В данной статье рассмотрена роль педагога в современном профильном обучении, проведен анализа деятельности педагога, выделены основные функции, которые наиболее важны для эффективного преподавания. Дана оценка важности роли педагога и предложены рекомендации по улучшению и совершенствованию профессиональных качеств педагогов.
Ключевые слова: педагог, профильное обучение, роль, функции, самосовершенствование, профессия, старшая школа, рекомендации, анализ.
В современном образовательном процессе, исходя из задач и цели концепции развития образования, кроме получения знаний по школьном программе обучения, так же важно привить ребенку различные качества, связанные с его дальнейшей жизнью — умение правильно рассуждать, способность к самоанализу, развитие коммуникативных навыков, формирование познавательных и созидательных способностей, умение социализироваться в обществе, и ввиду быстрого и динамичного развития экономической, отраслевой области — уметь хорошо преподнести себя на рынке труда. В ответ на это, школам важно найти педагогов, компетенция которых должна отвечать на весь заказ государства и поддерживать инициативы учительского состава в процессе обучения. Современное профильное обучение — важное звено в развитие современного школьного образования. Учителя, вовлеченные в данный процесс, должны отвечать многим критерием, так как при условии их содержания — профильное образование становится эффективным инструментом развития старшеклассника. Так же, важно отметить, что педагог может выполнять роль тьютора — наставника, что является одним из ответвлений сетки профильного образования [1; С. 270].
На данный момент, важно выделить основные функции педагога, раскрыть их смысл и интерпретировать относительно самой роли педагога в профильном образовании. По итогу анализа функций педагога, мы можем дать рекомендации по усовершенствованию и поддержанию педагогического опыта относительно профильного обучения. Важно отметить, что функции педагога должны иметь комплексую структуру, это даст большую эффективность в преподавании и улучшит качество образования.
– Образовательная функция: данная функция предполагает передачу педагогом учащимся знания и навыки, необходимые для успешного освоения профильного предмета. Данная функция является основополагающей всего образовательного процесса, но не является отдельно взятой единицей профильного обучения.
– Развивающая функция: педагог способствует развитию у учащихся познавательных способностей, творческого мышления, навыков самостоятельной работы. Данная функция так же предполагает всестороннее развитие на всех этапах обучения, учитывая все возраста обучающихся.
– Воспитательная функция: педагог формирует у учащихся нравственные качества, гражданскую позицию, чувство ответственности за себя и свое окружение. Здесь важно затронуть и патриотическому воспитание, так как на данный момент страна нуждается в здравой гражданской самоидентичности и патриотическому нравственному восприятию действительности
– Диагностическая функция: педагог оценивает уровень знаний и навыков учащихся, выявляет их сильные и слабые стороны. Данная функция закладывается еще на процессе обучения будущего педагога в ВУЗе. ВУЗу важно сформировать данную компетенцию у обучающегося, так как от нее зависит эффективность и успешность его дальнейшей профессиональной карьеры.
– Коррекционная функция: педагог помогает учащимся преодолеть трудности в обучении, исправлять ошибки, указывать на пробелы в области обучения и правильно направлять способности старшеклассника для эффективного обучения.
– Организационная функция: педагогу важно уметь составлять индивидуальный план обучения, выбирать дополнительные курсы и кружки, а также организовывать самостоятельное изучение материала учащимся.
Выделив основные функции педагога, мы можем говорить о том, что педагог, обладающей всеми вышеуказанными навыками и умениями — будет играть важнейшую роль в профильном обучении старшеклассника. Затронув тьюторство, мы можем так же выделить, что само по себе тьюторское сопровождение в образовательном процессе на этапе старшей школы, когда у старшеклассников проявляется самостоятельность и наличие способности к профессиональному самоопределению занимает более ценную позицию. Стоит отметить, что идеи тьюторства на последней ступени общеобразовательной школы совпадают, с одной стороны, с идеями гуманистического (Ш. А. Амонашвили, Н. Б. Ромаева, Л. В. Романюк, Т. А. Рубанцова и др.), с другой — коммуникативно-диалогического (М. А. Абдуллина, В. А. Кан-Калик и др.) подходов к обучению [3; С.14–26].
Исходя из функций и оценочной роли педагога в профильном образовании, мы можем составить рекомендации, основанные на тех критериях, которые важны в современном образовательном процессе:
– Повышать квалификацию педагогов, обучать их новым методам и технологиям обучения.
– Создавать условия для творческого развития педагогов, поощрять их инициативу и самостоятельность.
– Развивать коммуникативные навыки педагогов, обучать их методам установления контакта с учащимися.
– Формировать у педагогов эмоциональную устойчивость, обучать их методам саморегуляции.
Данные рекомендации позволят улучшить профессиональную составляющую педагога и поднять эффективность профильного образования в целом.
Исходя из всего вышесказанного, мы можем сделать вывод о том, что роль педагога в современном профильном образовании важна на всех этапах обучения, современный педагога должен отвечать всем требованиям, чтобы быть эффективным, важно уметь не только преподносить учебный материал, но и давать понять важные ценности жизни. Педагог должен уметь проявлять индивидуальный подход к каждому. Если педагога будет выполнять все основные функции и придерживаться рекомендаций, то его значимость в профильном обучении будет только усиливаться.
Литература:
- Артюхов М. В. Управление образовательными системами: менеджмент, маркетинг, человеческие ресурсы / М. В. Артюхов Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2004–270 с.
- Воронцова В. Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога / В. Г. Воронцова. — Псков: Изд-во ПОИПКРО, 1997. — 421с.
- Ковалева Т. М. Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе: тьюторское сопровождение // Инновации в образовании. 2007. № 11. С. 14–26.
- Лернер Г.И Деловая игра как средство моделирования образовательной среды / Г. И.Лернер // Биология в школе. — 2002. — № 5. — С.26–32.
- Цукер А. А. Преодолима ли проблема мотивации, или образование как рынок шансов и времени / А. А. Цукер // Сибирь. Философия. Образование. — 2003. — Вып. 7. -С. 6–15.
- Шамова Т. И. Постановка целей и планирование учебного процесса / Т. И. Шамова, Н Л. Галеева // Биология в школе. — 2004. — № 4. — С.29–33.