Сближение Российской Федерации с Африкой в 2010-х годах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (522) июнь 2024 г.

Дата публикации: 07.06.2024

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Пачина, А. А. Сближение Российской Федерации с Африкой в 2010-х годах / А. А. Пачина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 23 (522). — С. 583-588. — URL: https://moluch.ru/archive/522/115185/ (дата обращения: 15.11.2024).



Международное сотрудничество и партнерство играют ключевую роль в развитии отношений между странами. Одним из ярких примеров такого сотрудничества является взаимодействие между Российской Федерацией и африканскими государствами, которое приобрело новый импульс в 2010-х гг. В этой связи следует обозначить ряд причин заинтересованности России в сближении с Африкой.

В конце XX века Российской Федерация вступает на путь выстраивания многополярного мира. Основные принципы нового миропорядка были заложены в «Российско-китайской совместной декларации о многополярном мире и формировании нового международного порядка» [1], которая выдвинула условия, предполагающие, помимо прочего, выстраивание иного типа межгосударственной коммуникации — горизонтального, противопоставив его концепции американского лидерства. Ранее Российская Федерация, стремясь выстроить партнёрские отношения с западными странами [2], столкнулась с рядом препятствий и начала искать пути диверсификации внешней политики.

Изменения во внешнеполитическом векторе России начались в результате ряда событий. Во-первых, произошёл провал политики «Перезагрузки», как попытки администрации президента США Б. Обамы выстроить более конструктивную систему отношений с Россией в период с 2009 по 2011 годы [3, с. 346]. Неудачное завершение данной политики проявилось в:

– Продолжающемся споре о противоракетной обороне, о третьем позиционном районе в Чехии и Польше, в частности. Он стал основным конфликтным моментом с начала 2000-х гг. Попытка найти компромисс на заседании Совета Россия–НАТО в 2011 году не увенчалась успехом. В ответ на развертывание американских ПРО в Европе, президент России Д. Медведев предупредил о возможном выходе из Пражского договора. Заявление госсекретаря США Х. Клинтон о том, что Россия не имеет права вето на размещение американских ПРО в Европе в 2012 году, стало фактическим завершением политики «перезагрузки» в отношениях между РФ и США [4];

– Принятии акта Магнитского [5] — законодательного акта, принятого в США в 2012 году, который отменил поправку Джексона-Вэника [6] и ввел персональные санкции против лиц, виновных в нарушениях прав человека и коррупции в России. Назван в честь правозащитника Сергея Магнитского, умершего в тюрьме в Москве [7]. Этот закон стал началом персональных санкций, включая визовые ограничения и замораживание финансовых активов в банках США [8] и т. д.

Во-вторых, произошло обострение соперничества между великими державами, причиной чего стало намерение России выстроить более справедливый миропорядок и пересмотреть результаты Холодной войны. Это проявилось в возвращении Крыма 18 марта 2014 г. и в последовавшей за этим санкционной войне западных стран против России. Важно отметить, что эти меры были предприняты без одобрения Совета Безопасности ООН и в обход принципов ВТО [9]. Данная обстановка не содействовала укреплению межгосударственных отношений. В октябре 2014 г. премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил, что «Перезагрузка» отношений с США невозможна и что международные санкции против России, которые он назвал «деструктивными» и «глупыми», причинили ущерб отношениям [10].

В-третьих, присутствовали и противоречия в региональных вопросах. Так, Россия выступила против военного вмешательства западных стран во внутренние дела в Ливии [11] и блокировала резолюцию о бесполетной зоне над Сирией [12]. Оба эти государства традиционно представляли собой зону стратегического интереса России.

В целом, эти события показали, что Российская Федерация была вынуждена пересмотреть свою внешнюю политику и найти новые стратегические партнёрства для защиты своих интересов. Отражение стремлений возможно увидеть в Концепции внешней политики от 30 ноября 2016 г. [13], где подчеркивается важность Африки, как объекта потенциального сотрудничества. Согласно статье 99, Россия намеревалась налаживать контакты с африканскими странами как на многосторонней, так и на двусторонней основе. Текст документа гласит: «Россия будет расширять разноплановое взаимодействие с африканскими государствами на двусторонней и многосторонней основе посредством совершенствования политического диалога и развития взаимовыгодных торгово-экономических связей, наращивания всестороннего сотрудничества в общих интересах, содействовать предотвращению региональных конфликтов и кризисных ситуаций, а также постконфликтному урегулированию в Африке. Важной составной частью продвижения по этому направлению является развитие партнёрских отношений с Африканским союзом и субрегиональными организациями».

Отдельного внимания заслуживает российский «поворот на Восток», который можно охарактеризовать как стратегический ход России для смягчения внешних рисков в условиях усиливающейся конфронтации с Западом после событий на Украине в 2014 году [14]. Стремление к многовекторной дипломатии и разнообразному экономическому сотрудничеству определяет выбор России в партнёрстве с Глобальным Востоком и Африкой, который стал особенно значимым в контексте событий 2022 г. Эта политика по смещению внешнеполитических и внешнеэкономических ориентиров России с Запада на глобальный Восток, к которому относится и африканский континент, изначально была направлена на диверсификацию российского экспорта углеводородов и укреплению внешнеполитических связей, но по мере обострения отношений с США, успешная реализация данной концепции приобрела стратегический характер.

Таким образом, мы очертили причины сближения России с Африканским континентом. Теперь, стоит рассмотреть основания для расширенного взаимодействия с Россией со стороны африканских партнёров.

Сегодня Африка — это континент с широким спектром нерешенных противоречий и проблем. Их можно разделить на два вида: трудности, доставшиеся Африке в наследство от XX в. и проблемы, ставшие актуальными только в 2010-х гг. XXI в. К первому типу можно отнести войны, высокую зависимость от внерегиональных игроков, экономические трудности, в то время как ко второму типу — терроризм, загрязнение окружающей среды [15, с. 87–107], обострившееся стремление к подлинному суверенитету и самоопределению [16].

Одним из серьезнейших препятствий на пути устойчивого развития континента являются высокая конфликтогенность. Согласно исследованию программы Uppsala Conflict Data Program (UCDP) от 2018 г., за последние 25 лет в Африке произошло более 630 вооруженных конфликтов как внутри, так и между государствами, а их результатом стала смерть более 5 миллионов детей [17]. Осознавая объективную необходимость преодолеть эту сложность, африканские страны заинтересованы в сильном союзнике с развитым военно-промышленным комплексом, военными инструкторами и высоким боевым опытом. Таким союзником могла и, как будет очевидно позднее, уже стала Россия, которая занимается «экспортом безопасности» на Африканском континенте [18].

Следующая существенная проблема африканских стран — высокий уровень зависимости от бывших метрополий. Хотя формальным освобождением Африки считается деколонизация 1950–1960-х гг., и сегодня большинство африканских стран крепко связаны в культурной, экономической и военно-политической сферах со «вчерашними» колонизаторами [19, c. 202]. Последние являются ключевыми торговыми партнёрами [20], главными гарантами военно-политической стабильности с правом проведения военных операций на территории Африки [21, с. 169–191], африканская политическая и бизнес-элита до сих пор получает образование в столицах бывших метрополий [22, с. 6–15], а государственными языками часто являются не местные, но европейские [23]. Случай с Францией особый — 15 стран Африки все еще входят в зону франка КФА [24], основной валюты, используемой в финансовой сфере этих государств, но эмитируемой Центральным Банком Франции, который и контролирует его обменный курс по отношению к евро [25]. Другим аспектом является военное вмешательство Франции в африканские дела. Только в XXI в. Франция провела на континенте около десяти военных операций [26], самой известной из которых является начавшаяся в 2014 г. «Бархан», в рамках которой Франция разместила свои воинские контингенты в пяти государствах Сахеля — Мали, Чаде, Буркина-Фасо, Нигере, Мавритании [27]. Однако за более чем десятилетний промежуток, никаких результатов продемонстрировано не было [28], из-за чего как у внешних игроков, так и у самих стран резонно мог возникнуть вопрос, касательно истинных целей начала данной операции.

Военные перевороты, массово поддержанные общественным мнением в трех из пяти данных государств, направленные на избавление от французского военного присутствия в регионе, являются иллюстрацией усталости африканцев от неоколониального гнёта европейских «старших братьев». Однако секрет успеха заключается не в военных переворотах, но в умении выстраивать равноправное и взаимовыгодное дипломатическое и экономическое сотрудничество — то, что у африканских стран на данный момент получается в ограниченном масштабе.

Россия может быть верным партнёром и союзником африканских стран на их пути к обретению действительной независимости. В то же время, даже если у африканских стран не получится выстроить с Россией поистине равноправное сотрудничество, сам факт присоединения Российской Федерации к «драке за Африку XXI в». открывает африканцам возможности более успешного маневрирования на противоречиях крупных внешних игроков и тем самым получать большие выгоды от дипломатической работы стран континента.

В этом контексте стоит упомянуть об экономических трудностях, которые преодолевает Африка. Согласно отчету швейцарского банковского холдинга UBS о глобальном благосостоянии от 2023 г., если в 2000 г. показатель медианы благосостояния совершеннолетнего населения в Африке равнялся 182 долл. США/человек, в то время как в Европе 7178 долл. США/человек, то в 2022 г. эти данные составляли 1398 долл. США/человек и 30509 долл. США/человек соответственно [29, с. 25]. Таким образом, несмотря на вступление многих африканских стран в ВТО и следование принципам «Вашингтонского консенсуса», разрыв между бедными африканцами и богатыми европейцами не прекращает оставаться недосягаемым для первых как в абсолютных, так и в относительных цифрах. Сотрудничество с Россией и в данном аспекте является отличным способом для диверсификации внешнеэкономических контактов Африки, поскольку она обладает полным спектром фундаментальных наук, имеет возможность экспортировать технологии, а тесное сотрудничество с этой страной может сделать африканские экономики более конкурентоспособными и менее зависимыми от внешних игроков.

Помимо прочего, если в XX в. военно-политическая нестабильность в Африке была обусловлена народно-освободительным движением, то в текущем столетии — транснациональным сетевым терроризмом. К примеру, в 2016 г. Абу Бакр-аль-Багдади объявил, что Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ, запрещена в РФ) переместила часть командования в Африку [30], а в 2022 г. вышла информационный бюллетень ИГИЛ, согласно которому, его адепты должны отправиться в Африку, как на землю хиджры и джихада [31]. Такие крупные террористические организации, как «Аль-Каида» и ИГИЛ так или иначе имеют влияние во всей Африке. «Велайят ИГ Западная Африка», «Боко Харам», Группа сторонников ислама и мусульман (ГСИМ) активно борются против существующей светской власти таких стран, как Нигерия, Нигер, Мали, Кот-д’Ивуар, Буркина-Фасо, Мали, а с 2022 г. террористическая активность распространилась на Того и Бенин [32]. «Велайят ИГ Центральная Африка» распространяет свою деятельность в Демократической Республике Конго (ДРК), Мозамбике и Уганде [32]. «Аль-Шабаб» — самая влиятельная террористическая группировка в Сомали на сегодняшний день [32]. Местные правительства не в состоянии справиться с таким напором исламистских радикалов [33], из-за чего они вынуждены обращаться за помощью к бывшим метрополиям, которые, в свою очередь, вместо решения проблемы, используют свое положение для сохранения или увеличения своего влияния на континенте [34]. Во время проведения своей военной операции в Сирии, Российская Федерация зарекомендовала себя как решительный и эффективный борец с международным терроризмом [35], из-за чего он может быть полезен Африке.

Не менее важный вызов — энергетический переход. Его можно охарактеризовать как глобальный переход от ископаемого топлива к возобновляемым источникам энергии, способствующий более широкому переходу к безуглеродной экономике [36, c. 4]. Хотя нынешняя климатическая ситуация на континенте по уровню загрязнения ненамного выше уровня XX в., всерьез население Африки задумалось о важности достижения углеродной нейтральности лишь в недавнем прошлом [37]. Сегодня в энергобалансе Африки доминируют уголь, нефть и биомасса [38], выбросы CO 2 со сжигания которых одни из самых высоких в мире на 1 КВатт/час, а энергоэффективность низкая [39]. Однако Африканский союз поддерживает повестку ООН по введению регулирующих мер для снижения содержания углекислого газа в атмосфере [40] — в своем программном документе он заявляет о намерении достичь углеродной нейтральности к 2063 г. [41] — то есть такого состояния энергетики, при котором CO 2 не вырабатывается. Однако в нынешних условиях данные заявления выглядят неубедительными. Так, в ЮАР, одной из самых передовых стран Африки, энергобаланс на 72 % состоит из угля [42, с. 125], самого низкоэффективного и загрязняющего окружающую среду углеводорода, а в целом на континенте энергобаланс и вовсе состоит на 45,4 % из биотоплива и отходов [43]. В такой ситуации, энергопереход практически недостижим. Однако Россия, как страна с одним из самых чистых энергетических балансов в мире [44], и как один из главных производителей и поставщиков природного газа [45, с. 75], самого благоприятного для окружающей среды и эффективного органического топлива [46], а также как мировой лидер в ядерной энергетике [47], по сути самом чистом виде топлива [48], является ценным партнёром, сотрудничество с которым может обеспечить население стабильной электроэнергией, устойчивый рост экономики и увеличение конкурентоспособности африканской промышленности.

Также, Африка на протяжении десятилетий испытывает проблемы с достижением продовольственной безопасности. До сих пор регион является вторым по количеству голодающих на планете. В 2021 г. число людей, страдающих от голода, было равным 282 млн человек [49], а в 2011 г. засуха в одной Восточной Африке привела к смерти около 260 тыс. человек [50]. Россия, являющаяся четвертым крупнейшим производителем [51] и первым экспортером [52] зерновой продукции в мире, — один из главных кандидатов на роль стратегического партнёра континента, который в теории своим агропромышленным комплексом может обеспечить продовольственную безопасность всему континенту.

Таким образом, можно сказать, что сложились наиболее благоприятные условия для сотрудничества между Россией и Африкой. Углубление взаимодействия с Африкой может стать для России важным источником доходов в бюджет благодаря продаже военной техники и вооружения, углеводородов, зерновой продукции, а также инструментом политической диверсификации. Россия может быть для Африки экспортером безопасности, военных инструкторов, продовольствия, углеводородов и партнёром, взаимодействие с которым так или иначе поможет обрести большую свободу рук в международных делах. В будущем эти факторы в том числе станут определяющими на пути российско-африканского сближения и выстраивания отношений на двусторонней и многосторонней основе. Во многом этот процесс будет происходить на такой платформе как Форум партнёрства Россия-Африка.

Литература:

  1. Российско-китайская совместная декларация о многополярном мире и формировании нового международного порядка // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. 23.04.1997. URL: https://docs.cntd.ru/document/1902155 (дата обращения: 02.12.2023).
  2. Фененко А. В. Повестка для «перезагрузки-2» // Российский совет по международным делам. 26.08.2013. URL: https://russiancouncil.ru/amp/analytics-and-comments/analytics/povestka-dlya-perezagruzki-2/ (дата обращения: 05.12.2023).
  3. Фененко А. В. Современная история международных отношений 1991–2018 // 3-е издание, Аспент Пресс, Москва, 2019, Глава 19, С. 346 (дата обращения: 17.09.2023).
  4. Фененко А. В. Русские сани на американских горках // Независимая газета. 04.02.2013. URL: https://www.ng.ru/dipkurer/2013–02–04/9_itogi2012.html (дата обращения: 07.12.2023).
  5. Sergei Magnitsky rule of law accountability act of 2012 // U. S. Government publishing office. 19.04.2012. URL: https://web.archive.org/web/20150524005351/http://www.gpo.gov/fdsys/search/pagedetails.action?packageId=BILLS-112hr4405ih (дата обращения: 07.12.2023).
  6. Юбилей поправки Джексона — Вэника, или Краткая история санкций Запада против России // ТАСС. 20.01.2019. URL: https://tass.ru/opinions/7390489 (дата обращения: 05.05.2024).
  7. Дело Сергея Магнитского в основных фактах // Forbes. 16.11.12. URL: https://www.forbes.ru/sobytiya-slideshow/210479-delo-sergeya-magnitskogo-v-osnovnyh-faktah (дата обращения: 10.04.2024).
  8. Официально обнародован «список Магнитского» // РИА. 12.04.2013. Новости URL: https://ria.ru/20130412/932390193.html (дата обращения: 10.04.2024).
  9. Maarten Smeets. Can economic sanctions be effective? // World Trade Organization. № ERSD-2018–03. URL: https://www.wto.org/english/res_e/reser_e/ersd201803_e.htm (дата обращения: 18.11.2023).
  10. Geoff Cutmort. Russia-US relations reset ‘impossible’: PM Medvedev // CNBC. 15.10.2014. URL: https://www.cnbc.com/2014/10/15/russia-us-relations-reset-impossible-pm-medvedev.html# (дата обращения: 18.11.2023).
  11. Marcin Kaczarski Russia on the military intervention in Libya // Center for Eastern Studies. 23.03.2011. URL: https://www.osw.waw.pl/en/publikacje/analyses/2011–03–23/russia-military-intervention-libya (дата обращения: 19.11.2023).
  12. Москва выступила против создания бесполетной зоны над Сирией // Интерфакс. 18.02.2016. URL: https://www.interfax.ru/russia/495227 (дата обращения: 19.11.2023).
  13. Указ Президента РФ от 12 февраля 2013 г. Концепция внешней политики Российской Федерации // 12.02.2013. URL: http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201612010045.pdf (дата обращения: 19.11.2023).
  14. Стрельцов Д., Торкунов А. Российская политика поворота на Восток: проблемы и риски // Российский совет по международным делам. 10.04.2023. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/comments/rossiyskaya-politika-povorota-na-vostok-problemy-i-riski/ (дата обращения: 19.11.2023).
  15. Новосёлова Е. Н., Лядова А. В. Глобальное неравенство и особенности развития современной Африки // Вестник Московского университета. — 2018. — № 3. — С. 87–107.
  16. Проблемы суверенитета и возможности для развития сотрудничества Африки и России // Росконгресс URL: https://roscongress.org/materials/problemy-suvereniteta-i-vozmozhnosti-dlya-razvitiya-sotrudnichestva-afriki-i-rossii/ (дата обращения: 05.05.2024).
  17. Уласович К. Вооруженные конфликты в Африке за 20 лет привели к смерти 5 миллионов детей // N+1. 31.08.2018. URL: https://nplus1.ru/news/2018/08/31/armed-conflicts-children (дата обращения: 19.01.2024).
  18. Российский экспорт безопасности в Африке в интересах справедливого мира // Africa Initiative 2023 URL: https://afrinz.ru/2023/10/rossijskij-eksport-bezopasnosti-v-afrike-v-interesah-spravedlivogo-mira/ (дата обращения: 05.05.2024).
  19. Емельяненко Е. Г. — Постколониальная Африка:проблемы и перспективы. // Мировая политика. — С. 202.
  20. David Luke Understanding African trade is key to helping its development // LSE. 24.01.2023. URL: https://www.lse.ac.uk/research/research-for-the-world/economics/understanding-african-trade-is-key-to-helping-its-development#: %7E:text=While %20the %20EU %20is %20Africa %27s %2Ctrading %20partnerships %20with %20the %20continent (дата обращения: 05.05.2024).
  21. Mary Farrell Bridging the Gap between EU, Mediterranean and Africa relations: Partnership, Governance and (Re)-evolving Relations // Dans L’Europe en Formation. — 2010. — № 2 (356). — С. 169–191.
  22. Matthew T. Page West African Elites’ Spending on UK Schools and Universities: A Closer Look // Carnegie Endowment for International Peace. — 2021. — С. 6–15.
  23. Browse the Countries of the World // Ethnologue URL: https://www.ethnologue.com/browse/countries/#quicktabs-browse_the_countries_of_the_worl=1 (дата обращения: 10.04.2024).
  24. The CFA franc zone // Banque de France. November 2007. URL: https://abc-economie.banque-france.fr/sites/default/files/medias/documents/816153_fiche_zone-franc.pdf (дата обращения: 10.04.2024).
  25. The CFA Franc: French Monetary Imperialism in Africa // LSE. 12.07.2017. URL: https://blogs.lse.ac.uk/africaatlse/2017/07/12/the-cfa-franc-french-monetary-imperialism-in-africa/ (дата обращения: 05.05.2024).
  26. French Army Interventions In Africa // Barron's. 15.07.2022. URL: https://www.barrons.com/news/french-army-interventions-in-africa-01657904706 (дата обращения: 05.05.2024).
  27. Чихачев А. Ю., Бирон Ю. С. Французская операция «Бархан»: Pro et contra // Мировая политика. 2018. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/frantsuzskaya-operatsiya-barhan-pro-et-contra (дата обращения: 04.05.2024).
  28. Быстров А. А. О причинах неудачи операции «Бархан» в зоне Сахеля // Институт Ближнего Востока. 21.06.2017. URL: http://www.iimes.ru/?p=35817 (дата обращения: 25.01.2024).
  29. UBS Global Wealth Report 2023. P 25. (дата обращения: 29.01.2024).
  30. Dr. Joseph Siegle. ISIS in Africa: Implications from Syria and Iraq // Africa Center for Strategic Studies. National Defense University. URL: https://africacenter.org/wp-content/uploads/2017/03/ISIS-in-Africa-Implications-from-Syria-and-Iraq-Joseph-Siegle.pdf (дата обращения: 12.02.2024).
  31. Aymenn Jawad Al-Tamimi. Africa is a Land of Hijra and Jihad”: Editorial in Islamic State’s al-Naba’ Newsletter // Aymenn’s Monstrous Publications. 17.06.2022. URL: https://www.aymennaltamimi.com/p/africa-is-a-land-of-hijra-and-jihad (дата обращения: 12.02.2024).
  32. «Исламское государство» в Африке — филиалы и конкуренты // Российский Совет по международным делам. 12.07.2023. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/islamskoe-gosudarstvo-v-afrike-filialy-i-konkurenty/ (дата обращения: 05.05.2024).
  33. Africa's Super seeds international support to fight militants, UN pays // France 24. 17.05.2023. URL: https://www.france24.com/en/africa/20230516-un-africa-s-sahel-needs-international-support-to-fight-extremism (дата обращения: 05.05.2024).
  34. Folahanmi Aina French mistakes helped create Africa’s coup belt // Al Jazeera. 17.08.2023. URL: https://www.aljazeera.com/opinions/2023/8/17/french-mistakes-helped-create-africas-coup-belt (дата обращения: 05.05.2024).
  35. Anna Borshchevskaya Russia’s Strategic Success in Syria and the Future of Moscow’s Middle East Policy // The Washington Institute URL: https://www.washingtoninstitute.org/policy-analysis/russias-strategic-success-syria-and-future-moscows-middle-east-policy (дата обращения: 05.05.2024).
  36. Международный Секретариат ИПДО Подготовка к энергетическому переходу: ключевые вопросы для стран, зависимых от нефти, газа и полезных ископаемых. Программный документ // EITI. — 2021. — С. 4.
  37. Goals and Priority Areas of Agenda 2063 // African Union. 2013. URL: https://au.int/en/agenda2063/goals (дата обращения: 19.02.2024).
  38. Africa energy balance // UA. URL: https://www.iea.org/search?q=africa %20energy %20balance (дата обращения: 05.05.2024).
  39. Экологические проблемы энергетического обеспечения человечества // Ядерная физика. URL: http://nuclphys.sinp.msu.ru/ecology/ecol/ecol05.htm (дата обращения: 05.05.2024).
  40. Climate Action // United Nations URL: https://www.un.org/en/climatechange/paris-agreement (дата обращения: 05.05.2024).
  41. Goals and Priority Areas of Agenda 2063 // African Union. 2013. URL: https://au.int/en/agenda2063/goals (дата обращения: 19.02.2024).
  42. BRICS Energy Report 2022 // Energy Research Cooperation Plateform. P. 125. URL: https://rosenergo.gov.ru/upload/medialibrary/ed4/x8vdamtb0ke5lqxuhx06nfp5rzfa4tk8.pdf (дата обращения: 19.02.2024).
  43. IEA Overview // Energy system of Africa. 2021. URL: https://www.iea.org/regions/africa (дата обращения: 23.02.2024).
  44. Александр Новак: В России один из самых чистых энергобалансов в мире // Правительство России. 14.01.2022. URL: http://government.ru/news/44339/ (дата обращения: 05.05.2024).
  45. OPEC Annual Statistical bulletin 2023 // Natural gas data. P. 75. (дата обращения: 23.02.2024)
  46. Природный газ — самый эффективный и безопасный вид топлива // Издательский дом «Уфа». 21.09.2022. URL: http://pressaufa.ru/2022/09/21/prirodnyj-gaz-samyj-jeffektivnyj-i-bezopasnyj-vid-topliva/ (дата обращения: 05.05.2024).
  47. Новак А. Российский ТЭК XXI века: энергия достижений // Общественно-деловой научный журнал «Энергетическая политика». 02.04.2024. URL: https://energypolicy.ru/rossijskij-tek-xxi-veka-energiya-dostizhenij/business/2024/15/02/ (дата обращения: 05.05.2024).
  48. Александр Новак: В России один из самых чистых энергобалансов в мире // Правительство России. 14.01.2022. URL: http://government.ru/news/44339/ (дата обращения: 05.05.2024).
  49. Informe de las Naciones Unidas: El año de la pandemia, dominado por un repunte del hambre mundial // Organización Mundial de la Salud. 12.07.2021. URL: https://www.who.int/es/news/item/12–07–2021-un-report-pandemic-year-marked-by-spike-in-world-hunger (дата обращения: 23.02.2024).
  50. В ООН предупреждают об опасности массового голода в странах Африканского Рога, а также в Йемене и в Нигерии // Новости ООН. 11.04.2017. URL: https://news.un.org/ru/story/2017/04/1302961 (дата обращения: 27.02.2024).
  51. Мировое производство пшеницы // Грейнрус. 21.12.2022. URL: https://grainrus.com/novosti-kompanii/articles/mirovoe-proizvodstvo-pshenitsy/ (дата обращения: 27.02.2024).
  52. Романович Р. 5 стран-крупнейших экспортеров пшеницы // Т-Ж. 03.08.2022. URL: https://journal.tinkoff.ru/short/wheat-export/ (дата обращения: 27.02.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): россия, Африка, США, Российская Федерация, Африканский континент, внешняя политика, Европа, Африканский союз, глобальный Восток, зерновая продукция.


Задать вопрос