В статье автор исследует перспективу и актуальность внедрения искусственного интеллекта в контрактную сферу закупок товаров, услуг, работ для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Ключевые слова: контрактная система закупок, искусственный интеллект, госзакупки, ФАС России, внедрение искусственного интеллекта.
Сфера обеспечения государственных и муниципальных нужд является неотъемлемой частью финансового оборота и бюджета государства. Многие современные государства используют подобную систему обеспечения своих нужд и помимо этого пытаются ее автоматизировать и упростить. История финансовых операций такого рода в России была впервые введена с 17 века. Сегодня этот институт сильно отличается от того, что было в 17 веке, но цели и ключевое назначение остались практически неизменными. Общественное развитие требует, чтобы система госзакупок все время совершенствовалась и обеспечивала нормальное функционирование государства и его институтов.
Актуальность изучения и совершенствования данного института заключается в том, что с ростом общественного развития растёт и делинквентное поведение его субъектов, которое вынуждает постоянно принимать новые меры для пресечения злоупотреблений, возникающих в сфере госзакупок. А также рост контрактов и денежных средств, которые на них выделяются, требует постоянного усовершенствования и автоматизации процесса проведения госзакупок. В нашем постиндустриальном мире сфера госзакупок и тендеров практически полностью переместилась в интернет. В нашей стране она почти полностью перемещена на официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок и различные региональные, специальные сайты, которые удовлетворяют потребности определенных организаций. Исходя из вышесказанного, мы видим, что современные реалии требуют дальнейшего развития данной сферы, одним из вариантов её развития является применение искусственного интеллекта при проведении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Введение искусственного интеллекта не только способно упростить проведение закупок, но и усилить контроль за их осуществлением. Особенно актуальным является вопрос о внедрении его в работу Федеральной антимонопольной службы России.
Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд осуществляется несколькими способами. К ним № 44-ФЗ относит конкурсы, аукционы и запрос котировок. А именно электронный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме, закрытый электронный аукцион открытый аукцион в электронной форме, и так далее в соответствии со ст. 24 № 44-ФЗ.
Процесс закупок выглядит примерно так. Заказчики составляют план закупок и публикуют извещение о предстоящих торгах в Единой Информационной системе в сфере закупок. Извещение, публикуемое заказчиком, содержит необходимую информацию о товаре, которая установлена № 44-ФЗ и № 223-ФЗ. После чего потенциальные поставщики и исполнители контракта оставляют свои заявки и среди них в соответствии с особенностями выбранного способа проведения торгов выбирают победителя.
С 2019 года в Российской Федерации все торги для приобретения товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд проводятся на электронных площадках. Что позволяет ФАС и правоохранительным органам быстрее и эффективнее собирать информацию о закупках, а значит эффективнее контролировать эту сферу. На электронных площадках публикуются все необходимые для проведения закупки и ее исполнения документы, что позволяет кодифицировать необходимую базу данных. Таким образом процедурный и финансовый контроль за закупками становится более эффективным.
Исходя из Ежеквартального отчета “О результатах мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц за 1 квартал 2023 г.” мы получаем информацию о том, что за указанный в отчете период увеличивается количество и стоимость извещений, размещенных на электронных площадках, на 25 % и 9 % соответственно по сравнению с тем же периодом 2022 года. К тому же наблюдается, что именно электронный аукцион остается самым популярным способом проведения контрактных закупок. При этом проведение торгов в 2023 году с помощью запроса котировок, по сравнению с 2022 годом увеличилось в два раза. Остальные способы остаются менее востребованными. К тому же заметно снижается объем несостоявшихся закупок. А также наблюдается рост поставщиков среди субъектов малого и среднего бизнеса.
Учитывая такие тенденции, становится ясно, что рост количества заказчиков и поставщиков усложняет контроль за контрактной системой госзакупок на электронных площадках, а это в свою очередь в совокупности с другими вышеупомянутыми факторами приведет к увеличению количества правонарушений. Стоит отметить, что в России установлена не только административная, но и уголовная ответственность (ст. 204. 4, ст. 200. 5, ст. 200. 6 УК РФ) за нарушения в сфере госзакупок. Исходя из этого для повышения эффективности процедурного и финансового контроля в сфере контрактных закупок нужно внедрять современные технологии в деятельность контрольных органов. Одной из таких технологий является искусственный интеллект. Искусственный интеллект (ИИ) — является областью компьютерных наук, которая занимается созданием машин, способных выполнять задачи, которые обычно требуют человеческого интеллекта, такие как обучение, рассуждение, решение проблем, распознавание образов и принятие решений. Сегодня ИИ активно используют поставщики товаров, услуг и работ в указанной сфере.
Так “Портал поставщиков Москвы” активно использует ИИ, который автоматизирует рутинные процессы, позволяет анализировать рынок и прогнозировать закупки, помогает ориентироваться во многообразии информации и выбрать наиболее подходящие закупки для конкретного поставщика. Помимо этого, также ведутся испытания по внедрению ИИ в ЕИС как для поставщиков, так и для заказчиков.
В Архангельской области в 2022 году был введен пилотный проект по внедрению ИИ в сферу контрактных закупок. В проекте использовали отечественную разработку — облачную платформу Beorg Smart Vision компании «Биорг», резидента фонда «Сколково». Данная платформа позволила ускорить срок обработки документов с 14 до 3 дней. Эта программа использовалась для систематизации и ускорения документооборота, а также анализа большого количества документов, проверки достоверности приложенных документов.
Отталкиваясь от положительного опыта внедрения ИИ в деятельность поставщиков, его можно попробовать внедрить непосредственно в саму электронную площадку проведения торгов и деятельность ФАС России. По заявлению ФАС России за первые шесть месяцев 2023 года было обнаружено более 15 тысяч нарушений в сфере госзакупок. Большинство этих правонарушений связаны с неверно размещенной информацией в ЕИС, а также установлением ненадлежащих требований к участникам. Внедрение искусственного интеллекта способно помочь заказчику верно указать данные и установить требования к участникам, что несомненно должно сократить количество правонарушений в несколько раз.
Учитывая современные тенденции, становится понятно, что в скором будущем ИИ будет внедрен в сферу госзакупок. Подтверждением этому являются работы по разработке и внедрению искусственного интеллекта. На этот счет высказался глава “Торгово-промышленной палаты РФ” Сергей Катырин: “Искусственный интеллект можно использовать в сфере государственный закупок что ускорит формальные процедуры и сделает эту среду более прозрачной”.
Прежде чем вводить ИИ, необходимо внести поправки к закону № 44-ФЗ, которые будут нацелены на использование искусственного интеллекта в сфере закупок, а также на урегулирование глубины внедрения ИИ в контрактную систему. Целесообразно будет добавить отдельную главу, которая бы регулировала степень внедрения ИИ в сферу госзакупок, а также внедрение ее в деятельность органа исполнительной власти по контролю за закупками. Учитывая положительный опыт внедрения ИИ, о котором сказано выше, нужно понимать, что в ближайшем будущем ИИ проникнет в госзакупки на федеральном уровне, а также в деятельность контрольных органов. К тому же ИИ позволит сократить время проведения контрактной закупки в несколько раз, а учитывая, что он может выполнять за поставщика многую работу, то несомненно количество участников контрактных закупок вырастит, особенно это привлечет в закупки субъекты малого бизнеса, у которых часто возникают трудности, связанные с большим количеством документов и сложных процедур.
Глава об использовании искусственного интеллекта в сфере госзакупок должна содержать сведения о сферах возможного применения, о том какие субъекты имеют право пользоваться ИИ при проведении закупки и в каких случаях, Какие функции может в сфере закупок осуществлять ИИ, на каких электронных платформах, связанных с проведением госзакупок, он может быть внедрён, а также какие контрольные органы и в каких целях могут использовать искусственный интеллект.
В заключение стоит отметить, что добавление отдельной главы в № 44-ФЗ, которая бы определяла глубину и степень внедрения ИИ в госзакупки, сможет предотвратить проблемы и трудности, которые могут возникнуть при внедрении ИИ в контрактную систему госзакупок. А учитывая, что орган исполнительный власти осуществляющий контроль за закупками тесно взаимодействует с электронными платформами, добавление статьи, которая позволила бы в его работе использовать ИИ, дало бы импульс к дальнейшей разработке и внедрению программ с ИИ в деятельность ФАС России, что несомненно бы ускорило документооборот и время требуемое для проведения проверки сделки, заключенной на ЕИС.
Литература:
- Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
- Указ Президента РФ от 10.10.2019 N 490 (ред. от 15.02.2024) «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (вместе с «Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года»).
- https://www.volgogradcci.ru/ekspertnoe-mnenie/lava-tpp-rf-iskusstvennyy-intellekt-mozhno-ispolzo/