогической работы с детьми с синдромом Дауна и их адаптация в обществе

В статье раскрываются особенности воспитания, обучения, социальной адаптации детей с ограниченными возможностями с интеллектуальным недоразвитием вследствие генетической, хромосомной патологии (синдром Дауна).

Мотивационные приемы коррекции поведения и общения детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлены приемы, позволяющие определить алгоритм коллаборативного сопровождения ребенка с нарушением поведения и общения.

Использование современных настольных игр в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с младшими школьниками с ОВЗ

Песочная игротерапия для дошкольников

В статье рассматриваются основные направления психокоррекционной и реабилитационной работы с детьми дошкольного возраста, средствами песочной игротерапии.

Похожие статьи

Программа психолого-педагогического сопровождения детей в семье с паллиативным больным

В данной статье можно ознакомиться с проведенным эмпирическим исследованием для разработки программы психолого-педагогического сопровождения детей в семье с паллиативным больным.

Эргопедагогика детей раннего возраста в условиях дома ребенка

В статье рассматривается эргопедагогика детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в доме ребенка. Раскрывается понятие эргопедагогики и ее отличие от эрготерапии. Проводится сравнительный анализ развития и адаптации к социальным и...

Группа кратковременного пребывания «Мать и дитя» как одна из вариативных форм дошкольного образования

В статье представлен материал по организации на базе детского сада группы кратковременного пребывания детей раннего возраста, не посещающих дошкольное образовательное учреждение.

Технология нейрокоррекции в практике коррекционного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Службы ранней помощи

В статье представлен опыт внедрения и реализации комплекса нейрокоррекционных игр и упражнений в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях Службы ранней помощи.

Коррекция поведения застенчивых детей старшего дошкольного возраста средствами игры в ДОО

В статье рассмотрена проблема преодоления застенчивости у детей старшего дошкольного возраста средствами игр в условиях ДОО.

Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием нетрадиционных методов и подходов

В статье автор делится опытом работы с использованием нетрадиционных методов и подходов в период адаптации детей с особыми образовательными потребностями.

Особенности психолого-педагогической работы с детьми с синдромом Дауна и их адаптация в обществе

В статье раскрываются особенности воспитания, обучения, социальной адаптации детей с ограниченными возможностями с интеллектуальным недоразвитием вследствие генетической, хромосомной патологии (синдром Дауна).

Мотивационные приемы коррекции поведения и общения детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлены приемы, позволяющие определить алгоритм коллаборативного сопровождения ребенка с нарушением поведения и общения.

Использование современных настольных игр в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с младшими школьниками с ОВЗ

Песочная игротерапия для дошкольников

В статье рассматриваются основные направления психокоррекционной и реабилитационной работы с детьми дошкольного возраста, средствами песочной игротерапии.

Задать вопрос