В статье рассматривается актуальная практика наставничества в системе «учитель-наставник — молодой педагог», приводится пример программы наставничества, а также карта индивидуального образовательного маршрута.
Ключевые слова: наставничество, «горизонтальное обучение», программа наставничества
Современное развитие российского образования, которое отражено в национальном проекте «Образование», «направлено на гармоничность и системность в преобразовании социокультурной и образовательной сферы» [2]. Достижение ключевых целей позволит обеспечить современному выпускнику стать конкурентоспособной и гармонически развитой личностью, которая на основе развитых компетенций, предусмотренных современным Федеральным Государственным Стандартом последнего поколения.
Для того чтобы наиболее успешно реализовать поставленные перед образованием задачи необходимо применять различные методики и современные практики образования. Одной из таких методик является применение в современной школе методологии наставничества. Президент РФ В. В. Путин неоднократно подчеркивал, что «Нужно развивать движение наставничества. Знание — важнейшее конкурентное преимущество и ключ к прорыву в качестве жизни».
В настоящее время наставничество — это наиболее значимый элемент современной России. Все основные практики наставничества описывают не только рабочие отношения в педагогических коллективах, но и другие взаимосвязи, где в цепочке взаимодействий определяется учитель и ученик, либо линейная связь в системе «ученик — ученик», причем в данном случае наставник и наставляемый могут быть взаимозаменяемыми.
Описывая модель «учитель-учитель», основываются на взаимодействии опытного педагога и молодого специалиста, где первый — это учитель-наставник, а второй — наставляемый, молодой специалист. В таком взаимодействии более опытные педагоги помогают, за достаточно короткий промежуток времени, сформировать у своих молодых коллег компетенции, которые позволят молодому специалисту стать квалифицированным педагогом.
В настоящее время наставничество — это не только процесс передачи знаний, умений, навыков и передового опыта, это технология доверия, где педагог-наставник и молодой специалист общаются не только по вопросам профессионального становления учителя, но и обратно заменяются при решении вопросов внеурочной деятельности.
Вследствие этого меняются и сами модели наставничества: расширяется возможный состав участников наставнических отношений, сферы применения наставничества, сам процесс взаимодействия и круг решаемых с его помощью проблем.
Все формы наставнических пар, а иногда и нескольких молодых специалистов под началом опытного педагога, решают определенные задачи и проблемы через эффективную организацию парной или групповой работы по формированию определенных метакомпетенций.
Целевой ориентир наставляемого за короткий промежуток времени стать профессионалом высокого класса, позиция ведущего педагога-наставника — создать такие благоприятные условия для творческого взаимодействия в паре (или группе), чтобы не только довести наставляемого до определенного уровня профессионального мастерства, но и самому приобрести какие-то умения или самому совершенствоваться.
Все формы наставничества зависят от ролевой ситуации, в которой находятся участники взаимодействия, современная наука выделяет пять вариаций программ наставничества в зависимости от условий реализации: «ученик — ученик», «учитель — учитель», «студент — ученик», «работодатель — ученик», «работодатель — студент».
В условиях развития педагогических компетенций интересна связка «»учитель-наставник-учитель — молодой специалист».
У каждого молодого специалиста, пришедшего в современную школу, возникают проблемы личностного развития и профессионального становления, поэтому ему необходима квалифицированная помощь опытного педагога. При этом наставничество будет не только процессом передачи знаний, которые молодой специалист получил в достаточном количестве в специализированных учебных заведениях, но и помощь в развитии его профессиональных компетенций и формирование личностных качеств, которые необходимы в профессии для воспитания подрастающего поколения.
По мнению Савенковой Г. В. «чрезвычайно важным в наставничестве является то, что характер отношений должен быть двусторонним: с одной стороны — мотивация наставника осуществлять свою деятельность на добровольной основе, осознание важности и ценности данного процесса. Молодой педагог, в свою очередь, должен быть не только реципиентом, но и активным участником деятельности, который способен привносить в нее новые идеи и нестандартные решения» [4].
В этом взаимодействии молодой педагог не только сможет самостоятельно самосовершенствоваться и самореализовываться в выбранной профессии, у него начнет формироваться мотивация к этим действиям, чему помогает система «горизонтального обучения», при котором молодые педагоги являются деятельными участниками процесса.
Определяя основные показатели национального проекта «Образование» с позиции наставничества нельзя не отметить основной постулат федерального проекта «Учитель будущего» о том, что «горизонтальное обучение» педагогических работников — система P2P (англ. peer-to-peer — «равный равному»), обучение внутри профессиональных сообществ педагогов и руководителей образовательных организаций является одним из основных направлений взаимодействия в профессиональном сообществе педагогов.
В нем сочетаются общепринятые принципы открытости образовательных организаций, активной позиции инновационной конкурентоспособной среды образовательной организации, всеобщая цифровизация образования, уникальные особенности организационной структуры (степени взаимодействия администрации и персонала школы).
Основной целью наставничества во взаимодействии «педагог-наставник — молодой специалист» определены в нацпроекте «Образование», где говорится об успешном закреплении на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышении его профессионального потенциала и уровня, а также «создание комфортной профессиональной среды внутри учебного заведения, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне» [2].
Работа с молодыми специалистами в нашей школе является одной из важных составляющих методической работы.
В 2023 г. в МОУ «Ближнеигуменская СОШ» без педагогического опыта пришел молодой педагог на должность учителя начальных классов. В современных условиях развития школы времени на адаптацию и профессиональное самосовершенствование практически нет, поэтому, чтобы ускорить процесс овладения педагогическим мастерством и функциональными обязанностями педагога предлагается выбор педагога-наставника, который поможет не только в приобретении профессиональных компетенций при работе с обучающимися, их родителями и взаимодействии с членами педагогического коллектива, но и поможет с оформлением отчетной документации, разработкой рабочих программ по предмету, календарно-тематического планирования, ведением электронного журнала в ИСОУ «Виртуальная школа». В процессе создания пары «учитель — наставник — учитель — молодой педагог» принимается во внимание множество факторов: это и взаимное расположение учителей, восприятие друг друга, желание работать вместе и достигать высоких профессиональных результатов. После формирования оптимальной связки «учитель — наставник — учитель — молодой педагог» составляется Персонализированная Программа наставничества на текущий учебный год [3].
Результатом эффективного взаимодействия становиться реализация Программы наставничества, которая, при необходимости, может корректироваться на любом этапе ее реализации.
Целью Программы является ускорение процесса адаптации молодого специалиста к условиям работы школы, получение им профессиональных компетенций.
Основными задачами Программы наставничества становятся: определение профессиональных затруднений молодого педагога, построение индивидуального маршрута развития педагогических компетенций, адаптация молодого специалиста не только в учительском, но и в ученическом коллективе, а также повышение его авторитета среди родительской общественности.
Любая образовательная программа, в том числе и программа наставничества, определяет содержание деятельности, к которому относятся те проблемные точки, для которых была необходимость разработки данной программы. Традиционно, основными элементами содержания являются устранение возникших трудностей молодого педагога, взаимопосещение уроков, причем большую часть «открытых» уроков демонстрирует учитель-наставник, с целью предотвращения возможных трудностей наставляемого. При таком подходе, ненавязчиво вникая в педагогический процесс, молодой педагог наиболее эффективно вливается в образовательный процесс, у него не возникает проблем при планировании собственных уроков, их проведения и методического анализа. Учитель -молодой специалист на практике обучается наиболее эффективным приемам и методам работы на всех этапах урока и во внеурочной деятельности.
Финальной точкой реализации программы наставничества становится проведение мониторинга и рефлексии совместной деятельности и, как итог, оценивается степень эффективности взаимодействия в паре «учитель-наставник — учитель — молодой специалист». Окончательное решение по работе данной пары принимает педагог-методист совместно с администрацией школы: если возникает необходимость, то работа пары продолжается; если участники пары не нашли общего языка и взгляды на процесс образования не совпали, то участники пары заменяются; если пара сработала эффективно, то опыт работы транслируется на педагогических и методических советах школы и региона.
При составлении любой образовательной программы определяют ожидаемые результаты, то есть те контрольные точки, которые показывают то, что хочется получить «на выходе». В нашем случае ожидаемыми результатами стали: повышение профессиональной компетенции молодого педагога, результативность преподавания, умелое использование педагогических техник и приемов для организации учебно-воспитательного процесса, желание самосовершенствоваться, транслировать свой опыт и принимать участие в конкурсах профессионального мастерства.
Но, чтобы добиться этих показателей необходимо было определить проблемные места, которые необходимо было устранить в достаточно сжатый срок в системе взаимодействия «учитель — наставник — учитель — молодой специалист». Выяснилось, что, не смотря на объемную теоретическую подготовку в стенах образовательных учреждений профессионального образования, молодой специалист в достаточной мере не владеет практическими навыками работы: сложности в применении приемов и методов педагогической деятельности, отсутствуют практические навыки работы с нормативной документацией, не сформированы приемы самоанализа и построения траектории развития. Кроме того, молодому специалисту достаточно сложно адаптироваться к быстро меняющимся условиям работы современной школы.
В сентябре 2024 года, в паре «учитель — наставник — учитель — молодой педагог» был проведен интенсив по устранению выявленных проблем, где особое внимание уделялось принципам составления Рабочей программы и технологической карты урока в соответствии с требованиями обновленного ФГОС. В ходе интенсива педагоги определили, что образовательный продукт — это процесс активного взаимодействия учителя и ученика, образовательные технологии и методики должны применяться на уроке осознанно и дозировано, все формы работы с обучающимися, в том числе и отбор учебного материала должны носить образовательную направленность и подчиняться требованиям, определенным обновленным ФГОС.
По результатам интенсива для молодого педагога методистом школы был составлен индивидуальный образовательный маршрут с включением в него всех выявленных проблемных вопросов от изучения обновленного ФГОС до определения темы по самообразованию и эффективной работы над ней.
В результате, уже по итогам первого полугодия, можно было сделать вывод о правильности выбора педагога- наставника и эффективности работы пары. Молодой педагог достиг значительных результатов, определенных в Программе работы и Индивидуальном образовательном маршруте. Учитель перестал испытывать дискомфорт в процессе работы как с обучающимися в процессе учебно-воспитательного процесса в урочной и внеурочной деятельности, так и при взаимодействии с родителями воспитанников. У молодого учителя появились устойчивые представления о своих профессиональных обязанностях, начал формироваться навык работы по составлению рабочих программ по предмету, календарно-тематического планирования с использованием конструктора рабочих программ, технологических карт урока., появилась практика работы на портале ИСОУ «Виртуальная школа».
Таким образом, результатом правильной организации работы наставников является высокий уровень включенности молодых специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциала. Это оказывает положительное влияние на уровень образовательной подготовки и психологический климат в школе. Учителя — наставляемые получат необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри организации.
Литература:
- Закон «Об образовании РФ»
- Национальный проект «Образование»//https://edu.gov.ru/national-project?ysclid=lws14afds0465671616
- Саакян М. С. Программа наставничества «учитель-ученик» на 2023–2024 учебный год // https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2023/10/31/programma-nastavnichestva-uchitel-uchenik-na-2023
- Савенкова Г. В. Лучшие практики наставничества //https://multiurok.ru/index.php/files/nastavnichestvo-v-shkole-iz-opyta-raboty.html?ysclid=lwxmwscuyx598017999