В данной статье были рассмотрены инновационные подходы к организации профильного обучения старшеклассников. Были рассмотрены основные плюсы и минусы профильного обучения, дана оценка нынешнему положению образования. Прописаны основные подходы, какие существуют на сегодняшний день в школах и почему данные подходы имеют положительный результат.
Ключевые слова: инновационной подход, инноватика, профильное обучения, педагог, старшеклассник, самоопределение, эффективность, опыт, дисциплина, перспективы.
В современном, быстроразвивающимся мире, профильное образование играет ключевую роль в развитие и становление молодых людей. Профильное образование позволяет выбрать наиболее интересные и важные для старшеклассника направления, которые в дальнейшем помогут ему в выборе профессии и жизни. Вопрос профильного образования на сегодняшний день стоит достаточно остро, так как методы и инструменты для ее работы недостаточно эффективны. Тесная взаимосвязь профильного образования и профессионального самоопределения в целом дает еще больший резонанс относительно ее важности и дает повод для улучшения и поиска новых, инновационных подходов к организации профильного обучения старшеклассников. Ученые, изучавшие вопрос профильного образования так же отмечают, что сама интенсивность происходящих изменений зависит от степени осознанности самим педагогом таких важных вещей, как инноватика, гибкость профильного обучения, способность осуществления индивидуального подхода к каждому обучающемуся, а также к способности понимания и интерпретации самой структуры профильного обучения [2, С. 13–21]. Важно отметить, что профильное образование имеет такие преимущества, как более глубокое познание отдельного предмета, раскрытие ключевых способностей учащегося и способность к выявлению основных перспектив развития обучения в дальнейшем.
Инновационные подходы — это новые методы и технологии, которые позволяют повысить эффективность профильного обучения. Они могут быть направлены на совершенствование содержания образования, методов обучения, форм организации учебного процесса [5, С.96–101]. К инновационным подходам в организации профильного обучения можно отнести следующие методы:
– Использование современных информационных технологий — данный метод позволяет сделать учебный процесс более интересным и доступным для учащихся, а также повысить их мотивацию к обучению.
– Проектная деятельность — этот метод обучения, который позволяет учащимся самостоятельно исследовать интересующие их вопросы, а затем представить результаты своей работы в виде проекта. Проектная деятельность способствует развитию у учащихся навыков самостоятельного мышления, поиска информации, анализа и синтеза.
– Дистанционное обучение как одна из форм, при которой учащиеся получают образование удалённо, используя современные информационные технологии. Дистанционное обучение позволяет учащимся получать образование в удобное для них время и в удобном месте.
– Индивидуальный подход , при котором учитываются индивидуальные особенности каждого учащегося. Индивидуальный подход позволяет создать оптимальные условия для развития каждого учащегося и обеспечить ему возможность достичь высоких результатов в обучении.
Все вышеуказанные подходы описывают инноватику в профильном обучении. Данные методы способны менять свои внутренние свойства относительно запроса школы и государства. Это так же можно отметить, как одно из преимуществ профильного обучения [3, С. 432]. Что же касается самого опыта применения инновационных подходов, то на данный момент можно отметить уже некоторые изменения. Так, в некоторых школах уже введены электронные учебники, электронные дневники, журналы и интерактивные доски. Так же, существует предмет «проектная деятельно» как отдельная учебная единица со своими академическими часами. Данный предмет может иметь кроссдисциплинарный аспект, что делает его универсальным и понятным для каждого обучающегося. На сегодняшний момент, учитывая недавние события, связанные с распространением коронавирусной инфекцией и существующей на данной момент этой же проблемой — дистанционное обучение все чаще играет важную роль в обучении старшеклассников. Адаптированные под дистанционное обучение современные онлайн-платформы школы позволяют не терять процент успеваемости учеников, и не терять процент самого качества обучения. Так же, отмечается более благоприятный климат среди обучающихся при онлайн занятиях по причине нахождения в безопасной для них зоне. Сами же педагоги, заинтересованные в продвижении профильного образования на данный момент, разрабатывают индивидуальные образовательные маршруты для учащихся. Данные ресурсу помогают и педагогу, и ученику найти более эффективные способы взаимодействия, старшекласснику легче осваивать интересующие его дисциплины, а педагогу становится легче донести материал, чтобы он был усвоен в большем количестве.
Исходя из всего вышесказанного, мы можем сделать вывод о том, что профильное обучение на данный момент уже развивается на высоком уровне, важность его дальнейшей поддержки и изучения будет давать возможность современным педагогам более эффективно работать, а ученикам даст возможность заниматься тем, что им действительно интересно. Важно учитывать индивидуальные потребности каждого ученика, так как именно от его собственного желания зависит его дальнейшая жизнь. Вопрос профессионального самоопределения всегда стоял очень остро, но благодаря профильному образованию, старшеклассники уже в шкоде могут давать себе отчет о том, с кокой профессией они хотят связать свою дальнейшую жизнь. Инновационные подходы к организации профильного обучения помогают развить и улучшить то профильное образование, которое существует на данный момент.
Литература:
- Алижанова Х. А., Гаджимурадова Р. Т. Методологические основы, стратегия, цели и основные задачи профильного обучения // Вестн. Костромского гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. Т. 22, № 1. С. 14–17.
- Кравцов С. С. Проблемы профильного обучения в школах Российской Федерации // Педагогическая информатика. 2012. № 2. С. 13–21.
- Российская школа: начало XXI века / под ред. С. Г. Косарецкого, И. Д. Фрумина. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 432 с.
- Рамазанова В. Н. Профильное обучение старшеклассников при сетевом взаимодействии образовательных учреждений и организаций: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.01. Пенза, 2011. 20 с.
- Черникова И. Ю. Эффективность управления профильной школой в условиях изменения региональных рынков труда // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2013. № 2 (30). С. 96–101.
- Каюмова Е. А. Профориентация и профессиональное самоопределение как вектор социального партнерства в системе «вуз — учреждение дополнительного образования детей» // Вестн. Омского гос. пед. ун-та. Гуманитарные исследования. 2018. № 2 (19). С. 116–120.
- Касаткина Н. Э. Пахомова Е. А., Руднева Е. Л. Взаимодействие образовательных организаций и промышленных предприятий региона в процессе формирования профессионального самоопределения обучающихся // Вестн. Кемеровского гос. ун-та. 2015. № 1–2 (16). С. 113–116.
- Базелюк В. В. Мониторинг профессионального самоопределения учащихся в условиях общеобразовательной организации // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 6. С. 161–164