Психологические особенности ценностно-смысловой сферы кандидатов в замещающие родители | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (522) июнь 2024 г.

Дата публикации: 05.06.2024

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Пашковская, Д. Н. Психологические особенности ценностно-смысловой сферы кандидатов в замещающие родители / Д. Н. Пашковская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 23 (522). — С. 352-354. — URL: https://moluch.ru/archive/522/115195/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье представлены итоги эмпирического исследования психологических особенностей ценностно-смысловой сферы кандидатов в замещающие родители.

Ключевые слова: замещающие родители, ценностно-смысловая сфера, психологические особенности, личность, кандидаты.

Современная тенденция, где государство ориентировано на поддержку семейных ценностей, такова, что в психологической и педагогической науке увеличилась заинтересованность в изучении феномена психолого-педагогической компетентности родителей, который представляется крайне актуальным, относительно помощи детям-сиротам и оказавшимся вне родительского попечения.

Социально-психологические особенности замещающих родителей, умение препятствовать влиянию социальных стрессов, успех на поприще преодоления затруднений, появляющихся в пространстве профессиональной замещающей семьи, детерминируют психологическое здоровье и формирование личности приемного ребенка, отмечают А. И. Тащёва, Е. В. Трофимова [4;6]. В данном вопросе значимость обретает выделение и рассмотрение социально-психологических характеристик кандидатов в замещающие родители.

Замещающие родители принимают на себя ответственность относительно воспитания ребенка со своим, «особым» прошлым опытом. Основная задача замещающей семьи — создание необходимых условий для успешной адаптации принятого ребенка, формирование у него успешной социализации и ощущения истинной привязанности к новой семье, отмечают Е. В. Трофимова, О. Н. Хохлова [6].

Многообразность индивидуально-семейных черт потенциальных кандидатов в родители, отсутствие единого подхода к отбору кандидатов, неоднозначность в оценке ресурсов и рисков замещающей семьи оставляет актуальным проблематику составления представления о психологических особенностях личности кандидатов как субъектов замещающей заботы и их ценностно-смысловой сферы.

В связи с этим нами проведено эмпирическое исследование психологических особенностей ценностно-смысловой сферы кандидатов в замещающие родители, в которомприняли участие 60 кандидатов в замещающие родители в возрасте от 30 до 47 лет (12 мужчин и 38 женщин), обратившиеся в период 2023–2024 гг. в ГКУ «Крымский республиканский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи» г. Симферополя. У 95 % кандидатов в замещающие родители есть двое родных детей, один приемный, у 5 % — отсутствуют дети, как родные, так и приемные.

Использовались следующие методики: опросник терминальных ценностей И. Г. Сенина [3], Шкала экзистенции Лэнглэ (адаптация И. Н. Майниной) [1], тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева [2], тест-опросник «Мотивация выбора приемного ребенка» (В. В. Савченко) [5], авторская анкета для сбора социально-психологических характеристик приемного родителя.

Статистическая обработка данных осуществлялась с помощью rs-коэффициента ранговой корреляции Спирмена. По ее итогам выведены и описаны статистически значимые корреляции между показателями методик (р<0,05), наглядно представленные в таблице 1.

Таблица 1

Итоги расчета ранговой корреляции в выборке

Корреляции между шкалами

r-коэффициент

р, уровень значимости

Желание вырвать ребенка из государственной системы — (F) свобода

0.55

<0,05

Желание вырвать ребенка из государственной системы — (V) ответственность

0,51

<0,05

Духовное удовлетворение — Желание вырвать ребенка из государственной системы

0,48

<0,05

Решение за счет приемных детей материальных проблем — высокое материальное положение

0,52

<0,05

Мотивы «Продолжатель традиций» — собственный престиж

0,53

<0,05

(ST) самотрансценденция — развитие себя

0,50

<0,05

Сфера семейной жизни — (V) ответственность

0,51

<0,05

Сфера общественной жизни — Е (экзистенциальность)

0,52

<0,05

Желание воздействовать на отношения с кем-либо из членов семьи — сохранение собственной индивидуальности

-0,54

<0,05

Достижения — (F) свобода

0.51

<0,05

(ST) самотрансценденция — общий уровень осмысленности жизни

0,53

<0,05

Доминирующим мотивом в выборке оказался «Желание вырвать ребенка из государственной системы» и именно с ним было в итоге корреляционного анализа получено наибольшее число корреляций. Подробнее рассмотрим каждую из них: корреляция с положительным знаком «Желание вырвать ребенка из государственной системы» — (F) свобода (0.51) и (V) ответственность (0,51).

Шкала экзистенциальной свободы и ответственность отражает свободу в выборе, эмоциональность и эмпатийность во взаимосвязи с желанием стать приемным родителем. Следовательно, выбор делается респондентами осознанно, отражает готовность брать на себя ответственность.

Также были обнаружены корреляционные связи между такой ценностью, как «Духовное удовлетворение» и «Желание вырвать ребенка из государственной системы» с положительным знаком (0,48): готовность к принятию в семью ребенка имеет прямую связь с духовностью как контекстом жизнеспособности.

Имеет место прямая корреляция между мотивом «Решение за счет приемных детей материальных проблем» и ценностью «высокое материальное положение» (0,52). Следовательно, материальная сторона проблемы усыновления все-таки имеет место быть. И данный факт следует учитывать при работе с кандидатами в замещающие родители.

Корреляция между мотивом «Продолжатель традиций» и терминальной ценностью «Собственный престиж» (0,53) указывает на присутствие ожиданий у кандидатов того, что их статус приемного родителя будет оценен как обществом, так и самим приемным ребенком, что он в будущем станет продолжателем традиций семьи, станет им опорой в старости.

Мотив «Желание воздействовать на отношения с кем-либо из членов семьи» и ценность «Сохранение собственной индивидуальности» имеют обратную взаимосвязь (-0,54), указывающую на то, что потребность воздействовать на взаимоотношения с кем-либо из членов семьи тем выше, чем менее выражена ценность сохранения неизменным собственного «Я». И наоборот, рост ценность индивидуальности уменьшает значимость оказания влияния на кого — либо. Что может указывать в пользу присутствия некоей борьбы за выражение собственного мнения, желаний и потребностей и необходимости соотносить их с ценностями и стремлениями членов семьи. Что, собственно, имеет место не только в приемных семьях, но и в иных типах семей.

Прямая корреляция (ST) самотрансценденция — общий уровень осмысленности жизни (0,53) отражает тенденцию к тому, что кандидаты в замещающие родители свободны в выражении эмоций, эмпатийны, достаточно рефлексивны и жизнь воспринимают реалистично, постигая ее смысл, свободно реализовывать свои планы и устремления.

(ST) самотрансценденция и «развитие себя» с положительным знаком (0,50) отражает такую особенность замещающих родителей, как выраженное самопринятие, умение принимать внутреннее отношение к пережитому, проживать субъективные ценности и стремиться к саморазвитию. Что характеризует их как самодостаточных личностей.

Ценность «Достижения» и (F) свобода с положительным знаком (0,0,51) указывают на взаимосвязь между экзистенциальными устремлениями респондентов к свободе выбора и стремлениями в семейной жизни добиваться реальных результатов жизни (например, дать детям образование, научить плавать и так далее). Большая ориентация на самостоятельность имеет прямую связь с достижениями кандидатов именно в семейной сфере жизни. Характеризует их как готовых быть в своих поступках и устремлениях независимыми и ответственными.

Корреляция «Сфера общественной жизни» и шкала Е (экзистенциальность) с положительным знаком (0,52) указывают на детерминированность значимости для кандидатов реализации в социальной сфере наряду с решительностью, умением включаться в жизнь, ориентироваться, ответственно воплощать стремления и планы в жизнь. Можно предположить, что статус приемного родителя важен для опрошенных нами респондентов, их привлекает новый опыт коммуникации с приемным ребенком.

Прямая корреляция между сферой семейной жизни и (V) ответственностью (0,51) доказывает высокую степень осознанности и ответственности в принятии решения стать приемными родителями в выборке, несмотря на трудности, с которыми они могут столкнуться. Именно семья является доминирующей сферой в ценностно-смысловой сфере и обуславливает принятие на себя ответственности за воспитание детей, как своих, так и приемных.

Следовательно, эти семьи будут обладать высоким адаптационным потенциалом, подразумевающим возможность успешной адаптации в них приемных детей.

В изученной нами выборке не обнаружено корреляций, указывающих на дефицитарность ценностной сферы, конфликтных сочетаний, например, ценностей безопасности и самостоятельности. Что позволило нам заключить, что кандидаты в замещающие родители отличаются самостоятельностью мышления и выбора приемов действия, свободой и ответственностью, в их приоритете — семья, самореализация в социуме, достижение, духовные ценности.

В итоге выяснилось, что имеет место доминирование гедонистических мотивов — материального и надежды о продолжении традиций, однако анализ остальных ценностных компонентов показывает преобладание в ценностной сфере самотрансценденции, а самостоятельность и независимость выступают базовыми ценностями в выборке.

Следовательно, в принятии решения о принятии в семью ребенка имеют место, как материальный мотив, так и альтруистические — это желание помочь ребенку, иметь продолжателя семейных традиций, помощника в старости.

Выводы:

  1. Анализ данных корреляционного анализа позволил выявить и описать взаимосвязи между мотивами выбора приемного ребенка (желание продолжать традиции, вырвать ребенка из государственной системы, воздействовать на отношения с членами семьи, решение материальных проблем), сферами семейной и общественной жизни, шкалами экзистенции (свобода, ответственность, самотрансценденция, экзистенциальность), терминальными ценностями (духовное удовлетворение, саморазвитие, материальное положение, собственный престиж, достижения, сохранение индивидуальности) и осмысленностью жизни.
  2. Ведущими психологическими особенностями ценностно-смысловой сферы кандидатов в замещающие родители выступают такие базовые ценности, как сфера семьи и общественная сфера, профессиональная жизнь, материальный достаток, духовное удовлетворение и собственный престиж, самостоятельность и независимость в выборе, свобода и ответственность, высокий уровень осмысленности жизни, самотрансценденция.
  3. Результаты проведенного исследования говорят в пользу того, что особую значимость сегодня представляет перспектива создания типологии кандидатов в замещающие родители в рамках разработки системы психологического сопровождения на всех этапах принятия ребенка в семью.

Литература:

  1. Кривцова С. В., Лэнгле А., Орглер К. Шкала экзистенции (Existenzskala) А. Лэнгле и К. Орглер//Экзистенциальный анализ. Бюллетень, 2009. — № 1. — С. 141–170
  2. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. — М.: Смысл, 2000. — 18 с.
  3. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. — Самара: БАХРАХ-М, 2001. — 672 с.
  4. Тащёва А. И., Нагоева Р. А. Психологические особенности феномена замещающего родительства //Северо-Кавказский психологический вестник, 2011. — № 9/3. — С.39–42.
  5. Тест-опросник «Мотивация выбора приемного ребенка» (В. В. Савченко, Г. Н. Соломатина) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://centrnashideti.gov35.ru/upload/docs/nn/docs/shpr/Test_Motivatsia_vybora_priemnogo_rebenka__V_V_Savchenko_G_N_Solomatina.pdf

6. Трофимова Е. В., Хохлова О. Н. Успешное замещающее родительство: книга для приемных родителей. — Уфа: БГПУ им. М. Акмуллы, 2015. — 200 с.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная система, ребенок, родитель, желание, ответственность, приемный родитель, ценностно-смысловая сфера, приемный ребенок, прямая корреляция, семейная жизнь.


Похожие статьи

Психологическое благополучие педагогов как предмет психологических исследований

В статье проанализированы исследования, направленные на изучение различных аспектов психологического благополучия личности. Определенны личностные детерминанты психологического благополучия педагогов.

Социально-психологические характеристики кандидатов в замещающие родители

В данной статье описывается актуальность и проблематика выбранной темы исследования, формулируется методологический аппарат, приводятся определения основных категорий по теме исследования, а также описывается планируемое эмпирическое исследование.

Психологический климат в семье как фактор формирования полоролевой идентификации ребенка дошкольного и младшего школьного возрастов

В статье исследуется проблема влияния взаимоотношений родителей на психологическое состояние ребенка и на его дальнейшее развитие. Рассматриваются вопросы формирования полоролеой идентификации детей на основе создания в семье благоприятного эмоционал...

Психологическое исследование взаимосвязи учебных мотивов и направленности личности студентов-психологов

В данной статье исследуются мотивы учебной деятельности студентов-психологов во взаимосвязи с личными особенностями.

Психологические особенности взаимосвязи гендера и ценностных ориентаций личности

Статья посвящена психологическим особенностям взаимосвязи гендера и ценностных ориентаций личности. Целью работы является выявить и описать гендерно-возрастные особенности ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте во время обучения в вузе.

Психолого-педагогические условия формирования толерантности подростков

В статье рассматриваются факторы формирования толерантности подростков в условиях современной школы, раскрываются психолого-педагогические условия формирования толерантности подростков, а также возможности их реализации в процессе обучения.

Формирование ценностно-смысловых ориентаций учащихся девятых классов

Статья посвящена проблеме формирования ценностно-смысловых ориентаций учащихся девятых классов. Приведены результаты исследования и формирующего эксперимента ценностно-смысловых ориентаций учащихся девятых классов.

Семейное воспитание и обучение как фактор общественного воздействия на мотивационно-учебную деятельность младших школьников

В данной статье рассматриваются факторы, воздействующие на положительные и негативные стороны формирования мотивационной деятельности.

Взаимосвязи социально-психологических, социально-демографических и личностных характеристик беременных женщин

В данной статье рассматривается проблематика выбора вида подготовки к родам беременной женщиной и социально-психологических аспектов беременности. Автором выбраны методики: Тест отношений беременной Добрякова И. В., предназначен для определения типа ...

Гендерная компетентность педагога как одно из основных условий воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

В статье представлен анализ гендерной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций. Гендерная теория открывает новые возможности для познания и необходима для более глубокого и многогранного понимания процесса формирования гендерно...

Похожие статьи

Психологическое благополучие педагогов как предмет психологических исследований

В статье проанализированы исследования, направленные на изучение различных аспектов психологического благополучия личности. Определенны личностные детерминанты психологического благополучия педагогов.

Социально-психологические характеристики кандидатов в замещающие родители

В данной статье описывается актуальность и проблематика выбранной темы исследования, формулируется методологический аппарат, приводятся определения основных категорий по теме исследования, а также описывается планируемое эмпирическое исследование.

Психологический климат в семье как фактор формирования полоролевой идентификации ребенка дошкольного и младшего школьного возрастов

В статье исследуется проблема влияния взаимоотношений родителей на психологическое состояние ребенка и на его дальнейшее развитие. Рассматриваются вопросы формирования полоролеой идентификации детей на основе создания в семье благоприятного эмоционал...

Психологическое исследование взаимосвязи учебных мотивов и направленности личности студентов-психологов

В данной статье исследуются мотивы учебной деятельности студентов-психологов во взаимосвязи с личными особенностями.

Психологические особенности взаимосвязи гендера и ценностных ориентаций личности

Статья посвящена психологическим особенностям взаимосвязи гендера и ценностных ориентаций личности. Целью работы является выявить и описать гендерно-возрастные особенности ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте во время обучения в вузе.

Психолого-педагогические условия формирования толерантности подростков

В статье рассматриваются факторы формирования толерантности подростков в условиях современной школы, раскрываются психолого-педагогические условия формирования толерантности подростков, а также возможности их реализации в процессе обучения.

Формирование ценностно-смысловых ориентаций учащихся девятых классов

Статья посвящена проблеме формирования ценностно-смысловых ориентаций учащихся девятых классов. Приведены результаты исследования и формирующего эксперимента ценностно-смысловых ориентаций учащихся девятых классов.

Семейное воспитание и обучение как фактор общественного воздействия на мотивационно-учебную деятельность младших школьников

В данной статье рассматриваются факторы, воздействующие на положительные и негативные стороны формирования мотивационной деятельности.

Взаимосвязи социально-психологических, социально-демографических и личностных характеристик беременных женщин

В данной статье рассматривается проблематика выбора вида подготовки к родам беременной женщиной и социально-психологических аспектов беременности. Автором выбраны методики: Тест отношений беременной Добрякова И. В., предназначен для определения типа ...

Гендерная компетентность педагога как одно из основных условий воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

В статье представлен анализ гендерной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций. Гендерная теория открывает новые возможности для познания и необходима для более глубокого и многогранного понимания процесса формирования гендерно...

Задать вопрос