Логарифмические уравнения и неравенства в итоговой аттестации выпускников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (521) май 2024 г.

Дата публикации: 04.06.2024

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Борисенко, А. В. Логарифмические уравнения и неравенства в итоговой аттестации выпускников / А. В. Борисенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 22 (521). — С. 562-565. — URL: https://moluch.ru/archive/521/115137/ (дата обращения: 16.11.2024).



В современных реалиях изучения математики такое понятие, как «логарифм», вызывает у учащихся сложности в понимании еще на начальных этапах. Ввиду этих трудностей, у учащихся возникают проблемы с изучением последующих тем с логарифмами, в частности уравнений и неравенств с логарифмами. Данную тему нельзя оставить без должного внимания.

Ключевые слова: логарифмическое уравнение, логарифмическое неравенство, итоговая аттестация, внеурочная деятельность.

Тема «Логарифмические уравнения и неравенства» занимает важное место в курсе математики старшей школы, являясь при этом неотъемлемой частью итоговой аттестации выпускников. Овладение этой темой необходимо не только для рационального освоения курса алгебры и начал математического анализа, но и для подготовки к успешной сдаче Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ) и иных форм контроля.

Овладение методикой решения логарифмических уравнений способствует повышению умственных и творческих способностей учащихся, обогащению математической культуры учащихся и более глубокому и осознанному усвоению учебного материала.

При изучении логарифмических уравнений необходимо рассмотреть методы решения:

— по определению логарифма (метод подойдет для решения уравнений вида , то есть, для решения простейших логарифмических уравнений);

— по свойствам логарифма (используется для уравнений, содержащих сумму или разность логарифмов, или же степени в аргументе или основании логарифма);

— с помощью операции потенцирования (избавление от логарифма; метод применим, если имеем равенство двух логарифмов по одинаковому основанию);

— метод введения новой переменной (метод, применяемый при решении уравнений, содержащих несколько одинаковых логарифмов или же логарифмов в некоторой степени);

— с помощью операции логарифмирования (метод логарифмирования можно считать методом, обратным потенцированию: если при потенцировании мы избавляемся от логарифмов в уравнении, то, логарифмируя, мы переходим от уравнения без логарифмов к уравнению, содержащему их);

— функционально-графический метод (рассматриваются уравнения на функциональном уровне, рассматриваются свойства функции, построение графика).

Важно отметить, что чаще всего уравнения, как и неравенства, решаются сразу несколькими методами, которые дополняют друг друга.

Обратимся к теме «Логарифмические неравенства». В дополнение к основному материалу данной темы необходимо дать учащимся определение понятий «следствие» и «равносильность», поскольку при решении неравенств очень важно соблюдать равносильность преобразований; в противном случае, это может привести к потере решений. И еще одним важным пунктом при решении логарифмических неравенств считается нахождение области допустимых значений логарифмов, при этом рекомендуется начинать решение с нахождения ОДЗ.

Методы решения логарифмических неравенств перекликаются с методами решения логарифмических уравнений (по определению логарифма, по свойствам логарифма, с помощью операции потенцирования, метод введения новой переменной, с помощью операции логарифмирования функционально-графический метод), но при этом дополняются:

— методом интервалов (основан на разбиении числовой прямой на промежутки (интервалы), на каждом из которых выражение имеет свой знак; чаще всего применяется при решении дробно-рациональных неравенств);

— методом рационализации (переход от сложных неравенств к более простым рациональным выражениям);

— методом мажорант (метод оценок), который применим при решении нестандартных неравенств, которые не получается решить классическими базовыми методами.

Между методами решения логарифмических уравнений и логарифмических неравенств есть существенные отличия: при решении неравенств необходимо учитывать монотонность соответствующей логарифмической функции в зависимости от величины ее основания.

Логарифмические уравнения и неравенства обязательны к изучению каждого выпускника, поскольку задания по этой теме встречаются в итоговой аттестации как на базовом, так и на профильном уровнях. На рис. 1. представлены типы таких заданий. Ввиду того, что задания с неравенствами, как правило, вызывают больше трудностей, нежели остальные вышеперечисленные задания, мы проанализируем более подробно задание № 15 ЕГЭ по математике (профильный уровень).

Типы заданий в итоговой аттестации

Рис. 1. Типы заданий в итоговой аттестации

Согласно нормативным документам об итогах единого государственного экзамена на территории Ростовской области за 2018, 2019, 2020, 2023 годы, нами был проведён анализ статистики выполнения логарифмического неравенства (8,8 %; 16,9 %; 14,9 %; 18 % соответственно). Как можно заметить, за последние шесть лет логарифмы в неравенствах встречаются довольно часто, что свидетельствует о том, что этому типу неравенств следует уделять большое внимание при подготовке к итоговой аттестации. При этом процент выполнения данного задания колеблется, что говорит о нестабильном усвоении учащимися темы «Логарифмические уравнения и неравенства».

По результатам анализа современных учебников по алгебре и началам математического анализа за 10–11 классы, входящих в федеральный перечень учебников (ФПУ) [5], можно сделать вывод, что в них достаточно материала для старшеклассника для качественного изучения данных тем. Однако ни в одном из них нет полной классификации методов решения уравнений и неравенств. Мы ознакомились со следующими учебными пособиями: Мерзляк А. Г. 10–11 классы (углублённый уровень) [3], [4] и Алимов Ш. А. 10–11 классы [1]. В учебнике Мерзляка А. Г. данная тема освещается в 11 классе, поэтому, в качестве проведения сравнительного анализа, нами также был проанализирован учебник 11 класса базового уровня [2]. В ходе анализа были выявлены отличия в сложности и объёме практических заданий: учебник углублённого уровня содержит все задания из учебника базового уровня с добавлением 40–60 % заданий повышенной сложности.

По результатам проверки работ выпускников за последние годы итоговой аттестации, можно отметить следующие часто допускаемые ошибки: неравносильность преобразований, ошибка в применении свойств, упущение или некорректность ОДЗ, некорректное введение замены переменной. Во избежание этих и других ошибок можно провести с учащимися модуль курса внеурочной деятельности в рамках подготовки к итоговой аттестации выпускников.

Программа модуля курса внеурочной деятельности «Уравнения и неравенства с логарифмами» может быть следующей:

Тема занятия

Тип занятия

Количество часов

1

Тематические задания на ЕГЭ (база и профиль). Структура и критерии оценивания

Усвоение навыков, применение знаний

1

2

Понятие и свойства логарифма

Обобщение и систематизация знаний

1

3

Уравнения, содержащие логарифмы и методы их решений

Обобщение и систематизация, применение знаний

2

4

Неравенства, содержащие логарифмы и методы их решения

Обобщение и систематизация, применение знаний

2

5

Контрольная работа «Логарифмические уравнения и неравенства»

Контроль

1

Итого:

7

Данный модуль курса способствует качественной и эффективной подготовке к итоговой аттестации, разработан для учащихся 11 класса в качестве дополнительного изучения материала, поскольку подготовка к экзамену требует долгой, упорной и плодотворной работы, помимо изучения в рамках школьной программы. Программа курса также включает материалы и для самостоятельного закрепления материала. Например, разработанные карточки для запоминания свойств (рис. 2) и электронный Google-тест (рис. 3).

Карточки для запоминания свойств

Рис. 2. Карточки для запоминания свойств

Google-тест

Рис. 3. Google-тест

Таким образом, тема «Логарифмические уравнения и неравенства» обязательна к изучению учащимися 10–11 классов, поскольку задания по этой теме встречается на всех уровнях ЕГЭ. В учебных пособиях, используемых школьниками, имеется весь необходимый материал и достаточное количество тренировочных заданий. Модуль курса внеурочной деятельности может быть использован в качестве дополнения к подготовке учащихся к итоговой аттестации педагогами образовательных школ и дополнительного образования.

Литература:

  1. Алимов Ш. А., Колягин Ю. М., Ткачева М. В. и другие. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа. 10–11кл. — М.: Просвещение, 2016.
  2. Мерзляк А. Г., Номировский Д. А., Поляков В. М., под редакцией Подольского B. E. Математика. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс. Базовый уровень. — М.: Вентана-граф, 2019.
  3. Мерзляк А. Г., Номировский Д. А., Поляков В. М., под редакцией Подольского B. E. Математика. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. Углублённый уровень. — М.: Вентана-граф, 2019.
  4. Мерзляк А. Г., Номировский Д. А., Поляков В. М., под редакцией Подольского B. E. Математика. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс. Углублённый уровень. — М.: Вентана-граф, 2019.
  5. Федеральный перечень учебников // Группа компаний «Просвещение» URL: https://events.prosv.ru/uploads/2022/11/additions/JGMFoiav44UWjhw77aeys0iW84dQ3RkREL8pLmLr.pdf (дата обращения: 06.05.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): итоговая аттестация, неравенство, уравнение, логарифм, задание, метод решения, внеурочная деятельность, модуль курса, свойство логарифма, базовый уровень.


Ключевые слова

внеурочная деятельность, Итоговая аттестация, логарифмическое уравнение, логарифмическое неравенство

Похожие статьи

Теоретический анализ педагогических технологий

В данной статье рассматривается проблема использования педагогическими технологиями будущими учителями математики. На уроках математики говорят о важности использования информационных технологий. В соответствии с актуальностью темы использование педа...

Изучение тригонометрических уравнений в рамках подготовки к итоговой аттестации по математике

Тема «Тригонометрические уравнения» сегодня является очень актуальной. Данный вид уравнений встречается в каждом реальном варианте Единого Государственного Экзамена по профильной математике уже на протяжении многих лет. Каждому среднестатистическому ...

Компьютерная визуализация распределений физических величин в пространстве

В статье рассматриваются проблемы, возникающие при изучении физических полей в школьном курсе физики. Указывается на то, что формирование понятия поля физической величины у учащихся является важным элементом обучения физике. Обосновывается необходимо...

Проблемы применения малозначительности административного правонарушения на примере материалов антимонопольных органов

Актуальность исследований в данной области обусловлена тем, что малозначительность административного правонарушения является неоднозначной и весьма спорной категорией в науке административного права. При вынесении решения судебными органами, чаще все...

Разбор и анализ сложности одной из новых задач ЕГЭ-2022

В статье автор разбирает решение одной из новых задач по теории вероятностей, введённой в ЕГЭ-2022. Рассматриваются как классический вариант решения, не приводящий к решению, так и альтернативные, которые оказываются наиболее оптимальными. Приводятся...

Некоторые пути изучения понятия производной в школьном курсе математики

В данной статье дается один из путей изучения понятия «Производной», на доступном для учащихся языке составляется математическая модель физического процесса, представление этой модели в виде математического понятия и интерпретация этого понятия. Подр...

Сравнение и метафора в когнитивной лингвистике

В данной статье рассматриваются основные характеристики сравнения и метафоры, изучаемых в когнитивном аспекте. Связь таких языковых явлений с познавательной деятельностью вызывает в последнее время большой интерес, в связи с тем, что она помогает луч...

Применение технологии «корзина идей» в 8-х классах на уроках русского языка

В данной статье рассматривается работа над одним из приемов критического мышления — корзина идей. Особенностью статьи является то, что автор постарался показать практическое применение данного приема в условиях национальной школы. Безусловно, процесс...

Техника приближенных вычислений при решении инженерных и экономических задач

В статье рассмотрены вопросы формирования навыков приближенных вычислений в практике решения инженерных и экономических задач. На основе известных приемов устного счета сформулирован набор правил быстрого выполнения различных математических операций,...

Психолого-педагогические проблемы понимания художественной литературы детьми дошкольного возраста

В данной статье речь идет о проблемах понимания художественной литературы детьми дошкольного возраста. Основной акцент делается на непонимании современными детьми устаревших слов, используемых в произведениях детской художественной литературы. Привод...

Похожие статьи

Теоретический анализ педагогических технологий

В данной статье рассматривается проблема использования педагогическими технологиями будущими учителями математики. На уроках математики говорят о важности использования информационных технологий. В соответствии с актуальностью темы использование педа...

Изучение тригонометрических уравнений в рамках подготовки к итоговой аттестации по математике

Тема «Тригонометрические уравнения» сегодня является очень актуальной. Данный вид уравнений встречается в каждом реальном варианте Единого Государственного Экзамена по профильной математике уже на протяжении многих лет. Каждому среднестатистическому ...

Компьютерная визуализация распределений физических величин в пространстве

В статье рассматриваются проблемы, возникающие при изучении физических полей в школьном курсе физики. Указывается на то, что формирование понятия поля физической величины у учащихся является важным элементом обучения физике. Обосновывается необходимо...

Проблемы применения малозначительности административного правонарушения на примере материалов антимонопольных органов

Актуальность исследований в данной области обусловлена тем, что малозначительность административного правонарушения является неоднозначной и весьма спорной категорией в науке административного права. При вынесении решения судебными органами, чаще все...

Разбор и анализ сложности одной из новых задач ЕГЭ-2022

В статье автор разбирает решение одной из новых задач по теории вероятностей, введённой в ЕГЭ-2022. Рассматриваются как классический вариант решения, не приводящий к решению, так и альтернативные, которые оказываются наиболее оптимальными. Приводятся...

Некоторые пути изучения понятия производной в школьном курсе математики

В данной статье дается один из путей изучения понятия «Производной», на доступном для учащихся языке составляется математическая модель физического процесса, представление этой модели в виде математического понятия и интерпретация этого понятия. Подр...

Сравнение и метафора в когнитивной лингвистике

В данной статье рассматриваются основные характеристики сравнения и метафоры, изучаемых в когнитивном аспекте. Связь таких языковых явлений с познавательной деятельностью вызывает в последнее время большой интерес, в связи с тем, что она помогает луч...

Применение технологии «корзина идей» в 8-х классах на уроках русского языка

В данной статье рассматривается работа над одним из приемов критического мышления — корзина идей. Особенностью статьи является то, что автор постарался показать практическое применение данного приема в условиях национальной школы. Безусловно, процесс...

Техника приближенных вычислений при решении инженерных и экономических задач

В статье рассмотрены вопросы формирования навыков приближенных вычислений в практике решения инженерных и экономических задач. На основе известных приемов устного счета сформулирован набор правил быстрого выполнения различных математических операций,...

Психолого-педагогические проблемы понимания художественной литературы детьми дошкольного возраста

В данной статье речь идет о проблемах понимания художественной литературы детьми дошкольного возраста. Основной акцент делается на непонимании современными детьми устаревших слов, используемых в произведениях детской художественной литературы. Привод...

Задать вопрос