Чаще всего создание, изменение и прекращение правоотношений в рамках совершения одним лицом (представителем) в пределах имеющихся у него полномочий сделок и иных юридических действий от имени и в интересах другого лица (представляемого) направлено на удовлетворение интересов представляемого, хотя представитель может совершать и определенные действия фактического характера — оформлять документы, осуществляя свои функции, оплачивать обязательства того, кого представляет, посещать в его интересах органы правосудия, различные организации и учреждения, отдельных граждан. В отношении основных юридических действий такие поступки фактического характера являются вспомогательными.
Основанием для осуществления гражданских прав и обязанностей не лицом, к которому они принадлежат, а представителями, выступают: а) нормативно — правовой акт; б) действия граждан, направленные на создание, изменение и прекращение правоотношений; в) правовой акт, принятый субъектом публичного управления; г) обстоятельства фактического характера.
Закон разрешает отцу и матери представлять интересы своих детей, не достигших совершеннолетия.
Орган государственной исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложены функции по опеке и попечительству, вправе принять в качестве субъекта публичного управления правовой акт, назначающий лицо, выполняющее обязанности по опеке над гражданином, не достигшим совершеннолетия либо признанным органом правосудия не способным своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Обязательным является наличие согласия частного лица на получение статуса субъекта, выполняющего обязанности по опеке.
Органы государства в целях реализации государственных прав и интересов в совокупности сделок, заключаемых субъектами гражданского права, и возникающих на этой основе обязательственных отношениях, назначают своих представителей посредством принятия соответствующих решений административного характера. В качестве примера можно привести соглашение Правительства нашей страны с иностранным юридическим лицом, преследующим в качестве основной своей цели извлечение прибыли с последующим распределением этой прибыли между участниками. Для заключения такого соглашения привлекается представитель Правительства в лице субъекта, не имеющего в такой ситуации официального статуса, либо гражданина, занимающего должность государственной службы.
Субъекты, представляющие государство, входят в органы, управляющие хозяйственными обществами, уставный капитал которых разделён на определённое число акций, иными коммерческими организациями, обладающими государственными акциями и другими вкладами.
Представительство в правовых отношениях, возникающих по поводу имущества и нематериальных благ, основанных на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, базируется на сделках, для совершения которых необходимо и достаточно выражения воли одной стороны, либо на письменном уполномочии, выдаваемом одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами в правоотношениях.
Необходимо сделать акцент на то, что представителя необходимо отличать от лиц, которые могут осуществлять схожую деятельность. Такими лицами могут выступать коммерческий посредник, конкурсный управляющий, душеприказчик при наследовании и многие другие. Главное отличие состоит в том, что представитель сам совершает сделку, действуя от имени представляемого, а вышеперечисленные действуют в чужих интересах, но от своего имени. [1] Более того, представителя необходимо отличать от лица, чье согласие необходимо для заключения сделки. «Такое лицо осуществляет лишь контроль за разумностью и целесообразностью сделок. Таковы действия попечителя, с согласия которого совершаются сделки гражданами, находящимися под попечительством». [2]
В общих чертах деятельность представителя очень схожа с деятельностью комиссионера. Различие кроется в том, что представитель совершает действия от имени представляемого, в то время как комиссионер только лишь представляет товар, данный ему на хранение. Комиссионер совершает сделки от своего имени и для себя. [5]
Также необходимо видеть различие в деятельности представителя и деятельности органа юридического лица. Орган юридического лица нельзя называть представителем на том основании, что предоставленный ему объем прав служит действиям и результатам самого юридического лица, и поэтому орган юридического лица в доверенности вообще нуждаться не будет.
Третьим лицом может выступать также либо физическое, либо юридическое лицо, с которым представитель вступит в гражданское правоотношение или сделку от имени доверителя. В качестве третьих лиц могут выступать все субъекты права, обладающие правосубъектностью. Единственным ограничением является совпадение третьего лица и представителя (запрет представителю заключать сделки в отношении себя лично), а также запрещается совершать сделки между сторонами, если представитель является одновременно представителем обоих сторон (за исключением коммерческого представительства). [3]
Для того чтобы сделка неуполномоченного лица являлась сделкой, совершенной при отсутствии полномочия, последнее, как правило, должно отсутствовать на момент совершения сделки, стало быть, на момент выполнения ее фактического состава. Если речь идет об односторонней сделке неуполномоченного лица, которая состоит из нуждающегося в получении волеизъявления, то этот момент определяется моментом его получения адресатом, а если о договоре — моментом получения акцепта оферентом.
В изъятие из общего правила, что сделка совершается при отсутствии полномочия, если оно отсутствует на момент выполнения ее фактического состава, при прекращении полномочия вследствие смерти представителя до того, как совершенное им волеизъявление дошло до адресата, оно считается совершенным при наличии полномочия. [4] Транзакция, выполненная с превышением предоставленных полномочий, происходит, когда область полномочий, отнесенных к представителю, не охватывает выполнение трансакции в полной мере или ее частично.
В случае, если полномочия представителя охватывают только часть выполненной трансакции, данная часть считается действительной без согласия представляемого, предполагая, что контрагент согласился бы на сделку даже без включения неохваченной части. Таким образом, если уполномоченное лицо приобретает двести центнеров картофеля вместо ста, то представляемое лицо признается покупателем только ста центнеров, предполагая, что продавец согласился бы продать и меньшее количество товара; в отношении остальной части сделки представитель выступает без необходимых полномочий.
Превышение полномочий также наблюдается, когда агент проводит операцию, которая формально укладывается в рамки предоставленных ему полномочий, однако не соответствует указаниям по их использованию в интересах доверителя, причем другая сторона имеет информацию или обязана иметь информацию о данном несоответствии. Например, в ситуации, когда А дает Б доверенность на покупку жилья, указывая при этом на покупку в определенном районе Ярославля, приобретение Б недвижимости в другом районе рассматривается как превышение полномочий.
Закон не предусматривает прямой связи между объемом полномочий и целью их применения, чтобы освободить третью сторону от необходимости анализа внутренних отношений между представителем и доверителем. Однако в случае осведомленности третьей стороны о конкретной операции, которую должен был выполнить агент, его полномочия прекращаются в отношении совершения сделок с этой стороной, не соответствующих цели полномочий, лишая такую сторону права на защиту. [6]
Защита интересов доверителя перед лицом действий недобросовестной третьей стороны остается актуальной вне зависимости от добросовестности самого агента. Таким образом, уместно заключить, что агент, заключающий сделку с недобросовестной третьей стороной вопреки обязательствам по использованию полномочий, выходит за пределы этих полномочий, даже не осознавая своей ошибки, например, из-за неправильного понимания инструкций. Эта точка зрения не находит поддержки у таких авторов, как Th. Kipp, L. Enneccerus и H. C. Nipperdey, которые считают, что превышение полномочий возможно только при умышленном нарушении агентом своих обязанностей перед доверителем.
Литература:
- Гура Г. М. Проблемы представительства как возможности осуществления гражданских прав // Территория науки. — 2019. — С. 18.
- Гуков В. А. Представительство в гражданском праве // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2018. — № 8. — С. 21.
- Сергеев А. П., Толстой Ю. К. Гражданское право. Т.1. — М.: Прогресс, 2018. С. 173
- Крашенинников Е. А., Байгушева Ю. В. Элементы понятия представительства // Вестник ВАС РФ. 2016. N 3. С. 13.
- Козлова М. Ю. Положения о представительстве и доверенности в современном российском гражданском законодательстве // СПС Консультант Плюс. 2015.
- Ушакова Е. В. Гражданский процесс: учебное пособие / Ушакова Е. В. — М.: Дашков и К, 2023. — 297 c.