Конкурентоспособность региона является ключевым аспектом для экономики всей страны, поэтому для ускорения социально-экономического развития РФ в условиях глобализации необходимо формировать соответствующий уровень конкурентоспособности. Результатом такого развития будет являться улучшение качества жизни населения региона и общего социально-экономического благосостояния. В статье раскрывается понятие конкурентоспособности, анализируются основные аспекты оценки конкурентоспособности региона, факторы, влияющие на конкурентоспособность региона, а также в данной работе предложены рекомендации для ее повышения.
Ключевые слова: конкурентоспособность регионов, рейтинг, анализ, оценка, показатели конкурентоспособности.
The competitiveness of the region is a key aspect for the economy of the whole country, therefore, in order to accelerate the socio-economic development of the Russian Federation in the context of globalization, it is necessary to form an appropriate level of competitiveness. The result of such development will be an improvement in the quality of life of the region's population and overall socio-economic well-being. The article reveals the concept of competitiveness, analyzes the main aspects of assessing the competitiveness of the region, factors affecting the competitiveness of the region, and also in this work, recommendations for improving it are proposed.
Keywords: с ompetitiveness of regions, rating, analysis, evaluation, competitiveness indicators.
В настоящее время проблемам конкурентоспособности регионов посвящено достаточно много научных работ. Авторы много внимания уделяют самой интерпретации данного понятия, методам расчета и оценки конкурентоспособности регионов, анализу факторов, влияющих на конкурентоспособность и пути ее повышения.
Однако много вопросов в области определения конкурентоспособности региона и ее оценки остаются недостаточно изученными. Данные недостатки затрудняют переход к прогнозированию конкурентоспособности, так как невозможно спрогнозировать то, что еще даже не оценено. Поэтому актуальность и недостаточная изученность данных проблем и предопределили выбор темы данной работы.
«Конкурентоспособность региона» является одной из наиболее емких и сложных экономических понятий, что привело к возникновению ряда проблем, среди которых можно отметить: отсутствие общепринятой трактовки данного понятия, и, соответственно, единой методики оценки с обоснованной системой используемых показателей, критериев определения ее уровня и типовых управленческих решений.
Конкурентоспособность наблюдается на различных уровнях, начиная от конкурентоспособности товаров, организаций и заканчивая конкурентоспособностью стран. Это понятие позволяет характеризовать уровень соперничества между различными отраслями, возможность реализации различных программ и определять вектор развития.
Ниже в таблице 1 представлены определения понятия «конкурентоспособность региона» от разных ученых, а также дано авторское определение на основе анализируемых существующих трактовок данного понятия.
Таблица 1
Определения понятия «конкурентоспособность региона»
Автор |
Определение |
Селезнев А. З. [1] |
Конкурентоспособность региона — это обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику |
Портер М. [2] |
Конкурентоспособность региона — продуктивность (производительность) использования региональных ресурсов, и в первую очередь рабочей силы и капитала, по сравнению с другими регионами, которая результируется в величине валового регионального продукта (ВРП) на душу населения, а также в его динамике |
Перский Ю. К. [3] |
Конкурентоспособность региона — это достижение регионом успеха в экономическом соперничестве с другими регионами |
Дула Борозан (Dula Borozan) [4] |
Региональная конкурентоспособность — это возможность регионов конкурировать с друг с другом, как внутри, так и между нациями чтобы расти и расцветать в экономическом плане (According to the simplest definition, regional competitiveness may be defined as the ability of some region to compete with one another in some way, both within and between nations, to grow and prosper in economic terms) |
Белякова Г. Я. [5] |
Конкурентоспособность региона — способность реализовать основную целевую задачу его функционирования — устойчивое социально-экономическое развитие с обеспечением высокого качества жизни населения. |
Авторское определение |
Конкурентоспособность региона — это положение конкретного региона, полученное в результате полного использования потенциала региона, а также такой уровень жизни, который удовлетворяет население по различным параметрам и повышает уровень жизни населения, проживающее на его территории. |
Опираясь на мнения как отечественных, так и зарубежных коллег, можно сделать вывод о том, что единого понятия конкурентоспособности региона найти невозможно, однако в определениях, приведенных в таблице выше все-таки есть схожесть между собой.
По результатам анализа таблицы можно выявить некоторые критерии, которые лежат в основе понятия «конкурентоспособность региона». К таким критериям можно отнести:
— положение региона в экономическом аспекте страны;
— обеспечение страны достойным уровнем и качеством жизни населения;
— производительность использования ресурсов региона в сравнении с другими регионами;
— высокий уровень инвестиционной привлекательности региона;
— положительная динамика валового регионального продукта
— высокие результаты конкретной территории в сравнении с территорией-конкурентом
Обобщив и дополнив рассмотренные критерии, можно отметить, что под этой категорией понимается положение конкретного региона, полученное в результате полного использования потенциала региона, а также такой уровень жизни, который удовлетворяет население по различным параметрам и повышает уровень жизни населения, проживающее на его территории.
На конкурентоспособность региона оказывают влияние различного рода факторы. Обзор научной литературы показал, что ученые экономисты в основу конкурентоспособности региона закладывают различные факторы и используют при этом принципиально отличающиеся подходы к классификационным признакам. В большинстве рассмотренных научных работ отечественных авторов, посвященных изучению конкурентоспособности регионов, не сформировано понятия «фактор конкурентоспособности», но представлено их перечисление.
Наиболее полно сущность понятия «фактор» отражают следующая трактовка:
«Фактор — движущая сила, причина какого-либо процесса, явления, определяющая его характер» [6]
Положительное воздействие факторов трансформируется в конкурентные преимущества регионов, отрицательное — сдерживает его развитие.
Факторами повышения конкурентоспособности региона могут выступать:
— рабочие места;
— уровень оплаты труда;
— социальная поддержка населения;
— уровень потребительских цен;
— культурная и духовная жизнь;
— организация детского и дошкольного воспитания;
— система высшего образования;
— предпринимательский климат;
— взаимоотношения органов регионального управления и предпринимателей;
— ключевые кластеры региона;
— уровень качества жизни;
— и др.
Далее рассмотрим цели и саму оценку конкурентоспособности региона.
Необходимо отметить, что цели проведения оценки конкурентоспособности зависят от того, кто эту оценку проводит. Например, если говорить о региональных органах власти, то, в первую очередь, их будет интересовать комплексная оценка потенциала региона, выявление конкурентных преимуществ анализируемого региона с целью разработки более эффективной стратегии развития региона.
Если же говорить о потенциальных инвесторах, то их в первую очередь будут интересовать конкурентоспособность региона по факторам производства, предпринимательскому климату, а также будет учитываться инвестиционная характеристика выбранного региона.
Другими целями проведения такой оценки могут быть: позиционирование конкретного региона в ряде других с точки зрения влияния конкурентоспособности региона на конкурентоспособность страны, соседних регионов, повышение имиджа региона и другие аспекты.
Для того, чтобы определить уровень конкурентоспособности региона необходимо воспользоваться имеющимися методиками. Например, можно использовать методику Р. А. Фатхудинова [5]. Суть этой методики состоит в том, чтобы выбрать несколько критериев для сравнения регионов, включающих в себя весомости показателей конкурентоспособности регионов. После этого производится расчет конкурентоспособности региона и уже полученное значение сравнивается с другими похожими регионами, после чего делается вывод по потенциалу регионов в целом.
В таблице 2 приведен перечень показателей конкурентоспособности регионов и их весомость.
Таблица 2
Весомость показателей конкурентоспособности региона
Показатели конкурентоспособности региона |
Весомость показателя |
ВРП на душу населения, руб. |
0,15 |
Инвестиции в основной капитал на душу населения, руб. |
0,15 |
Число малых предприятий, тыс. ед. |
0,10 |
Средняя заработная плата в регионе по отношению к средней заработной плате по стране, руб. |
0,05 |
Средняя продолжительность жизни, лет |
0,10 |
Конкурентоспособность региона (К ср ) рекомендуется определять по формуле:
(1)
где i = 1,2,..., п — количество показателей конкурентоспособности региона,
a i — весомость i -го показателя;
Y i — уровень i -го показателя.
Если увеличение показателя повышает конкурентоспособность, то:
(2)
где П фi — фактическое значение i -го показателя;
П нi — нормативное значение i -го показателя.
Если увеличение показателя снижает конкурентоспособность, то:
(3)
Регионы в зависимости от значения показателя конкурентоспособности классифицируются следующим образом:
>1 — высокая конкурентоспособность;
0,8 < < 1 — конкурентоспособность выше среднего;
0,6 < < 0,8 — средняя конкурентоспособность;
0,4 < <0,6 — конкурентоспособность ниже среднего;
0,2 < < 0,4 — низкая конкурентоспособность.
Далее выделим инструменты, посредством которых можно влиять на конкурентоспособность региона.
- Меры общего характера, направленные на укрепление региональной экономики и, соответственно, ее позиций, ведущие в конечном итоге к повышению конкурентоспособности предприятий. Меры такого рода создают базис конкурентоспособности экономики страны и региона. Среди мер общего характера можно выделить прежде всего институциональные рамки ведения хозяйственной деятельности, относящиеся к формированию условий предпринимательской деятельности безотносительно ожидаемых выигрышей конкретных групп хозяйствующих субъектов.
- Государственная помощь в форме прямого содействия компаниям-изготовителям в осуществлении ими экспортной деятельности (дотации, налоговые льготы, освобождение от пошлин на импорт сырья и материалов, информационная поддержка экспортной деятельности).
- Меры, направленные на формирование спроса на продукцию региональных производителей в других регионах, а также внешних рынках (различные выставки, создание в других регионах торгово-информационных центров и т. д.).
Таким образом, конкурентоспособность региона — важный аспект как уровня экономического развития, так и уровня жизни населения в соответствующем регионе. Вот почему повышение конкурентоспособности региона — важная и комплексная задача экономической политики как на федеральном, так и региональном уровнях.
Литература:
- Селезнев А. З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России. — М.: Юристъ, 1999. — 384 с.
- Региональная экономика: учебник для академического бакалвриата / под ред. Е. Л. Плисецкого, В. Г. Глушковой. — М. Издательство Юрайт, 2014. — 583 с.
- Перский Ю. К. Конкурентоспособность регионов: теоретико-прикладные аспекты: монография / Ю. К. Перский, Н. Я. Калюжнова. — М.: ТЕИС, 2003. — 472 с.
- Dula Borozan, 2008. Regional Competitiveness: Some Conceptual Issues and Policy Implications, Interdisciplinary Management Research, Josip Juraj Strossmayer University of Osijek, Faculty of Economics, Croatia, vol. 4, May,2008.
- Белякова Г. Я. Конкурентоспособность региональной экономики: концепция опережающего развития. Красноярск: СибГТУ, 2001.
- Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2017.