Эмоциональное выгорание военнослужащих в коллективах с разным уровнем социально-психологического климата | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (522) июнь 2024 г.

Дата публикации: 02.06.2024

Статья просмотрена: 34 раза

Библиографическое описание:

Князева, В. И. Эмоциональное выгорание военнослужащих в коллективах с разным уровнем социально-психологического климата / В. И. Князева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 23 (522). — С. 340-343. — URL: https://moluch.ru/archive/522/115150/ (дата обращения: 15.11.2024).



Целью статьи является рассмотрение особенностей эмоционального выгорания военнослужащих в воинских коллективах, имеющих различный уровень социально-психологического климата. Автор устанавливает наличие характерных особенностей развития синдрома эмоционального выгорания у военнослужащих в связи с благоприятностью или неблагоприятностью социально-психологического климата. В статье рассмотрены специфические особенности развития эмоционального выгорания у военных.

Ключевые слова : синдром, эмоциональное выгорание, социально-психологический климат, коллектив, военнослужащие.

Keywords: the syndrome, the emotional burnout, the socio-psychological climate, the collective, the military personnel.

Воздействие синдрома эмоционального выгорания на социально-психологический климат в производственных и служебных коллективах изучают и социологи, и психологи, и специалисты иных наук. И эта тема как никогда актуально на современном этапе развития общества.

Психологи исследуют социально-психологические процессы, такие как сплоченность в малой группы, лидерство, механизмы эффективного социального взаимодействия, феномена группового давления, социально-психологический климат. В этом контексте большое значение заслуживает исследование феномена эмоционального выгорания в психологии служебной деятельности, как явления, отрицательно воздействующего на психофизическое самочувствие военнослужащих и результативность их служебной деятельности.

В первую очередь под синдромом эмоционального выгорания мы понимаем состояние, которое возникает у человека в процессе повседневной жизни и деятельности и выражается в физическом и эмоциональном истощении, отдалении от окружающих, отсутствие интересов и желаний профессионального и личностного развития [1].

Эмоциональное выгорание исследуется нами в контексте психологического подхода и во взаимосвязи со стрессовыми факторами военной службы, которые зависят от индивидуальной способности военнослужащего к адаптации к воинской службе, базовым индивидуально-типологическим характеристикам личности, определяющим психической устойчивость военнослужащих, удовлетворенностью службой, качеством жизни.

Анализируя содержательные особенности профессиональной деятельности и личности военнослужащего, важно отметить некоторые психологические особенности этого вида военной деятельности:

— экстремальный и эмоционально-насыщенный характер военной службы;

— особый регламентированный, властный характер отношений в системе подчинения;

— систему прямого подчинения приказам командира и усиленного контроля за их выполнением;

— повышенная эмоциональная, физическая нагрузка и уровень личной ответственности, ненормированный график службы.

По мнению И. А. Мачульской, отличительной особенностью военной службы является то, что военнослужащий «с одной стороны, имеет право на применение оружия и, с другой стороны, обязан в случае необходимости, по приказу командира, выполнить свой воинский долг до конца» [2, с. 73]. И выполнение воинского долга часто сопряжено с риском для здоровья и жизни.

К источникам появления факторов экстремальности в профессиональной деятельности военнослужащих могут относиться: социальные условия (уровень правовой защищенности), социально-психологические, к которым относятся социально-психологический климат воинского коллектива и уровень его сплоченности, характер деятельности в экстремальных условиях, стиль руководства, наличие или отсутствие конфликтных отношений между сотрудниками, а также информационные условия — воздействие средств массовой информации [4].

Поэтому личностная способность военнослужащего противодействовать стрессовым и экстремальным воздействиям на психику, эффективное купирование эмоционального дискомфорта в взаимосвязи с благоприятным социально-психологическим климатом на службе позволяет улучшить профессиональное благополучие, обеспечить готовность выполнить воинский долг на основе сохраненных физических и эмоциональных ресурсов.

И все же, для многих военнослужащих организация воинской службы и настроения в коллективе с неблагоприятным социально-психологическим климатом может наравне с фактором экстремальности становиться одним из условий для формирования синдрома эмоционального выгорания. Оно выражается в истощение из-за стресса в жизни, которое со временем отражается и на воинской службе. Военнослужащий переживает из-за нестабильной ситуации в обществе, и тревога распространяется на все сферы его жизни.

Эмоциональная нестабильность может возникать из-за проблем в семейных отношениях, что косвенно так же мешает эффективно служить государству. Личностные кризисы военнослужащих так же мешает службе, создавая хронический стрессовый фон.

Как следствие хронического стрессового реагирования, синдром эмоционального выгорания у военнослужащих может проявлять в следующих формах, определяющих его особенности:

— неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация и эмоциональный дефицит;

— неточное выполнение приказов и решений начальствующего состава, притупление профессионального долга;

— низкая активность или полная отстраненность при обсуждении служебных и социальных вопросов в военном коллективе, формальный подход к работе;

— утрата адекватного представления о гражданском и нравственном смысле воинской службы;

— формирование ощущения бесперспективности своей профессиональной деятельности, рост эгоизма и эгоцентризма.

Наше исследование имеет как теоретическую, так и практическую важность и значимость, так как эмоциональное выгорание и неблагоприятный социально-психологического климата в воинском коллективе, напрямую влияют на готовность военнослужащего и всего воинского коллектива выполнить служебную и боевую задачу.

В рамках нашего исследования мы изучили взаимосвязь между эмоциональным выгоранием военнослужащих и уровнем социально-психологического климата в воинских коллективах.

В ходе исследования нами использовались методики: оценки уровня социально-психологического климата А. Н. Лутошкина; «Пульсар», автор Л. Г. Почебут; диагностики синдрома эмоционального выгорания автор К. Маслач.

С помощью методики оценки уровня социально-психологического климата А. Н. Лутошкина, нами выявлены два коллектива с разным уровнем социально-психологического климата.

В коллективе № 1 у военнослужащих военных наблюдается средний уровень благоприятности социально-психологического климата (17,06 баллов по ключу). У большинства опрошенных участников сформировалась внутреннее положительное представление о психологическом коллективе и: группы, которое выражается в чувстве сплочения, в стремлении к совместной деятельности и взаимоуважении. В данном коллективе выявился благоприятный социально-психологический климат.

Коллектив № 2, напротив, характеризуется начальной неблагоприятностью социально-психологического климата (-1,5 балла по ключу). В ситуации группового взаимодействия проявилась более низкая оценка социально-психологического климата коллектива. Коллектив ими чаще воспринимается как необходимость, слабо выражено стремление к совместной деятельности и, напротив, присутствует стремление к индивидуальной деятельности. Другими словами, можно констатировать неблагоприятный социально-психологический климат.

Чтобы расширить и углубить область исследуемого социально-психологического климата, в данных коллективах военнослужащих проведено исследование с помощью методики «Пульсар» Л. Г. Почебут. Она позволила получить более широкий диапазон характеристик в определении социально-психологического климата, а также подробней изучить взаимосвязь выделенных характеристик коллектива с особенностями эмоционального выгорания.

По методике Л. Г. Почебут наибольшее количество баллов в воинском коллективе № 1 имеют шкалы: «Сплоченность» (10,46 баллов), «Активность» (9.36 баллов), а также «Направленность» (8,36 баллов).

В воинском коллективе № 2 констатировано наибольшее количество баллов по шкалам: «Направленность» (6,02 баллов), «Сплоченность» (5,66), а также «Референтность» (5,14 баллов).

Исходя из этого можно сделать вывод, что воинском коллектив № 1 — сформирована достаточно зрелая группа военнослужащих, способная выполнять служебные и боевые задачи, успешно взаимодействовать в рамках военной службы. Группа энергична, заинтересованная в эффективной служебной деятельности, в решении служебных задач принимают активное участие подавляющее число военнослужащих.

Воинский коллектив № 2 представляет из себя недостаточно зрелую социальную группу, которая не отличается высоким сплочением, не всегда способная эффективно справиться с поставленными служебными задачами.

Военнослужащие пассивны, инертны, стараются решать свои проблемы индивидуально.

При диагностике синдрома эмоционального выгорания по методике К. Маслач в воинском коллективе № 1, нами констатируется общий уровень сформированности и развития синдрома эмоционального выгорания, который является низким (35,4 балла по индексу психологического выгорания), что говорит нам о том, что у большинства членов коллектива эмоциональное выгорание выражено слабо, или только начинает развиваться. При этом, в данной группе больше всего встречается стадия профессионального истощения (14,6 баллов по ключу), реже деперсонализация (12,2 баллов). Редукция профессиональных достижений почти не встречается.

В воинском коллективе № 2 общий уровень сформированности и развития синдрома эмоционального выгорания является высоким (90 баллов по индексу психологического выгорания). Это говорит о наличии у большинства членов коллектива синдрома эмоционального выгорания, который, при этом, активно развивается. Наиболее выражено в данной группе психоэмоциональное истощение (32,62 балла по ключу), чуть слабее редукция профессиональных достижений (28,7 баллов по ключу). Деперсонализация развита меньше всего именно в данном воинском коллективе, однако больше, чем в первом коллективе (20,7 баллов по ключу).

Связь между двумя количественными показателями, а также для проверки гипотезы о наличии зависимостей между переменными проверялась нами с помощью корреляционного анализа — коэффициента корреляции Спирмена (Таблица 1).

Таблица 1

Корреляционный анализ взаимосвязи эмоционального выгорания и социально-психологического климата (коэффициента корреляции Спирмена)

Методика Лутошкина

Психоэмоциональное истощение

Деперсонализация

Редукция профессиональных достижений

Подготовленность к деятельности

0,459***

-0,521***

-0,477***

-0,458***

Направленность

0,332***

-0,292**

-0,286**

-0,23*

Организованность

0,508***

-0,52***

-0,487***

-0,465***

Активность

0,79***

-0,716***

-0,618***

-0,644***

Сплоченность

0,731***

-0,715***

-0,652***

-0,591***

Интегративность

0,654***

-0,578***

-0,676***

-0,608***

Референтность

0,391***

-0,373***

-0,434***

-0,36***

Методика Лутошкина

-

-0,774***

-0,72***

-0,702***

* r < 0.05

** r < 0.01

*** r < 0.001

Исходя из полученных в ходе исследования данных, мы можем наблюдать обратную зависимость между переменными: социально-психологическим климатом и синдромом эмоционального выгорания. Это значит, что при благоприятном социально-психологическом климате синдром эмоционального выгорания формируется и развивается слабее, чем при неблагоприятном и наоборот, чем более неблагоприятен СПК в коллективе, тем выше вероятность развития синдрома эмоционального выгорания у военнослужащих.

Таким образом, мы можем отметить характерные особенности в уровне сформированности эмоционального выгорания у военнослужащих в зависимости от сформированного уровня социально-психологического климата в служебном коллективе. У большинства членов второй группы выгорание имеет следующие особенности: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация и эмоциональный дефицит, низкая активность или полная отстраненность при обсуждении служебных и социальных вопросов в военном коллективе, формальный подход к работе, рост эгоизма и эгоцентризма, повышенная физическая и психологическая утомляемость, формальный подход к службе.

В воинском коллективе№ 1 синдром эмоционального выгорания характеризуется следующими особенностями: временное снижение настроения, небольшое снижение мотивации к труду и трудности в межгрупповом общении при сохранении способности к конструктивному взаимодействию.

Итак, изучение эмоционального выгорания требует комплексного подхода, включающего разнообразные методы и методики. При рассмотрении эмоционального выгорания в служебных коллективах всегда важно учитывать уровень социально-психологического климата, а также те особенности служебной деятельности, которые специфичны именно для военнослужащих в их профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова — Санкт-Петербург, Питер. — 2006. — 124 с.
  2. Мачульская И. А. Феномен эмоционального выгорания военнослужащих в процессе их профессиональной деятельности / Мачульская И. А., Беляев Р. В., Машин В. Н. // Территория науки. 2015. № 5. С. 72–77.
  3. Панченков Е. Ю. Исследование социально-психологического климата в подразделениях правоохранительных органов: монография / Е. Ю. Панченков, ДВИПК ФСКН России. — Хабаровск, 2011. — 151 с.
  4. Синдром выгорания. Разработка концепций. — URL: http: // Google.ru.psimaster.bormoutconcept (Дата обращения: 02.05.2024).
  5. Удовик С. В. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности / С. В. Удовик, А. В. Молокоедов, И. М. Слободчиков. — Екатеринбург: Левъ. — 2018. — 252 с.
  6. Maslach, C. & Jenkins, S. R., (2014). Psychological health and involvement in interpersonally demanding occupations: A longitudinal perspective. Journal of Organizational Behavior, 15, 101–127.
  7. Perlman, B.& Hartman, E. Burnout: summary and future research//Human relation. — 1992. — Vol. 35 (4). — PP. 283–305
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное выгорание, социально-психологический климат, воинский коллектив, балл, коллектив, военная служба, военнослужащий, воинская служба, благоприятный социально-психологический климат, профессиональная деятельность.


Похожие статьи

Психологические факторы формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога

В статье проводится теоретический анализ понятия «синдром эмоционального выгорания», рассматриваются причины его формирования в профессиональной деятельности психологов. Эмпирическое изучение профессионально-важных качеств, отсутствие которых приводи...

Организационно-методические условия профилактики синдрома профессионального выгорания педагогов школы № 10 г. о. Коломна

В статье исследуется проблема возникновения у педагогов синдрома профессионального выгорания как результат воздействия совокупности личностных и профессиональных факторов. По окончанию экспериментального исследования, проведенного в общеобразовательн...

Синдром эмоционального выгорания как пример дезадаптации к организационной культуре

В статье проведен обзор исследований, посвященных проблеме эмоционального выгорания в различных типах организационных культур. Освещаются проблемы эмоционального выгорания с точки зрения дезадаптации сотрудников к организационной культуре. Прослежива...

Исследование социально-психологического климата в классных коллективах

В статье представлены результаты исследования одного из критериев социально-психологической безопасности современной школьной среды - социально-психологического климата в классных коллективах младших подростков. Установлено: в одном из двух обследова...

Эмоциональное выгорание и особенности проявления данного синдрома у супругов

Статья посвящена описанию синдрома эмоционального выгорания и обоснованию необходимости его изучения. Автором предоставлены результаты исследования по теме с опорой на адаптированную методику В. В. Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания»....

Феномен подростковой тревожности и его взаимосвязь с эмоциональным интеллектом с учетом гендерных особенностей

Статья посвящена изучению феномена тревожности в подростковом возрасте с учетом гендерных особенностей, а также взаимосвязи личностной тревожности с эмоциональным интеллектом. Благодаря анализу психометрических тестов было выявлено, что подростки име...

Исследование зависимости уровня тревожности от психоэмоционального состояния студентов

Смена социальных отношений у студентов первого курса может представлять для них значительные трудности. Это связано с кардинальной сменой учебного процесса и привычного образа жизни. Студенты начинают испытывать тревожное состояние, становятся беспок...

Эмпирическое исследование особенностей переживания эмоционального выгорания и одиночества мужчин и женщин

Статья посвящена вопросу гендерных различий в переживании эмоционального выгорания и одиночества. Представлены результаты эмпирического исследования эмоционального выгорания и одиночества среди мужчин и женщин. Результаты исследования отразили, что м...

Развитие совладающего поведения педагогов в эмоциональном выгорании

В статье представлены результаты изучения особенностей синдрома «эмоционального выгорания» у педагогов. Установлено, что проявление симптомов «эмоционального выгорания» зависит от специфики профессиональной деятельности специалистов системы «человек-...

Эмоциональное выгорание как предмет исследования в психологии: история и современное состояние

Эмоциональное выгорание — многоаспектное явление, которое проявляется в физических и психологических реакциях на тяжелую и сложную ситуацию. Развитие стрессовых факторов возможно даже в прогрессивных, хорошо управляемых организациях, что обусловлено ...

Похожие статьи

Психологические факторы формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога

В статье проводится теоретический анализ понятия «синдром эмоционального выгорания», рассматриваются причины его формирования в профессиональной деятельности психологов. Эмпирическое изучение профессионально-важных качеств, отсутствие которых приводи...

Организационно-методические условия профилактики синдрома профессионального выгорания педагогов школы № 10 г. о. Коломна

В статье исследуется проблема возникновения у педагогов синдрома профессионального выгорания как результат воздействия совокупности личностных и профессиональных факторов. По окончанию экспериментального исследования, проведенного в общеобразовательн...

Синдром эмоционального выгорания как пример дезадаптации к организационной культуре

В статье проведен обзор исследований, посвященных проблеме эмоционального выгорания в различных типах организационных культур. Освещаются проблемы эмоционального выгорания с точки зрения дезадаптации сотрудников к организационной культуре. Прослежива...

Исследование социально-психологического климата в классных коллективах

В статье представлены результаты исследования одного из критериев социально-психологической безопасности современной школьной среды - социально-психологического климата в классных коллективах младших подростков. Установлено: в одном из двух обследова...

Эмоциональное выгорание и особенности проявления данного синдрома у супругов

Статья посвящена описанию синдрома эмоционального выгорания и обоснованию необходимости его изучения. Автором предоставлены результаты исследования по теме с опорой на адаптированную методику В. В. Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания»....

Феномен подростковой тревожности и его взаимосвязь с эмоциональным интеллектом с учетом гендерных особенностей

Статья посвящена изучению феномена тревожности в подростковом возрасте с учетом гендерных особенностей, а также взаимосвязи личностной тревожности с эмоциональным интеллектом. Благодаря анализу психометрических тестов было выявлено, что подростки име...

Исследование зависимости уровня тревожности от психоэмоционального состояния студентов

Смена социальных отношений у студентов первого курса может представлять для них значительные трудности. Это связано с кардинальной сменой учебного процесса и привычного образа жизни. Студенты начинают испытывать тревожное состояние, становятся беспок...

Эмпирическое исследование особенностей переживания эмоционального выгорания и одиночества мужчин и женщин

Статья посвящена вопросу гендерных различий в переживании эмоционального выгорания и одиночества. Представлены результаты эмпирического исследования эмоционального выгорания и одиночества среди мужчин и женщин. Результаты исследования отразили, что м...

Развитие совладающего поведения педагогов в эмоциональном выгорании

В статье представлены результаты изучения особенностей синдрома «эмоционального выгорания» у педагогов. Установлено, что проявление симптомов «эмоционального выгорания» зависит от специфики профессиональной деятельности специалистов системы «человек-...

Эмоциональное выгорание как предмет исследования в психологии: история и современное состояние

Эмоциональное выгорание — многоаспектное явление, которое проявляется в физических и психологических реакциях на тяжелую и сложную ситуацию. Развитие стрессовых факторов возможно даже в прогрессивных, хорошо управляемых организациях, что обусловлено ...

Задать вопрос