В последние годы экономика Вьетнама росла быстрыми и стабильными темпами. Важным вкладом является электронная коммерция — нынешняя торговая тенденция. Признавая важность электронной коммерции, Вьетнам принял множество законов и политик в области электронной коммерции, создав правовую базу и благоприятные условия для развития электронной коммерции.
Ключевые слова: электронной коммерции, государственное управление, коммерческая деятельность, ND-CP.
Для развития электронной коммерции Премьер-министр издал Решение № 222/2005/QĐ-TTg, утвердив План развития электронной коммерции на период 2006–2010 годов. Это первый план, разработанный правительством с целью определения взглядов и направлений развития электронной коммерции во Вьетнаме на начальном этапе формирования рынка. На основе достигнутых результатов развития электронной коммерции по вышеуказанному плану, в последующие периоды Премьер-министр продолжал утверждать комплексные планы развития электронной коммерции на период 2011–2015 годов, период 2016–2020 годов и период 2021–2025 годов. В соответствии с Решением № 411/QĐ-TTG от 31 марта 2022 года Премьер-министра об утверждении Национальной стратегии развития цифровой экономики и цифрового общества до 2025 года с ориентацией до 2030 года, задачи в области торговли, промышленности и энергетики преимущественно направлены на реализацию Комплексного плана развития национальной электронной коммерции на период 2022–2025 годов, утвержденного Решением № 645/QĐ-TTg от 15 мая 2020 года Премьер-министра; управление и контроль за деятельностью платформ электронной коммерции; борьба с контрафактной продукцией и защита прав потребителей в онлайн-транзакциях электронной коммерции; создание здорового, конкурентоспособного и устойчивого рынка электронной коммерции. [1].
В ближайшее время правительство требует активизировать развитие электронной коммерции в сельских районах, обладающих потенциалом для развития: удобная логистическая инфраструктура, наличие большого количества сельскохозяйственной продукции, уникальные ремесленные и художественные изделия; укрепить связи в области электронной коммерции между регионами. Поддерживать население в продвижении своих товаров и услуг на платформы электронной коммерции, способствуя превращению каждого гражданина в предпринимателя. Обучать цифровым навыкам этнические меньшинства, предоставляя им возможности для доступа к электронной коммерции с целью ликвидации бедности и сокращения разрыва в доходах; рассматривать электронную коммерцию как основной метод реализации Национальной целевой программы социально-экономического развития районов проживания этнических меньшинств и горных районов на период 2021–2030 годов.
Политика в области электронной коммерции представляет собой систему государственных регламентов и мер, направленных на регулирование деятельности электронной коммерции на каждом этапе развития для достижения целей, установленных в стратегиях и планах развития электронной коммерции. Политика в области электронной коммерции обычно сосредоточена на следующих аспектах:
Политика в отношении предпринимателей. Указ № 52/2013/NĐ-CP Правительства о электронной коммерции и Указ № 85/2021/NĐ-CP, вносящий изменения и дополнения в некоторые статьи Указа № 52/2013, конкретно регулируют права и обязанности предпринимателей в отношении торговой деятельности, защиты персональных данных и защиты прав потребителей [2]. Также согласно Указу № 85/2021, с 1 января 2022 года, помимо осуществления коммерческой деятельности на официальных веб-сайтах платформ электронной коммерции, субъекты коммерческой деятельности также могут вести торговую деятельность в социальных сетях, таких как: Facebook, Zalo, Instagram и другие.
Политика по отношению к потребителям . Для защиты прав потребителей статьи 68, 69, 70, 71, 72 Указа 52/2013 содержат ряд конкретных положений об обязанностях, политике защиты потребительской информации и использовании потребительской информации. Кроме того, существует ряд положений о санкциях: от административных санкций и штрафов до уголовного преследования за серьезные нарушения [3]. Несмотря на то, что Указ 52/2013 содержит нормы относительно процесса заключения договоров через веб-сайты, в целом потребители часто не имеют полной информации о продукте, что может привести к неравномерной информации и нанести ущерб потребителям.
Налоговая политика в электронной коммерции . Налоговое право интересуют прежде всего отношения в сфере именно предпринимательской деятельности. Лишь после установления базовых принципов электронной экономической деятельности можно говорить о необходимости разработки модели налогообложения доходов от такой деятельности. Проблема правовой регламентации налогообложения электронной коммерции становится все более актуальной для большинства государств мира, и единой признанной практики по данному вопросу государствами не выработано.
В настоящее время с целью обеспечения эффективного управления, налоговая политика в отношении электронной коммерции во Вьетнаме осуществляется через ряд действующих налогов, таких как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и налог на доходы физических лиц, налог на специальный расход, налог на ввоз и вывоз товаров. Для повышения эффективности государственного управления налоговыми поступлениями от электронной коммерции правительство приняло Указ № 85/2021/ND-CP о электронной коммерции, Министерство финансов издало Постановление № 40/2021/TT-BTC от 01/6/2021 года, определяющее ответственность администраторов торговых площадок в сфере электронной коммерции. Согласно этому, государственные органы управления будут предоставлять полную и своевременную информацию о сделках на электронных торговых площадках, что позволит применять налоговые меры правильно и в полном объеме в соответствии с законодательством. [4].
Для разрешения проблем, связанных с налогами для предприятий, и стимулирования развития рынка электронной коммерции, 30 октября 2022 года Правительство приняло Указ № 91/2022/ND-CP, изменяющий и дополняющий некоторые положения Указа № 126/2020/ND-CP от 19 октября 2020 года, устанавливающего подробные правила применения Закона о налоговом управлении [5]. В указе содержатся изменения, в основном, связанные с налогообложением доходов физических лиц, не возникающих в результате удержания налога на доходы физических лиц; ответственностью юридических лиц, основанных и действующих в соответствии с законодательством Вьетнама в качестве владельцев электронных коммерческих площадок, в предоставлении информации о коммерсантах, организациях и физических лицах, осуществляющих куплю-продажу товаров и услуг на торговых площадках электронной коммерции органам налогового управления.
Введение своевременных налоговых политик помогло органам государственного управления увеличить эффективность в сборе налогов с деятельности бизнеса на электронных торговых площадках. С 2018 года до настоящего времени общий налоговый доход от трансграничной электронной коммерции составил 5,588 миллиарда донгов. Количество налоговых деклараций, поданных предприятиями и физическими лицами, осуществляющими деятельность на торговых площадках электронной коммерции в 2023 году, увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. В 2023 году общий налоговый доход от электронной коммерции для внутренних организаций и физических лиц составил 536,5 миллиарда донгов. Особое внимание было уделено вопросам взыскания налогов и расследования нарушений в отношении 179 предприятий и 1,061 физического лица, осуществляющих деятельность на электронных торговых площадках, с общей суммой около 275 миллиардов донгов. [6].
Политика развития кадров в сфере электронной коммерции . Быстрое развитие электронной коммерции требует высококвалифицированных кадров, получивших качественное образование. В настоящее время существует 36 учебных заведений, предлагающих программы по обучению этой отрасли, около 40 учебных заведений, специализирующихся на этом направлении, и примерно 60 учебных заведений, предоставляющих курсы по электронной коммерции. Однако нынешний кадровый потенциал в сфере электронной коммерции не удовлетворяет потребностей в развитии . [1]. Новые учебные заведения пока покрывают только 30 % спроса на кадры, причем до 55 % специалистов приходится из смежных областей (таких как бизнес, торговля, информационные технологии), а остальные — из других отраслей.
Для удовлетворения потребностей в кадрах, Указ 52/2013 определил одно из важных направлений Национальной программы развития электронной коммерции как «обучение и развитие кадров в области электронной коммерции» [7]. Это было конкретизировано в Решении № 645/QĐ-TTg от 15/5/2020 года, утвержденном Премьер-министром, о Плане комплексного развития национальной электронной коммерции на 2021–2025 годы, который установил цель: «К 2025 году 50 % учебных заведений высшего и профессионального образования должны осуществлять обучение в области электронной коммерции; 1 миллион предприятий, индивидуальных предпринимателей, государственных служащих и студентов должны принять участие в курсах по приобретению навыков в области электронной коммерции».
Политика развития технологической инфраструктуры . Для развития информационной и телекоммуникационной инфраструктуры въ 22 сентября 2010 года Премьер-министр правительства одобрил проект «Сделать Вьетнам скоро страной сильной в области информационных технологий и телекоммуникаций». В 2018 году Премьер-министр правительства одобрил Программу целевого развития информационных технологий на период 2016–2020 годов в соответствии с Решением № 153/QD-TTg. Эти политики принесли положительные результаты: к 2022 году уровень использования интернета во Вьетнаме достиг 75 %. Сеть 5G была изучена и введена в эксплуатацию с 17 января 2020 года, что стало важным шагом в развитии технологической инфраструктуры. До настоящего времени сеть 5G компании Viettel постепенно охватывает всю страну — все провинции и города.
Для обеспечения удобств в проведении платежей в электронной коммерции, Премьер-министр Правительства подписал Решение № 1813/QĐ-TTg от 28/10/2021 о программе развития безналичных платежей во Вьетнаме на период 2021–2025 годов. Кроме того, в контексте Промышленной революции 4.0 правительство разработало множество стратегий, направленных на модернизацию и совершенствование платежной инфраструктуры, услуг безналичных платежей, удовлетворение потребностей организаций и частных лиц в оплате удобным и эффективным способом, способствуя более быстрой интеграции экономики в международное экономическое сообщество.
За контроль, проверочную деятельность и основания рассмотрения нарушений в сфере электронной коммерции .
Для создания правовой базы для деятельности в сфере электронной коммерции, обеспечения устойчивого развития электронной коммерции и создания основы для государственного управления, Национальное собрание приняло ряд важных законов. К числу таких важных законов можно отнести: Гражданский кодекс, Торговый кодекс, Закон о защите прав потребителей, Закон о связи, Закон об интеллектуальной собственности, Закон о кибербезопасности, и другие. Помимо этого, Правительство приняло систему постановлений, руководящих правовых актов, а соответствующие ведомства приняли постановления, руководящие выполнением, чтобы конкретизировать содержание законов и применить их на практике. Своевременное и плотное соответствие создания и принятия правовой системы с развитием экономики в целом и в отдельности в сфере электронной коммерции создало благоприятную правовую среду и оказало мощный стимул для развития электронной коммерции в последние годы.
Для более тщательного управления деятельностью электронной коммерции, создания здоровой бизнес-среды и защиты законных интересов потребителей Правительство приняло постановление об административных штрафах за нарушения в области электронной коммерции по Указу номер 98/2020/NĐ-CP от 26 августа 2020 года, определяющему штрафы за административные нарушения в сфере коммерческой деятельности, производства, продажи поддельных товаров, запрещенных товаров и защиты прав потребителей. Данное постановление вступило в силу с 15 октября 2020 года.
Указ № 98/2020/NĐ-CP устанавливает наказание за 05 групп административных правонарушений в сфере электронной коммерции, включая: (1) нарушения, связанные с созданием электронного коммерческого веб-сайта или приложения электронной коммерции на мобильной платформе (сокращенно называемого мобильным приложением); (2) нарушения в области информации и сделок на электронном коммерческом веб-сайте или мобильном приложении; (3) нарушения в области предоставления услуг электронной коммерции; (4) нарушения в области защиты персональных данных в деятельности электронной коммерции; (5) нарушения в области деятельности по оценке, наблюдению и подтверждению в электронной коммерции. [8]
Проверки и испытания в электронной коммерции конкретно регулируются статьей 77 Указа 52/2013/ND-CP об электронной коммерции. Соответственно, проверка и экспертиза в электронной коммерции регулируются следующим образом:
- Предприниматели и организации, указанные в разделе 3 главы IV настоящего Указа, подлежат ежегодной проверке Министерством промышленности и торговли на предмет соблюдения положений настоящего Указа и соответствующих документов. Результаты тестирования публикуются на портале управления операциями электронной коммерции.
- Предприниматели и организации, указанные в разделах 1 и 2 главы IV настоящего Указа, подлежат проверке и проверке со стороны Министерства промышленности и торговли и департаментов промышленности и торговли провинций и городов в соответствии с положениями закона.
Непосредственный надзор за соблюдением правил электронной коммерции осуществляет Департамент управления операциями электронной коммерции — Департамент электронной коммерции и цифровой экономики Министерства промышленности и торговли.
Департамент управления операциями электронной коммерции имеет функцию консультирования директора департамента по надзору за соблюдением правовых норм в области электронной коммерции. В частности, выполните следующие задачи:
a) Проверять и контролировать выполнение нормативно-правовых документов по электронной коммерции;
b) Организовать подтверждение декларирования, регистрации и лицензирования деятельности электронной коммерции в соответствии с положениями законодательства;
c) Управлять и обновлять информацию на Портале управления деятельностью электронной коммерции;
d) Руководить или координировать действия с центральными и местными органами власти для проведения проверок, изучения и устранения нарушений в деятельности электронной коммерции;
e) Руководить или координировать действия с соответствующими подразделениями для разрешения споров и жалоб в сфере электронной коммерции;
f) Выполнение других поручений, данные руководителем органа.
Литература:
- Л. Т. Хиеу, “Государственное управление электронной коммерцией во Вьетнаме,” Журнал промышленности и торговли, Các tập %1 cuûa %2https://tapchicongthuong.vn/quan-ly-nha-nuoc-ve-thuong-mai-dien-tu-o-viet-nam-105040.htm, số 6, 2023
- “Указ № 85/2021/ND-CP: Внесение изменений и дополнений в ряд статей Указа № 52/2013/ND-CP от 16 мая 2013 года об электронной коммерции.”
- Д. Д. Тай, “Доработать закон о защите прав потребителей в сфере электронной коммерции,” Электронный журнал вьетнамских юристов, pp. https://lsvn.vn/hoa-n-thie-n-pha-p-lua-t-ve-ba-o-ve-quyen-loi-nguoi-tieu-dung-trong-hoa-t-do-ng-thuong-ma-i-die-n-tu-1704470953.html, 2024
- Л. К. Тхуан, “Налоговый менеджмент в сфере электронной коммерции — взгляд из мирового опыта,” Института стратегии и фискальной политики, 2024
- “Указ 91/2022/ND-CP вносит изменения и дополнения в ряд статей Указа 126/2020/ND-CP от 19 октября 2020 года, детализируя ряд статей Закона о налоговом администрировании.”
- Х. Джанг, “Сбор налогов в секторе электронной коммерции быстро увеличивался,” Банковская газета, 1/2024
- “Статья 7. Национальная программа развития электронной коммерции. Указ 52/2013/ND-CP об электронной коммерции”
- Указ Правительства № 98/2020/NĐ-CP: Устанавливает административные наказания за нарушения в сфере коммерции, производства, торговли поддельными товарами, запрещёнными товарами и защиты прав потребителей.