В статье рассматриваются актуальные вопросы разработки и осуществления экономического воспитания детей дошкольного возраста, анализируются возможности игровой деятельности в решении данного вопроса.
Ключевые слова: развивающая предметно-пространственная среда, экономическое воспитание детей, финансовая грамотность, дошкольный возраст, игра, сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра.
В настоящее время дошкольное обучение ставит перед собой цель ознакомить детей в условиях детского сада с реальным миром, что обусловлено изменениями в обществе и повышенной потребностью в подготовке детей к жизни в коллективе. Таким образом, ключевым приоритетом в современном дошкольном образовании становится внедрение в знания малышей базовых принципов экономической жизни.
Экономическое воспитание молодого поколения и формирование финансовой грамотности населения становятся ключевыми приоритетами для достижения указанных целей.
Экономическое воспитание и образование следует начинать в условиях детского сада, где дети в совместной деятельности с педагогами и родителями, совершая увлекательные путешествия в мир экономики, способны освоить азы финансовой грамотности и первичный опыт экономических отношений, понять, какую роль занимает экономика в жизни каждой семьи и каждого человека.
Учитывая, что в возрастной психологии дошкольников преобладает образное мышление и игра является ключевой формой их активности, ученые, такие как А. А. Смоленцева, А. Д. Шатова и Е. А. Курак, подчеркивают важность проведения занятий по экономическому воспитанию в игровой форме. Они выделяют, что наиболее продуктивными в этом контексте являются игры, построенные на сюжетно-дидактической основе, сюжетно-ролевые игры, а также игры, направленные на развитие определенных умений и навыков.
В раннем детстве финансовое образование имеет значительное значение для развития у малышей отношения к материальным и духовным ценностям. Эффективность экономического воспитания дошкольников зависит от нравственной основы в личности ребёнка. Благодаря экономическому обучению, дети усваивают основные экономические категории и формируют наиболее важные качества личности, которые являются бережливостью, трудолюбием, ответственностью, а также проявляют себя в поведении и поступках.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [5] следует обратить внимание на задачу формирования общей культуры личности, в которую, как часть входит экономическая культура, предполагающая сформированность элементарных представлений об основных экономических категориях.
Будучи одним из компонентов общей системы воспитания, экономическое воспитание как целенаправленный педагогический процесс, решает задачи воспитания уважения к труду взрослых и человеку-труженику, бережного отношения к окружающему, приобщения к социально-нравственным ценностям [7].
Игровые приемы и методы можно классифицировать как метод, который переносит учебные действия на определенный план в соответствии с определенными правилами. В этом случае педагог не оказывает непосредственного воздействия на ребенка, а дети должны полностью быть вовлечены в игру.
Игра — это естественный процесс для ребенка дошкольного возраста. А. П. Усова [10] отмечала: «Правильно организовать жизнь и деятельность детей — значит правильно их воспитывать. Эффективный процесс воспитания может быть осуществлен в формах игры и игровых взаимоотношений именно потому, что ребёнок здесь не учится жить, а живёт своей жизнью».
Подводя итог всему вышесказанному, можно заключить, что игра играет ключевую роль в формировании экономической грамотности у детей дошкольного возраста. Она включена в большинство образовательных программ и пособий для малышей, пользуется широким признанием среди педагогов. Игра является основным инструментом воспитания и обучения дошкольников, через нее дети учатся понимать и исследовать мир вокруг себя. Обучение через игру естественно для детей такого возраста, что способствует быстрому усвоению знаний. Поэтому педагоги применяют различные типы игр: обучающие, развивающие, сюжетно-ролевые.
Литература:
- Белова, Е. Е. Необходимость ранней профориентации в дошкольном возрасте / Е. Е. Белова, Т. Г. Ханова // Педагогический вестник. 2020. Вып. 16. С. 4–6.
- Смоленцева, А. А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников / А. А. Смоленцева. М., 2001.
- Шатова, А. Д. Обсуждая проблему «Экономика и дети» / А. Д. Шатова. — М.: Педагогическое сообщество России, 2004.
- Прокофьева, Н. М. Необходимость экономического воспитания детей дошкольного возраста / Н. М. Прокофьева, Т. Г. Ханова // Детский сад от А до Я. 2018. № 2 (92). С. 34–40. 253
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: Центр педагогического образования, 2014. 32 с.
- Ханова, Т. Г. Воспитание нравственных ценностей детей дошкольного возраста в игре / Т. Г. Ханова, Н. В. Вялова // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68–2. С. 362–364.
- Шаламова, Т. П. Приобщаем детей к миру экономики / Т. П. Шаламова // Детский сад от А до Я. 2003. № 4. С. 89.
- Шатова, А. Д. Дошкольник и … экономика / А. Д. Шатова // Обруч. 1999. № 1.
- Кобель, Ю. А. Экономическое воспитание дошкольников в процессе игровой деятельности / Ю. А. Кобель. — Текст: электронный // edumsko.ru: [сайт]. — URL: https://kobel-julia-ozr-dou36.edumsko.ru/articles/post/3432924???history=14&pfid=1&sample=6&ref=0 (дата обращения: 28.05.2024).
- Усова А. П. Обучение в детском саду / под ред. действит. чл. АПН СССР А. В. Запорожца. — 3-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1981. — 175, [1] с. — Библиогр.: с. 172