Целью статьи является рассмотрение особенностей эмоционального выгорания военнослужащих в воинских коллективах, имеющих различный уровень социально-психологического климата. Автор устанавливает наличие характерных особенностей развития синдрома эмоционального выгорания у военнослужащих в связи с благоприятностью или неблагоприятностью социально-психологического климата. В статье рассмотрены специфические особенности развития эмоционального выгорания у военных.
Ключевые слова : синдром, эмоциональное выгорание, социально-психологический климат, коллектив, военнослужащие.
Keywords: the syndrome, the emotional burnout, the socio-psychological climate, the collective, the military personnel.
Воздействие синдрома эмоционального выгорания на социально-психологический климат в производственных и служебных коллективах изучают и социологи, и психологи, и специалисты иных наук. И эта тема как никогда актуально на современном этапе развития общества.
Психологи исследуют социально-психологические процессы, такие как сплоченность в малой группы, лидерство, механизмы эффективного социального взаимодействия, феномена группового давления, социально-психологический климат. В этом контексте большое значение заслуживает исследование феномена эмоционального выгорания в психологии служебной деятельности, как явления, отрицательно воздействующего на психофизическое самочувствие военнослужащих и результативность их служебной деятельности.
В первую очередь под синдромом эмоционального выгорания мы понимаем состояние, которое возникает у человека в процессе повседневной жизни и деятельности и выражается в физическом и эмоциональном истощении, отдалении от окружающих, отсутствие интересов и желаний профессионального и личностного развития [1].
Эмоциональное выгорание исследуется нами в контексте психологического подхода и во взаимосвязи со стрессовыми факторами военной службы, которые зависят от индивидуальной способности военнослужащего к адаптации к воинской службе, базовым индивидуально-типологическим характеристикам личности, определяющим психической устойчивость военнослужащих, удовлетворенностью службой, качеством жизни.
Анализируя содержательные особенности профессиональной деятельности и личности военнослужащего, важно отметить некоторые психологические особенности этого вида военной деятельности:
— экстремальный и эмоционально-насыщенный характер военной службы;
— особый регламентированный, властный характер отношений в системе подчинения;
— систему прямого подчинения приказам командира и усиленного контроля за их выполнением;
— повышенная эмоциональная, физическая нагрузка и уровень личной ответственности, ненормированный график службы.
По мнению И. А. Мачульской, отличительной особенностью военной службы является то, что военнослужащий «с одной стороны, имеет право на применение оружия и, с другой стороны, обязан в случае необходимости, по приказу командира, выполнить свой воинский долг до конца» [2, с. 73]. И выполнение воинского долга часто сопряжено с риском для здоровья и жизни.
К источникам появления факторов экстремальности в профессиональной деятельности военнослужащих могут относиться: социальные условия (уровень правовой защищенности), социально-психологические, к которым относятся социально-психологический климат воинского коллектива и уровень его сплоченности, характер деятельности в экстремальных условиях, стиль руководства, наличие или отсутствие конфликтных отношений между сотрудниками, а также информационные условия — воздействие средств массовой информации [4].
Поэтому личностная способность военнослужащего противодействовать стрессовым и экстремальным воздействиям на психику, эффективное купирование эмоционального дискомфорта в взаимосвязи с благоприятным социально-психологическим климатом на службе позволяет улучшить профессиональное благополучие, обеспечить готовность выполнить воинский долг на основе сохраненных физических и эмоциональных ресурсов.
И все же, для многих военнослужащих организация воинской службы и настроения в коллективе с неблагоприятным социально-психологическим климатом может наравне с фактором экстремальности становиться одним из условий для формирования синдрома эмоционального выгорания. Оно выражается в истощение из-за стресса в жизни, которое со временем отражается и на воинской службе. Военнослужащий переживает из-за нестабильной ситуации в обществе, и тревога распространяется на все сферы его жизни.
Эмоциональная нестабильность может возникать из-за проблем в семейных отношениях, что косвенно так же мешает эффективно служить государству. Личностные кризисы военнослужащих так же мешает службе, создавая хронический стрессовый фон.
Как следствие хронического стрессового реагирования, синдром эмоционального выгорания у военнослужащих может проявлять в следующих формах, определяющих его особенности:
— неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация и эмоциональный дефицит;
— неточное выполнение приказов и решений начальствующего состава, притупление профессионального долга;
— низкая активность или полная отстраненность при обсуждении служебных и социальных вопросов в военном коллективе, формальный подход к работе;
— утрата адекватного представления о гражданском и нравственном смысле воинской службы;
— формирование ощущения бесперспективности своей профессиональной деятельности, рост эгоизма и эгоцентризма.
Наше исследование имеет как теоретическую, так и практическую важность и значимость, так как эмоциональное выгорание и неблагоприятный социально-психологического климата в воинском коллективе, напрямую влияют на готовность военнослужащего и всего воинского коллектива выполнить служебную и боевую задачу.
В рамках нашего исследования мы изучили взаимосвязь между эмоциональным выгоранием военнослужащих и уровнем социально-психологического климата в воинских коллективах.
В ходе исследования нами использовались методики: оценки уровня социально-психологического климата А. Н. Лутошкина; «Пульсар», автор Л. Г. Почебут; диагностики синдрома эмоционального выгорания автор К. Маслач.
С помощью методики оценки уровня социально-психологического климата А. Н. Лутошкина, нами выявлены два коллектива с разным уровнем социально-психологического климата.
В коллективе № 1 у военнослужащих военных наблюдается средний уровень благоприятности социально-психологического климата (17,06 баллов по ключу). У большинства опрошенных участников сформировалась внутреннее положительное представление о психологическом коллективе и: группы, которое выражается в чувстве сплочения, в стремлении к совместной деятельности и взаимоуважении. В данном коллективе выявился благоприятный социально-психологический климат.
Коллектив № 2, напротив, характеризуется начальной неблагоприятностью социально-психологического климата (-1,5 балла по ключу). В ситуации группового взаимодействия проявилась более низкая оценка социально-психологического климата коллектива. Коллектив ими чаще воспринимается как необходимость, слабо выражено стремление к совместной деятельности и, напротив, присутствует стремление к индивидуальной деятельности. Другими словами, можно констатировать неблагоприятный социально-психологический климат.
Чтобы расширить и углубить область исследуемого социально-психологического климата, в данных коллективах военнослужащих проведено исследование с помощью методики «Пульсар» Л. Г. Почебут. Она позволила получить более широкий диапазон характеристик в определении социально-психологического климата, а также подробней изучить взаимосвязь выделенных характеристик коллектива с особенностями эмоционального выгорания.
По методике Л. Г. Почебут наибольшее количество баллов в воинском коллективе № 1 имеют шкалы: «Сплоченность» (10,46 баллов), «Активность» (9.36 баллов), а также «Направленность» (8,36 баллов).
В воинском коллективе № 2 констатировано наибольшее количество баллов по шкалам: «Направленность» (6,02 баллов), «Сплоченность» (5,66), а также «Референтность» (5,14 баллов).
Исходя из этого можно сделать вывод, что воинском коллектив № 1 — сформирована достаточно зрелая группа военнослужащих, способная выполнять служебные и боевые задачи, успешно взаимодействовать в рамках военной службы. Группа энергична, заинтересованная в эффективной служебной деятельности, в решении служебных задач принимают активное участие подавляющее число военнослужащих.
Воинский коллектив № 2 представляет из себя недостаточно зрелую социальную группу, которая не отличается высоким сплочением, не всегда способная эффективно справиться с поставленными служебными задачами.
Военнослужащие пассивны, инертны, стараются решать свои проблемы индивидуально.
При диагностике синдрома эмоционального выгорания по методике К. Маслач в воинском коллективе № 1, нами констатируется общий уровень сформированности и развития синдрома эмоционального выгорания, который является низким (35,4 балла по индексу психологического выгорания), что говорит нам о том, что у большинства членов коллектива эмоциональное выгорание выражено слабо, или только начинает развиваться. При этом, в данной группе больше всего встречается стадия профессионального истощения (14,6 баллов по ключу), реже деперсонализация (12,2 баллов). Редукция профессиональных достижений почти не встречается.
В воинском коллективе № 2 общий уровень сформированности и развития синдрома эмоционального выгорания является высоким (90 баллов по индексу психологического выгорания). Это говорит о наличии у большинства членов коллектива синдрома эмоционального выгорания, который, при этом, активно развивается. Наиболее выражено в данной группе психоэмоциональное истощение (32,62 балла по ключу), чуть слабее редукция профессиональных достижений (28,7 баллов по ключу). Деперсонализация развита меньше всего именно в данном воинском коллективе, однако больше, чем в первом коллективе (20,7 баллов по ключу).
Связь между двумя количественными показателями, а также для проверки гипотезы о наличии зависимостей между переменными проверялась нами с помощью корреляционного анализа — коэффициента корреляции Спирмена (Таблица 1).
Таблица 1
Корреляционный анализ взаимосвязи эмоционального выгорания и социально-психологического климата (коэффициента корреляции Спирмена)
Методика Лутошкина |
Психоэмоциональное истощение |
Деперсонализация |
Редукция профессиональных достижений |
|
Подготовленность к деятельности |
0,459*** |
-0,521*** |
-0,477*** |
-0,458*** |
Направленность |
0,332*** |
-0,292** |
-0,286** |
-0,23* |
Организованность |
0,508*** |
-0,52*** |
-0,487*** |
-0,465*** |
Активность |
0,79*** |
-0,716*** |
-0,618*** |
-0,644*** |
Сплоченность |
0,731*** |
-0,715*** |
-0,652*** |
-0,591*** |
Интегративность |
0,654*** |
-0,578*** |
-0,676*** |
-0,608*** |
Референтность |
0,391*** |
-0,373*** |
-0,434*** |
-0,36*** |
Методика Лутошкина |
- |
-0,774*** |
-0,72*** |
-0,702*** |
* r < 0.05
** r < 0.01
*** r < 0.001
Исходя из полученных в ходе исследования данных, мы можем наблюдать обратную зависимость между переменными: социально-психологическим климатом и синдромом эмоционального выгорания. Это значит, что при благоприятном социально-психологическом климате синдром эмоционального выгорания формируется и развивается слабее, чем при неблагоприятном и наоборот, чем более неблагоприятен СПК в коллективе, тем выше вероятность развития синдрома эмоционального выгорания у военнослужащих.
Таким образом, мы можем отметить характерные особенности в уровне сформированности эмоционального выгорания у военнослужащих в зависимости от сформированного уровня социально-психологического климата в служебном коллективе. У большинства членов второй группы выгорание имеет следующие особенности: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация и эмоциональный дефицит, низкая активность или полная отстраненность при обсуждении служебных и социальных вопросов в военном коллективе, формальный подход к работе, рост эгоизма и эгоцентризма, повышенная физическая и психологическая утомляемость, формальный подход к службе.
В воинском коллективе№ 1 синдром эмоционального выгорания характеризуется следующими особенностями: временное снижение настроения, небольшое снижение мотивации к труду и трудности в межгрупповом общении при сохранении способности к конструктивному взаимодействию.
Итак, изучение эмоционального выгорания требует комплексного подхода, включающего разнообразные методы и методики. При рассмотрении эмоционального выгорания в служебных коллективах всегда важно учитывать уровень социально-психологического климата, а также те особенности служебной деятельности, которые специфичны именно для военнослужащих в их профессиональной деятельности.
Литература:
- Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова — Санкт-Петербург, Питер. — 2006. — 124 с.
- Мачульская И. А. Феномен эмоционального выгорания военнослужащих в процессе их профессиональной деятельности / Мачульская И. А., Беляев Р. В., Машин В. Н. // Территория науки. 2015. № 5. С. 72–77.
- Панченков Е. Ю. Исследование социально-психологического климата в подразделениях правоохранительных органов: монография / Е. Ю. Панченков, ДВИПК ФСКН России. — Хабаровск, 2011. — 151 с.
- Синдром выгорания. Разработка концепций. — URL: http: // Google.ru.psimaster.bormoutconcept (Дата обращения: 02.05.2024).
- Удовик С. В. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности / С. В. Удовик, А. В. Молокоедов, И. М. Слободчиков. — Екатеринбург: Левъ. — 2018. — 252 с.
- Maslach, C. & Jenkins, S. R., (2014). Psychological health and involvement in interpersonally demanding occupations: A longitudinal perspective. Journal of Organizational Behavior, 15, 101–127.
- Perlman, B.& Hartman, E. Burnout: summary and future research//Human relation. — 1992. — Vol. 35 (4). — PP. 283–305