Статья освещает процесс развития и трансформации классических подходов в психологии в новые мультидисциплинарные направления, такие как интегративная психотерапия. Обсуждается историческая трансформация философских взглядов в структурированную науку психологии, начиная с работ Г. Челпанова до современных психотерапевтических подходов. В статье подчеркивается важность междисциплинарного взаимодействия в современной психологии, объединяющего нейропсихологию, клиническую психологию и другие области для глубокого понимания психики. Основное внимание уделяется «интегративной психотерапии», которая интегрирует различные теории и методы для комплексного понимания и лечения психологических расстройств.
Ключевые слова: интегративная психотерапия, мультидисциплинарный подход, трансформация психологии, нейропсихология, клиническая психология, психотерапевтические техники, психические процессы, фундаментальная психология, междисциплинарное взаимодействие .
У каждого нового направления или подхода есть богатая история становления и большое количество трудов, предшествующее открытию или же аккомодации человеческого опыта, которая переходит в концепции, методы, технологии, техники, гипотезы, теории, направления, а также проявляется в любом научном и практическом применения.
В истории психологии [5] было множество примеров как взгляды философов из «донаучного периода» трансформировались и создавали отдельную науку — психологию. Один из примеров трансформации — это «элементарный курс философии» профессора Г. Челпанова, который так и называется — ч.1 «Психология» [12].
Ни для кого не секрет, что психология — это очень молодая наука и за последние 30 лет мы увидели много новых направлений из сочетаний уже классических подходов. В результате чего появились: символдрама, психодрама, сказкотерапия, схематерапия, логотерапия, КПТ «3-й волны» [2], также есть новые разработки психоанализа [9], в которых идет переосмысление ранних трудов и углубление самого направления и это касается каждого классического подхода и направления.
По сравнению с первыми работами В. Вундта [4] в современном мире ученые продвинулись невероятно далеко в изучении человека и протекающих психических процессов.
Для развития психологии как науки и изучения психики человека стало важно не только понимание биологических и социальных факторов из разряда мышление — эмоции — реакции — «сфера обитания» [3]. Современная психология — это все больше и больше сочетание с дополнительными и смежными дисциплинами такими как: нейропсихология, нейрофизиология, психофизиология, клиническая психология и, конечно, психиатрия и др.
Исходя из вышеперечисленного можно предположить, что «классические» направления и подходы психотерапии должны либо стать фундаментом для новых направлений, либо измениться — трансформироваться во что-то новое, либо еще больше углубляться в рамках своего направления с учетом новых открытий в области работы/функционирования психики и человеческого организма в целом.
Многие психологи часто не придерживаются одного направления или подхода и называют себя «полимодальными» или же психологами, что работают в «полимодальном подходе». Ключевая особенность и, в каком-то роде, один из недостатков «полимодального подхода» — отсутствие единой системы обучения и отсутствия единого подхода (концепции).
В большинстве своем — это психологи, что изучали взгляды З. Фрейда, Э. Фромма, К. Ясперса, К. Юнга, Ф. Перлза, Э. Берна, А. Бэка, Дж. Янга, И. Ялома, И. П. Павлова, И. М. Сечена, Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьева и других ученых, психологов, психиатров, психотерапевтов, но не стали углубляться и/или оставаться в одном подходе/направлении по различным причинам, включая противопоставление одного подхода или направления другому.
Как пример, это привело к тому, что один психолог/психотерапевт может знать разные направления и подходы, а его коллега может знать совершенно другие направления и подходы — в итоге оба работают в «полимодальном подходе».
В результате появилось неофициальное, но хорошо укоренившееся название «полимодальный подход», которое известно как в России, так и в других странах. Часто можно встретить сочетания «полимодальный», «мультимодальный», «интегративный» как слова-синонимы.
«Интегративная психотерапия» или же направление, которое я разрабатываю практически на протяжении 10 лет, отличается от «полимодального подхода», а также нет концептуальных споров с другими направлениями и подходами. «Интегративная психотерапия», если можно так выразиться, берет в себя проверенные временем теории, гипотезы, технологии и техники разных направлений и подходов и показывает, как «это» все можно гармонично объединять.
Интегративная психотерапия обладает собственной концепцией, является целостным и новым современным направлением в психотерапии, в которой есть интеграция классической или же фундаментальной психологии, междисциплинарная связь с другими направлениями, а также гипотезы и теории с учетом современных исследований в области психодиагностики, нейро/психофизиологии, также есть собственная система обучения [1].
Если говорить конкретнее, то фундаментальная ступень научного знания — это работы по физиологии, психофизиологии, нейропсихологии и нейропсихофизиологии, смежных дисциплин и, конечно же клинической психологии и психиатрии как Российских, так и зарубежных ученых [8].
Следующая обязательная надстройка для понимания работы психики и психических процессов — это классические фундаментальные направления и подходы в психологии, которые позволяют понимать, как работает психика человека на уровне бессознательного и предсознательного: психоанализ и его аналитические ответвления или же пути развития и трансформации психоанализа — также является необходимым базисом для многогранности понимания развития психики.
Следующий этап — это поведение человека, включая его неосознанное поведение и в данном случае теории и гипотезы, а также последующее развитие бихевиорального направления, включая психологию развития, что дополняет предыдущий блок.
Когда мы говорим про осознание собственной жизни и осознанные действия, а именно к этому мы стремимся в «интегративной психотерапии» или же к тому, чтобы человек осознанно управлял своей жизнью самостоятельно и насколько может отслеживает свои бессознательные процессы — здесь мы переходим к экзистенциальному анализу или же логотерапии, а также гештальт-подходу.
В итоге мы комплексно рассматриваем как развивается психика человека, где, как и на каком этапе может произойти нарушение в развитии, а также где может прерваться контакт с собой, с окружающим миром и другими людьми.
Но необходимо помнить и понимать, что человек — это уникальная личность со своими потребностями и ценностями. Поэтому обширные знания гуманистической психологии помогают отойти от «роботизированного» рассмотрения человеческой психики, а также углубляться более детально в процесс осознанности.
Также важно понимать, что без правильной психодиагностики, без понимания нарушений в развитии и/или психических процессов и самого формирования организма достаточно сложно эффективно выстраивать не только психотерапевтические отношения с клиентом, а также эффективно выстроить работу в разрешении клиентского и терапевтического запроса.
В результате «Интегративная психотерапия» — это объединение фундаментальных научных знаний, фундаментальной классической психологии и полного «арсенала» психотерапевтических технологий и техник, которые есть в психологических направлениях и подходах современности.
Концепция «интегративной психотерапии» строится на том, что: психика человека представляет собой не только систему, но и структуру. Отсюда меняя структуру, происходит изменение системы и наоборот. Человек живет в обществе и одновременно является самостоятельной единицей, частью мира и частью общества [1].
Основное внимание уделяется личности: сознание (лексика, поведение, мотивация и т. д.), бессознательное (образы, оговорки, защиты и т. д.), тело (психосоматика, реакции, работа головного мозга и ЦНС и т. д.), чувства (эмоциональный интеллект и эмоции, а также аффекты) [11].
Работа с психикой также выстраивается исходя из уровня организации личности: невротик, пограничник, психотик. Дополнительно рассматривается не только тип личности, но также и система: симптом-синдром-болезнь, особенно в какой среде «это» появилось и начало развиваться.
Можно представить систему (психику) со следующей структурой: «травма-адаптация-развитие» как хороший диагностический маркер.
Травма — это любой ущерб, нанесенный индивиду прямым или косвенным внешним воздействием, как физическим, так и психологическим [6].
Адаптация в широком смысле — приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям [7] Развитие -это процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему [10].
Выделив контакт-границу через зону: «я-мир-другие люди». Необходимо понимать, что без контакта с «я» не будет дальнейшего «здорового» контакта с миром и другими людьми. Для наиболее «здорового» функционирования психики в «интегративной психотерапии» рассматривается насколько у человека нет «обрыва» или «зацикливания» в концепции «я-мир-другие люди» и любым из данных компонентов. На этом этапе происходит объединение с уровнем организации личности и пониманием, где прерывается контакт и что возможно сделать дальше, выбрать стратегию терапии и т. д.
Исходя из данной концепции, психические процессы, у человека развиваются именно по «спирали» через травму-адаптацию-развитие. Данный процесс может быть как линейным, так и нелинейным.
Необходимо также понимать, что психика — это динамичная система, поэтому каждый новый виток «спирали» будет, с одной стороны центрирован личностью, а с другой — обусловлен уровнем развития личности и внешними событиями.
Представьте себе гору. Представьте, как Вы поднимаетесь на нее и на самой вершине Вы видите, как перед Вами открываются новые горы. В итоге Вы достигли — Вы поднялись на гору, но, чтобы забраться на следующие — нужно будет спуститься и пойти дальше, но уже выше.
Например, у человека произошло травматическое событие в его жизни или же травма. Мы можем воздействовать на психику через адаптацию или через развитие либо работая с самой травмой.
В итоге: травма — это то, что нарушает контакт со структурой я-мир-другие люди. Происходит обрыв контакта на всех компонентах, либо «зацикливание» на себе, мире или других. Адаптация будет служить ярким маркером выхода из травмы и восстанавливающим маркером связи между я-мир-другие люди, а развитие — это уже про нормальное функционирование здоровой психики в полноценном контакте между я-мир-другие люди.
Пример: произошло изнасилование (травма), и психологи могут работать с травмой определенное время и после «исцеления» — тупик — непонимание что делать дальше с клиентом и куда его вести.
Другой пример: человек хочет себя познать и после самоанализа понял свои копинги, психологические защитные механизмы и т. д., а что дальше? Еще пример: человек — карьерист — постоянно достигает новых высот, а почему? А есть ли тут проблема?
Уникальность «интегративной психотерапии» в том, что рассмотрение клиента многогранно, поэтому в случае с изнасилованием можно выйти через успехи на работе и травма будет «выправляться» куда быстрее, чем безостановочно работать только с травмой (например, безопасностью), т. е. вышли через структуру развития (успех на работе).
Клиент, который хочет узнать себя — это пример адаптации — познания себя. В итоге можно идти с клиентом в сторону развития или же преобразования жизни клиента к «лучшему и большему», если узнавание себя не является фасадом.
Человек-карьерист может так сильно бояться собственного одиночества, что невероятно бежит вперед, главное, чтобы не быть одному и поэтому не видит и не замечает собственную жизнь. Отсюда можно сделать вывод, что предел развития часто похож на начало травматического события и не допустить развитие травмы можно через адаптацию — узнавание себя или же через непосредственно травму.
Работая с клиентом, мы собираем классический анамнез: пол, возраст, наличие детей и семейное положение, социальный статус, психологические защитные механизмы, уровень организации личности, клиентский и терапевтический запрос и т. д.
Указанные примеры — это лишь небольшие гипотезы, которые можно выстраивать в достаточно большом количестве исходя из богатого знания разных направлений и подходов — именно приведенная система знаний и является необходимой для «интегративной психотерапии». Необходимо пройти все этапы обучения для многогранного понимания психики и ее развития и именно «интегративная психотерапия» может не только комплексно предоставить необходимые знания, но и дать рабочую концепцию, которая практически будет универсальной.
Конечно, данное направление только представлено научному сообществу и будет в дальнейшем дорабатываться исходя из новых знаний и дальнейшему сотрудничеству с коллегами. Приглашаю коллег к обсуждению и дальнейшей совместной работе.
Литература:
- Александров, А. А. Интегративная психотерапия / А. А. Александров. — СПб. [и др.]: Питер, 2009. — 347 с.
- Бек, Дж. Когнитивно-поведенческая терапия. От основ к направлениям: [16+] / Джудит Бек; [перевела с английского А. Соломина]; Ассоциация когнитивно-поведенческой терапии. — СПб. [и др.]: Питер, 2023. — 416 с.
- Влияние биологических и социальных факторов на психическое развитие: биологизаторские и социологизаторские теории развития психики. [Электронный ресурс] — URL: https://kurl.ru/HkQyX
- Вундт, В.М. (1832–1920). Душа и мозг: Пер. с нем. / В. Вундт. — 2-е изд. — Санкт-Петербург: скл. изд. при юрид. кн. скл. «Право», 1909. — 48 с.
- Ждан, А. Н. История психологии от Античности до наших дней [Текст]: учебник для студентов психологических специальностей высших учебных заведений / А. Н. Ждан. — Изд. 9-е, испр. и доп. — М.: Акад. проект: Трикста, 2012. — 586 с.
- Жмуров В. А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд. M., 2012.
- Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л. А. Карпенко, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
- Современные проблемы клинической психологии: результаты Научной сессии кафедры клинической психологии Московского психолого-социального института (21 декабря 2004 г.): сборник / отв. ред.: Л. С. Цветкова, А. В. Цветков. — Москва: Компания Спутник+, 2005. — 21 с.
- Современный психоанализ — смена парадигмы мышления: монография: посвящается 165-летию со дня рождения З. Фрейда / Ю. С. Еремина, Н. Ф. Еремеева, И. Н. Качалова [и др.]; под редакцией И. В. Иванченко; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство образования Ставропольского края, Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Железноводске. — Ставрополь: Тимченко О. Г., 2021. — 58 с.
- Толковый словарь Ожегова. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 1949–1992.
- Цветков, А. В. Роль символа в развитии произвольной регуляции поведения личности в школьном возрасте: диссертация... кандидата психологических наук: 19.00.07. — М., 2006. — 157 с.
- Челпанов, Г. И. (1862–1936). Учебник психологии (для гимназий и самообразования) / Проф. Г. Челпанов. — 9-е изд. — М.: типо-лит. И. Н. Кушнерев и К°, 1910. — VIII, 224 с.: ил.; 23. — (Элементарный курс философии / [Г. И. Челпанов]. Психология; Ч. 1)