В статье рассматривается исследование особенностей защитных механизмов личности у тревожных подростков. Представлены результаты методик «Шкала тревоги Спилбергера-Ханина», автор Ч. Спилбергер, в адаптация Ю. Л. Ханина; «Методика измерения психологической защиты (МИПЗ)» авторы Е. Р. Пилюгина, Р. Ф. Сулейманов.
Ключевые слова: защитные механизмы личности, подростковый возраст, тревожность, психологические защиты личности.
В современном мире всё больше подростков испытывают тревожность. Стресс и психологические проблемы, связанные с психосексуальным развитием, эмоциональной нестабильностью, неопределённостью социального статуса и изменчивостью общественных ценностей, способствуют этому.
Изучение психологических защит личности особенно актуально в подростковом возрасте, и в период перехода от подросткового к юношескому возрасту, поскольку именно в это время происходит формирование личности и мировоззрения. В этот период возникают ключевые вопросы, такие как определение дальнейшего пути, выбор профессии, умение брать на себя ответственность за свои решения и принятие новых ролей в семье и обществе. Отсутствие необходимых навыков, стратегий поведения и знаний о том, как справляться со стрессом, может привести к сильному эмоциональному напряжению. В таких ситуациях подростки часто прибегают к защитным механизмам, которые иногда могут быть деструктивными. Некоторые неэффективные методы психологической защиты могут вызвать отклонения в поведении и привести к девиантному поведению.
В связи с этим растёт интерес к исследованию механизмов психологической защиты, способствующих поддержанию стабильности и эмоционального принятия подростками себя и своего окружения.
В российской и зарубежной литературе существуют две основные точки зрения. Некоторые исследователи считают психологическую защиту естественным и важным механизмом, который помогает справляться со стрессом. Другие утверждают, что чрезмерное использование защитных механизмов может привести к негативным последствиям, таким как повторение прошлого опыта и ухудшение взаимодействия с окружающим миром, вместо эффективного разрешения конфликтов [6].
Д. Б. Карвасарский определил механизмы психологической защиты «как система адаптивных реакций личности, направленная на защитное изменение значимости дезадаптивных компонентов отношений — когнитивных, эмоциональных, поведенческих- с целью ослабления их психотравмирующего воздействия на Я-концепцию больного» [1]. По мнению В. Е. Рожнова механизмы защиты — это ««психическая деятельность, направленная на спонтанное изживание последствий психической травмы» [4]. В. А. Ташлыков под защитными механизмами понимал «адаптивные механизмы, направленные на редукцию патогенного эмоционального напряжения, предохраняя от болезненных чувств и воспоминаний и дальнейшего развития психологических и физиологических нарушений» [5].
При изучении различных подходов к определению понятия становится ясно, что все они акцентируют внимание на защитной реакции в ответ на стрессовые, тревожные или трудные обстоятельства. Эта реакция направлена на уменьшение внутреннего напряжения и сохранение психологического комфорта.
А. М. Прихожан считает тревожность устойчивой чертой личности, которая проявляется в склонности воспринимать нейтральные ситуации как угрозу самооценке, представлениям о себе, личным интересам и ценностям.
В. В. Давыдов рассматривает тревожность как индивидуальную психологическую особенность, проявляющуюся в чувстве беспокойства в разных жизненных ситуациях.
Г. Г. Аракелов, Н. Е. Лысенко, Е. Е. Шотт определяют тревожность как психологическое явление, которое описывает состояние индивида в определённый момент времени и одновременно является свойством каждого человека.
Э. Эриксон отмечает, что уровень тревожности у подростков повышается в процессе полового созревания, формирования идентичности, установления межличностных отношений и в зависимости от статуса, занимаемого подростком в группе сверстников [2].
Для определения особенностей защитных механизмов личности у тревожных подростков нами была проведена диагностика с использованием методик «Шкала тревоги Спилбергера-Ханина» автор Чарльз Спилбергер, адаптация Ю. Л. Ханин; «Методика измерения психологической защиты (МИПЗ)» авторы Е. Р. Пилюгина, Р. Ф. Сулейманов. Исследование проводилось на базе МАОУ «Математический Лицей» г. Хабаровска. В исследовании приняли участие ученики девятого, десятого и одиннадцатого классов, в возрасте 16–18 лет, выборка представлена в количестве 36 человек.
Обратимся к результатам диагностики по методике «Шкала тревоги Спилбергера-Ханина» Чарльз Спилбергер, в адаптации Ю. Л. Ханина.
Целью методики является выявление уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека).
Результаты данной методики позволили нам определить показатели ситуативной и личностной тревожности подростков в процентном соотношении.
Рис. 1. Результаты по шкале «Ситуативная тревожность»
методики «Шкала тревоги Спилбергера — Ханина»
Анализ результатов по выявлению ситуационной тревожности показал, что у исследуемых подростков наблюдается преобладание высокого уровня реактивной тревожности, он отмечен у 56 % опрошенных, у 39 % исследуемых выявлен средний уровень ситуационной тревожности, а у 6 %- низкий. Подростки с высоким уровнем ситуативной тревожности склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности.
Рис. 2. Результаты по шкале «Личностная тревожность» методики «Шкала тревоги Спилбергера-Ханина»
Высокий уровень личностной тревожности выявлен у 69 % испытуемых, у 28 % наблюдается средний уровень, а у 3 %- низкий. При высокой личностной тревожности каждая ситуация будет обладать стрессовым воздействием на субъекта и вызывать у него выраженную тревогу.
По результатам методики из 36 опрошенных подростков было выбрано 24 человека с ярко выраженной тревожностью для дальнейшего исследования особенностей защитных механизмов у тревожных подростков.
Перейдем к результатам методики «Методика измерения психологической защиты (МИПЗ)» авторы Е. Р. Пилюгина, Р. Ф. Сулейманов, которые представлены в таблице 1.
Данная авторская психодиагностическая методика измеряет 20 механизмов психологической защиты: диссоциация, вытеснение, ипохондрия, регрессия, изоляция, отрицание, пассивная агрессия, компульсивное поведение, проекция, замещение, рационализация, избегание, реактивное образование, компенсация, всемогущий контроль, сублимация, альтруизм, подавление, предвосхищение, юмор. Достоинства данной методики заключаются в простоте исследовательского процесса, независимости результата от личности исследователя и широком спектре измеряемых механизмов защиты [3].
Таблица 1
Результаты методики измерения психологической защиты (МИПЗ), авторы Е. Р. Пилюгина, Р. Ф. Сулейманов
Процентный показатель количества опрошенных с низким уровнем выраженности |
Процентный показатель количества опрошенных со средним уровнем выраженности |
Процентный показатель количества опрошенных с высоким уровнем выраженности |
|
Диссоциация |
11 % |
69 % |
19 % |
Регрессия |
17 % |
58 % |
25 % |
Ипохондрия |
0 % |
39 % |
61 % |
Изоляция |
19 % |
56 % |
25 % |
Вытеснение |
8 % |
86 % |
6 % |
Замещение |
33 % |
53 % |
14 % |
Проекция |
6 % |
61 % |
33 % |
Компульсивное поведение |
8 % |
39 % |
53 % |
Пассивная агрессия |
14 % |
69 % |
17 % |
Отрицание |
19 % |
72 % |
8 % |
Рационализация |
14 % |
72 % |
14 % |
Избегание |
44 % |
44 % |
11 % |
Реактивное образование |
17 % |
69 % |
14 % |
Компенсация |
22 % |
64 % |
14 % |
Всемогущий контроль |
42 % |
50 % |
8 % |
Сублимация |
8 % |
56 % |
36 % |
Альтруизм |
11 % |
36 % |
53 % |
Подавление |
6 % |
69 % |
25 % |
Предвосхищение |
0 % |
44 % |
56 % |
Юмор |
11 % |
33 % |
56 % |
По данным таблицы 1 следует, что у группы тревожных подростков из 24 человек, высокий уровень выраженности имеют такие психологические защиты, как ипохондрия (61 % чел.), компульсивное поведение (53 % чел.), альтруизм (53 % чел.), предвосхищение (56 % чел.), юмор (56 % чел.). Можно сделать вывод о том, что вышеперечисленные защитные механизмы личности используются чаще всего у тревожных подростков. Избегание, как психологическая защита личности, выражена у 44 % опрошенных в низкой и средней степени.
Избегание, как психологическая защита личности, выражена у 44 % опрошенных в низкой и средней степени.
Что касается таких психологических защит как диссоциация (69 % чел.), регрессия (58 % чел.), изоляция (56 % чел.), вытеснение (86 % чел.), замещение (53 % чел.), проекция (61 % чел.), пассивная агрессия (69 % чел.), отрицание (72 % чел.), рационализация (72 % чел.), реактивное образование (69 % чел.), компенсация (64 % чел.), всемогущий контроль (50 % чел.), сублимация (56 % чел.), подавление (69 % чел.), то они выражены у группы респондентов в средней мере, что говорит о проявлении данных психологических защит ситуационно. То есть, в зависимости от возникшей перед человеком ситуации, будет второстепенно использован тот или иной механизм психологических защит, которые были перечислены выше.
Результаты нашего исследования подтвердили наличие проблемы тревожности среди подростков; выявили, к каким защитным механизмам личности прибегают тревожные подростки, а именно ипохондрия, компульсивное поведение, альтруизм, юмор, предвосхищение. Следует заметить, что предвосхищение, юмор и альтруизм относятся к защитам высшего адаптивного уровня (механизмы основаны на силе воли и самоконтроле личности, контролируются рефлексией, оказывают благотворное влияние на жизнь личности и одобряемы социумом). В таблице иерархии механизм компульсивное поведение отнесен к инфантильному уровню (подобные личности чересчур подвластны своим эмоциям — страх, обида, гнев и тому подобные эмоции слишком болезненны для них, отсюда свойственно стремление снять напряжение ситуации «здесь и сейчас» любым доступным способом либо перенести ответственность на окружающих). Ипохондрия же принадлежит психотическому уровню (оказывает деструктивное влияние на личность и ухудшает ее социальную адаптацию).
Литература:
- Карвасарский, Б. Д. Психотерапия / Б. Д. Карвасарский. — М.: Медицина, 1985. — С. 34.
- Косарева, В. А. Влияние тревожности подростка на его социометрический статус в группе / В. А. Косарева. — Текст: электронный // Управление образования администрации Ковровского района. — 2022. — URL: obrkovrr.ru/upload/image/file/-/опыт_психолог.pdf (дата обращения: 13.05.2024).
- Пилюгина Е. Р., Сулейманов Р. Ф. Методика измерения психологической защиты // Экспериментальная психология. 2020. Том 13. № 2. С. 194–209. DOI: 10.17759/exppsy.2020130213
- Рожнов, В. Е. Учение о бессознательном и клиническая психотерапия: постановка вопроса / В. Е. Рожнов, М. Е. Бурно // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. — Тбилиси, 1978. Т. 2.
- Ташлыков, В. А. Психология лечебного процесса / В. А. Ташлыков. — М., 1984. — 191 с.
- Шеенко, Е. И. Механизмы психологической защиты личности в подростковом возрасте / Е. И. Шеенко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 50 (497). — С. 480–482. — URL: https://moluch.ru/archive/497/109111/