Домашнее насилие над женщинами с точки зрения социологического номинализма и социологического реализма | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (521) май 2024 г.

Дата публикации: 31.05.2024

Статья просмотрена: 33 раза

Библиографическое описание:

Валеренко, В. С. Домашнее насилие над женщинами с точки зрения социологического номинализма и социологического реализма / В. С. Валеренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 22 (521). — С. 493-496. — URL: https://moluch.ru/archive/521/115052/ (дата обращения: 16.11.2024).



1.1 Понятие социологического реализма и социологического номинализма

Номинализм социологический теоретико-методологическая ориентация, согласно которой реально существуют лишь отдельные индивиды и их действия. В соответствии с этим отрицается самостоятельное бытие общества и социальных систем, которые рассматриваются лишь как совокупность индивидуальных действий; основное внимание обращается не на социологические системы и структуры, а на реализацию целей, намерений, установок индивида, осмысление им значения ролей, статусов [2].

Реализм социологический — общетеоретическая и методологическая ориентация, согласно которой истинными носителями социальной реальности являются над- и сверхиндивидуальные целостности (общество, государство, народ, семья и т. д.), а не конкретные (эмпирические) индивиды [3].

Исследователи, придерживающиеся социологического реализма, исходной категорией считают общество и его равновеликие производные, а именно системы, структуры, институты [3]. Родоначальниками этой ориентации выступают прежде всего О. Конт и Г. Спенсер, также она получила развитие в трудах К. Маркса, П. Сорокина, Франкфуртской школы, К. Леви Стросса, М. Фуко и др. Реалисты в своих понятийных структурах уделяли большее внимание объективным факторам, независимым переменным, которые подчиняют жизнь людей. Эта ориентация впоследствии встретилась с критическими замечаниями со стороны социологических номиналистов. Критика была сосредоточена вокруг следующих тезисов: невозможность описать развитие и причины социальных явлений, невозможность объяснения включения человека в общество, тяготение социологии к социальной философии и неустойчивый понятийный аппарат [4].

Исследователи, принадлежащие к социологическому номинализму, акцентируют своё внимание на категории человека или личности, которые в своей совокупности составляют общество. Основы номинализма в социологии заложил родоначальник социальной физики А. Кетле, однако критику общества как фикции осуществлял ещё британский философ Иеремия Бентам [1]. Развитие этой ориентации было продолжено М. Вебером, Э. Дюркгеймом, бихевиористами, Дж. Хомансом, Г. Блумером, А. Шюцем, К. Манхеймом, Г. Гарфинкелем и другими. Суть номинализма крайне определённо выразил М. Вебер. Основной задачей социологии, на его взгляд, является понимание социального действия, а социальное действие представляет собой действие человека, которое по своему смыслу действующим или действующими соотносится с действиями других людей и ориентируется на него. Номиналисты опирались преимущественно на субъективные факторы, иногда отдавая предпочтение психологическим состояниям, преувеличивали возможности воздействия человека на общество.

1.2. Домашнее насилие над женщинами с позиции социологического номинализма

Социологический номинализм, как это уже было сказано, это подход в социологии, который подчеркивает важность индивидуальных и социальных практик, а также символических систем в формировании социальных отношений и структур. В контексте исследования причин домашнего насилия над женщинами номинализм предлагает рассматривать эту проблему через призму социальных норм, культурных традиций и гендерных стереотипов, которые влияют на поведение людей и восприятие насилия в семье. Некоторые из ключевых аспектов, которые могут быть рассмотрены с позиции номинализма в отношении домашнего насилия над женщинами, включают:

  1. Социальные нормы и культурные традиции: В некоторых культурах и обществах существуют традиции, которые подразумевают подчинение женщин мужчинам и восприятие насилия как приемлемого способа разрешения семейных конфликтов. Эти нормы могут быть внушены через семью, образовательные системы, СМИ и другие социальные институты.
  2. Гендерные стереотипы: Широко распространенные гендерные стереотипы, такие как идея о том, что мужчины должны быть сильными и властными, а женщины — покорными и зависимыми, могут способствовать формированию гендерного неравенства и насилия в семье. Издавна сложившиеся представления о роли мужчин и женщин в семье и обществе могут способствовать формированию патриархальных традиций, в которых мужчины обладают властью и контролем над женщинами. Это может привести к насилию как к средству поддержания этой иерархии.

Сюда же можно отнести и миф о «идеальной семье»: социальные ожидания, связанные с «идеальным» семейным укладом, могут создавать давление на членов семьи, чтобы скрывать проблемы, такие как домашнее насилие. Это может препятствовать поиску помощи и поддержки, а также осуждению насилия.

  1. Системная дискриминация и неравенство: Женщины, как правило, имеют меньше социальных, экономических и политических прав, чем мужчины, что делает их более уязвимыми для домашнего насилия. Это неравенство может быть усилено такими факторами, как низкий уровень образования, бедность и отсутствие доступа к юридической и социальной поддержке.
  2. Индивидуальные и социальные практики: Насилие над женщинами может быть связано с конкретными социальными практиками, такими как раннее замужество, принудительные браки, домашнее рабство и другие формы гендерного насилия.
  3. Недостаточная криминализация домашнего насилия: в некоторых культурах и правовых системах домашнее насилие может рассматриваться как «частная» или «семейная» проблема, а не как серьезное преступление. Это может приводить к недостаточному вниманию со стороны правоохранительных органов и недостаточному наказанию для преступников.
  4. Отсутствие поддержки и ресурсов для жертв: социальные структуры и институты могут не предоставлять достаточной поддержки и ресурсов для женщин, сталкивающихся с домашним насилием. Это может усугублять их уязвимость и затруднять поиск путей избавления от насилия.

Таким образом, социологический номинализм предлагает рассматривать домашнее насилие над женщинами через призму социальных норм, культурных традиций, гендерных стереотипов и системной дискриминации, чтобы понять и преодолеть эту проблему. Этот подход подчеркивает важность, даже — необходимость изменения социальных норм и ценностей, а также развития институциональной поддержки для предотвращения и борьбы с домашним насилием.

1.3. Домашнее насилие над женщинами с позиции социологического реализма

Социологический номинализм и реализм представляют две разные парадигмы в понимании любых социальных явлений, включая и рассматриваемую тему, домашнее насилие над женщинами. Социологический реализм, фокусируется на объективных, независимо существующих социальных структурах и процессах. В контексте домашнего насилия над женщинами реалисты могут исследовать, как социально-экономические условия, властные отношения и институциональные факторы способствуют насилию. Например, реалисты могут изучать, как неравенство в доходах, недостаточная правовая защита и слабая поддержка со стороны государства и общества влияют на уровень домашнего насилия.

Социологический реализм в изучении причин домашнего насилия над женщинами предполагает анализ социальных, культурных, экономических и политических факторов, которые способствуют возникновению и поддержанию такого насилия. Реализм в социологии фокусируется на объективных условиях и структурных факторах, которые влияют на поведение людей и социальные явления. В случае домашнего насилия над женщинами, социологический реализм может рассматривать следующие аспекты:

  1. Социальные структуры и институты
  2. Экономические факторы
  3. Культурные нормы и ценности

Эта классификация может быть взята и аналогично, той, что при рассмотрении вопроса с точки зрения социологического номинализма. Например вот некоторые из ключевых социологических причин домашнего насилия:

  1. Гендерные стереотипы и неравенство: Широко распространенные гендерные стереотипы, такие как идея о том, что мужчины должны быть «сильными и властными», а женщины — «скромными и подчиненными», могут способствовать насилию в семье. Неравенство в правах и возможностях между мужчинами и женщинами также может приводить к домашнему насилию.
  2. Экономическая нестабильность: Женщины, живущие в бедности или в условиях экономической нестабильности, могут быть более уязвимы для домашнего насилия. Недостаток ресурсов и возможностей для социальной и экономической мобильности может усиливать зависимость от потенциально жестоких партнеров.
  3. Недостаток доступа к образованию и информации: Женщины с ограниченным доступом к образованию могут быть менее информированы о своих правах и возможностях защиты от насилия. Это может усугублять их уязвимость и препятствовать борьбе с домашним насилием.
  4. Недостаточная правовая защита и поддержка: В некоторых обществах законодательство и правоприменительные органы могут быть недостаточно эффективными в предотвращении и наказании домашнего насилия. Недостаток ресурсов и поддержки для жертв насилия также может усугублять проблему.
  5. Культурные нормы и традиции: В некоторых культурах домашнее насилие может рассматриваться как приемлемая форма дисциплины или контроля над женщинами. Такие культурные нормы могут препятствовать признанию домашнего насилия как серьезной социальной проблемы.
  6. Политические и социальные изменения: Изменения в социальной и политической сфере, такие как войны, конфликты и экономические кризисы, могут приводить к увеличению уровня домашнего насилия.

Просто необходимо помнить о разности самих подходов. Так при рассмотрении социальной изоляции, с точки зрения социологического реализма, женщины, изолированные от социальной поддержки, могут быть более уязвимы для домашнего насилия, так как у них меньше возможностей для поиска помощи и защиты. Социологический реализм подчеркивает, что домашнее насилие — это не просто результат индивидуальных психологических проблем или плохих отношений, а продукт глубоко укоренившихся социальных структур и процессов. Понимание этих структур и процессов является ключом к разработке эффективных стратегий противодействия домашнему насилию.

Литература:

  1. Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер. Пер. с нем./Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко. — М.: Прогресс, 1990–808 с.
  2. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательская группа ИНФРА — М-HOPMA, 1998. — 488 c.
  3. Тощенко Ж. Т. Парадигмы как методологические стратегии в социологии / Ж. Т. Тощенко // Гуманитарий Юга России. 2016. № 1.- С 1–18.
  4. Шацкий, Е. История социологической мысли. В 2 т. Т. 1 / Ежи Шацкий; пер. с польского; общая редакция А. Васильева. — М.: Новое литературное обозрение, 2018. — 720 с.
Основные термины (генерируются автоматически): домашнее насилие, социологический реализм, женщина, социологический номинализм, насилие, норма, общество, структура, недостаточная правовая защита, системная дискриминация.


Задать вопрос