Авторы статьи показывают преимущество метода проектов в реализации задач дошкольного образования и воспитания, заключающегося в субъектной позиции ребенка, проявляющейся в разных видах детской деятельности и активности.
Ключевые слова: проектный метод, развитие, воспитание, субъектная позиция, социальные институты, дошкольник.
Метод проектов, несмотря на традиционность его использования, до сих пор является тем методом, который позволяет решать образовательные задачи Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО), реализуемые задачи образовательной программы дошкольной организации и, наконец, задачи годового плана. Проектный метод имеет уникальную возможность реализовать все поставленные задачи, включая выполнение требований Федерального государственного стандарта (ФГОС ДО), потому что позволяет ребенку проявлять инициативу, развивает самостоятельность поддерживает его познавательную активность, творческий потенциал — все данные качества прописаны, как целевые ориентиры на этапе окончания детского сада в ФГОС ДО. Проектная деятельность, как никакая другая, позволяет развивать у ребенка все вышеперечисленные потенциалы, потому что поддерживает его интерес, инициативу в любой деятельности: познавательной, исследовательской, творческой, игровой. Проектный метод это и есть деятельность. Этот метод позволяет удовлетворять любую детскую активность: двигательную, коммуникативную, игровую, художественно-творческую и т. д.
Детские проекты различают по времени проведения: краткосрочные от 1 до 5 дней и долгосрочные от недели до месяца. По количеству участников они могут быть индивидуальными, парными, подгрупповыми, коллективными. Дети инициируют работу над проектом, но тем не менее, грамотное руководство проектом, мотивация детей на деятельность, заинтересованность той или иной темой осуществляет педагог.
Для реализации задач годового плана, образовательной программы детского сада и ФОП ДО, в образовательной области социально- коммуникативного развития в патриотическом, нравственно-духовном воспитании, приоритетных задач на сегодняшний день, главенствующая роль принадлежит педагогам, взрослым участникам образовательного процесса, в рамках проектов, поддерживающие и направляющие инициативы детей в правильное русло. Нельзя забывать и участие семьи как в образовательном процессе детей вообще, так и в части реализации проектной деятельности. Это когда к проекту подключаются участники семей воспитанников: мамы, папы, старшие братья и сестры, старшие члены семьи. Все они могут быть участниками проектной деятельности группы и детского сада. Они могут быть участниками детских проектов, детско-взрослых проектов, а также педагогических проектов, в которых участвует весь детский сад. Также они могут являться инициаторами проектов, в группе и всего детского сада, как полноправные участники образовательного процесса детской дошкольной организации.
Реализуя проект или портфель проектов детского сада, в которых участвуют все педагоги и специалисты, нельзя забывать о социальных партнерах дошкольной организации. Эти те социальные институты, которые находятся в непосредственной близости от детского сада, предприятия или учреждения, где работают родители или бабушки и дедушки, театры, музеи города, библиотеки, поликлиники, спортивные центры и т. д. Приоритетные направления региона: здоровье детей, знакомство с миром профессий, гражданственно-патриотическое и духовно-нравственной воспитание, нельзя реализовать в полном объёме в одном детском учреждении. Сотрудничая с родителями воспитанников, социальным окружением мы обогащаем содержание проекта, позволяем получить детям больший объём впечатлений, знаний, эмоционального восприятия. Знакомство с интересными местами, людьми, занимающимися любимым, интересным делом помогает расширить познавательный горизонт детей и повлиять на его мировосприятие и формирование целостной картины мира, доверия к этому миру.
Главным преимуществом метода проектов является субъектность позиции ребенка в реализации проекта. Проект инициирован ребенком, он участвует в составлении плана реализации, он участвует в различных активностях, не потому что ему сказали или направили, а потому что это интересно, это надо сделать для конечного результата, просит помощи взрослых. Взрослые — родители, в свою очередь, видят заинтересованность ребенка, стараются найти пути помощи, чтобы не просто сделать за него его работу, а, сохраняя субъектную позицию научить ребенка каким-то умениям, например, вырезать по контуру или найти обучающее видео в интернете, или встретиться с экспертом в какой-либо области, не забывая при этом о возрастных особенностях и возможностях и т. п.
Событийный подход в реализации метода проекта базируется не только на том, что проект приурочен к какому-нибудь событию в стране, городе, детском саду, в семье ребенка, но и на том, что событием является весь проект: от его инициирования до защиты, включая планирование и различные виды детской деятельности и активности. Он основывается прежде всего на самостоятельности ребёнка, его творческой и познавательной активности, на его деятельности, на его сопричастности к деятельности взрослых, на его инициативе и творчестве, а это требования Стандарта дошкольного образования, его основные целевые ориентиры. Кроме того, одна из составляющих любого проекта — презентация, предполагает самостоятельное выступление ребенка на публике, перед своими друзьями в группе или всем детским садом. А данное событие мобилизует все ресурсы организма ребенка, упражняет в сосредоточенности, формировании волевой сферы, умении переступить через возможный страх выступать на сцене, умение справляться с эмоциями.
Таким образом метод проектов был и остаётся одним из главным методов дошкольного воспитания и образования. С его помощью, при грамотном педагогическом руководстве решаются все задачи воспитания и образования детей, подключаются семейный и социальные институты, сохраняется субъектная позиция ребенка.
Литература:
- Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 112 с.
- Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. — М.: Айрис-Пресс, 2008. — 208 с.
- Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ / Е. С. Евдокимова. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 64 с.
- Ерофеева Н. Ю. Проектирование педагогических систем / Н. Ю. Ерофеева // Журнал «Завуч». — 2000. — № 3.
- Журавлева В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Пособие / В. Н. Журавлева. — Волгоград: Учитель, 2011. — 302 с.