Анализ эффективности применения модуля коррекции GPS | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №23 (522) июнь 2024 г.

Дата публикации: 06.06.2024

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Анисимов, А. В. Анализ эффективности применения модуля коррекции GPS / А. В. Анисимов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 23 (522). — С. 6-9. — URL: https://moluch.ru/archive/522/115228/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассмотрен алгоритм повышения достоверности определения координат в системе с GPS-приемником. Описан вариант упрощения и произведена формализация задачи, использован алгоритм Калмана для обработки фактических данных.

Ключевые слова: навигация, ошибка измерения, фильтрация Калмана, координата.

С целью проверки эффективности разработанного алгоритма повышения достоверности произведена обработка пакетов данных с GPS -модуля дальномерного канала. В состав модуля входит разработанный модуль. Он позволяют получать комплексированный сигнал с двух спутниковых систем GPS и ГЛОНАСС.

Обработанные показания представлены в виде протокола NMEA. Данный вид протокола является универсальным и используется в большинстве радиоканалов морской навигации. Это основной протокол обмена между GPS -модулем и приемным устройством. Протокол текстовой передачи ASCII.

В конечной строке пакета указана контрольная сумма пакета данных, которые начинаются после знака. Величина контрольной суммы определяется 8ми битным выражением.

По рисункам 1 и 2 видно, что оттитрованный тренд имеет значительно меньше пиков и более гладкий по сравнению с обычным пакетом данных. Это свидетельствует о том, что параметр «сигнал/шум» увеличивается и достоверность повышается.

Для оценки достоверности определим математическое ожидание a, м и среднеквадратическое отклонение , м

(1)

(2)

где – координата на n- ом шаге измерения, м;

n — количество измерений.

При анализе двух графиков, видно, что координата, определенная без разработанного модуля хуже, чем с ним. Это объясняется тем, что объясняется тем, что модуль применяет комплексированию систему оценку параметров GPS /ГЛОНАСС.

Общим недостатком любого дальномерного радиоканала — неустойчивый прием данных по каналу связи: полное отсутствие сигнала или появление значительных задержек при приеме. Например, сложно или практически невозможно определить точные координаты в местах с неустойчивым электромагнитным полем или при наличии искусственного зашумления. Недостатком использования позиционирования только по спутникам является его дециметровый диапазон и с невозможностью обеспечения устойчивого приема на всей траектории движения.

Данные модуля по отношению к истиной координате

Рис. 1. Данные модуля по отношению к истиной координате

Данные без модуля по отношению к истинной координате

Рис. 2. Данные без модуля по отношению к истинной координате

Еще одним фактором, который резко ухудшает низкие орбиты спутников. Начиная с 55 серьезно падает уровень сигнала от спутника. Спутники системы GPS находятся на низких орбитах, это сделано для снижения точности навигации гражданских объектов и невозможности использовании их сигнала для точной навигации.

Новые системы комплексирования сигналов GPS /ГЛОНАСС позволяют повысить точность определения координат за счет использования сигнала с отечественных спутников.

Дальномерный канал радиопередатчика с применением GPS -модуля для определения координат позволяет получать точность непрерывного определения координаты на уровне 2–4 метров при использовании дополнительного сигнала с 10 спутников. Погрешность системы позиционирования ГЛОНАС составляет 6–8 метров при использовании 10 спутников. Погрешность определения координаты классическим способом, без использования GPS -модуля составляет порядка 15–30 метров со значительными задержками в линии.

При таком построении канал радиосвязи необходим устойчивый сигнал от GPS -модуля, поэтому данный вид передатчиков резервируют. В таком случае происходит увеличение достоверности определения координат по средствам разработанного алгоритма. Суммарная погрешность определения координаты не превышает 1,5–2 метров.

Экспериментальная оценка помехозащищенности GPS -канала дальномерной системы осуществляется с применением фазоманипулированные импульсов.

В нашем случае для оценки используем сигнал одной частоты, значение которой близко к несущей. Такое сочетание несущей и помехи позволят получить эффект биения в измерительном тракте. В таком случае меняется картина общего сигнала, что делает невозможным прием сигнала.

В результате между несущей сигнала и помехой возникают биения, что приводит к искажениям суммарного сигнала, делающего невозможным его прием коррелятором.

График фазоманипулированного сигнала (рисунок 3) — это синусоида с разверткой по времени. Она меняет свою фазу на противоположную в определенные (заданные) моменты времени.

Фазоманипулированный сигнал

Рис. 3. Фазоманипулированный сигнал

Суперпозиция помехи и основного сигнала показана на рисунке 4.

Помеха и несущий сигнал

Рис. 4. Помеха и несущий сигнал

В таком случае происходит искажение несущей В — данная помеха является наиболее неблагоприятной. Математически ее можно описать следующим выражением

В=A sin wt + A sin( w + Dw ) t = 2 A cos( Dw /2) t сos( w + Dw /2) t, (3)

где w — частота несущего сигнала, Гц;

Dw — частота помехи (частота расстроенного несущего сигнала), Гц.

Полоса пропускания по входу приемника из теории передачи сигнала не должна быть меньше величины обратной времени посыла минимального пакета данных основного сигнала (t). Чем шире полоса входного устройства, тем выше точность системы позиционирования. Если в полосу пропускания входит помеха, то между ней и несущим сигналом возникает явление биения частот между несущей и частотой помехи. В результате такой суперпозиции возникает новый сигнал со значительными искажениями, на выходе приемника информационная составляющая пакета будет значительно снижена.

Рассмотрим методику проведения эксперимента.

В качестве объекта использовался летательный аппарат с установленным GPS -модулем. Приемная антенна установлена на высоте 20 м над поверхностью. Для создания описанной выше помехи использован ВЧ-генератор Г4–85. Дальность замера сигнала была небольшой — порядка 2500 м. Для индикации использовалась IBM PC со служебным приложением.

Результаты эксперимента:

— при мощности генератора 0,001 Вт и -12дБ в интервале частот 1570–1580 МГц дальномерный радиоканал не переходит в режим измерения координаты по GPS -модулю, т. к. не может определить спутники (рисунок 5);

Количество видимых спутников при различной частоте помехи

Рис. 5. Количество видимых спутников при различной частоте помехи

— при аналогичном замере траектории без воздействия помехи дальномерный радиоканал работал по сигналу от 5 спутников (рисунок 6);

Количество спутников при различном уровне мощности помехи

Рис. 6. Количество спутников при различном уровне мощности помехи

— при конфигурации источника помехи на интервал -1576 МГц наблюдалась неустойчивая работа дальномерного канала в режиме GPS, из-за неустойчивого приемного сигнала о спутниках;

— изменение положения источника помехи в область отрицательных углов обзора не влияет на качество работы канала.

Литература:

  1. Першин Д. Ю. Определение высокой точности для одночастотных приемников спутниковой навигации с использованием инерциальных датчиков [текст]/ Д. Ю. Першин, — Санкт-петербугр: Институт систем информатики СО РАН, 2014. — 417 с.
  2. Щербаков А. С. Определение местоположения высокой точности для одночастотных приёмников ГЛОНАСС/GPS [текст]/ А. С. Шербак — Новосибирск: Новосибирский государственный университет, МНСК-2009. -154 с.
  3. Ивлев Д. В. Теория построения дальномерных каналов радиосвязи [текст]/ Д. В. Ивлев — Москва: Московский авиационный институт — 2012. -325 с.
Основные термины (генерируются автоматически): GPS, координата, дальномерный радиоканал, модуль, несущий сигнал, сигнал, спутник, ASCII, дальномерный канал, основной сигнал.


Ключевые слова

навигация, координата, ошибка измерения, фильтрация Калмана

Похожие статьи

Анализ программного обеспечения вычисления астрономического азимута

В статье автором проанализировано программное обеспечение вычисления азимутов и произведено их сравнение. В качестве критериев для сравнения использовались точность полученного результат, вычислительная сложность алгоритма, многозадачность, количеств...

Разработка математической модели управления посадкой мультикоптера

В настоящее время разработка методов и алгоритмов ручного и автоматического управления БПЛА является интенсивно развивающимся направлением научных исследований в военной, гражданской и космической области. При использовании мультикоптеров одна из сам...

Повышение производительности автогрейдера путем установки на него системы позиционирования

В данной статье рассматривается вопрос повышения производительности обработки грунтовых оснований при применении систем позиционирования на автогрейдере. Автором произведен обзор системы позиционирования, а также произведены расчеты, позволяющие оцен...

Системный подход при разработке систем отображения информации радиолокационной станции

В статье рассмотрены вопросы построения системы отображения информации и доведения актуальной информации до оператора на примере СОИ РЛС для принятия решения в условиях современной информатизации и увеличения объёма отображаемой информации. Определяю...

Применение нечеткой логики и методов визуализации графических решений при анализе показателей финансового рынка

В данной статье проведен анализ мультипликаторов финансового рынка, на основании чего была представлена система вывода, которая базируется на нечеткой логике. Также были реализованы методы визуализации импликаций.

Программная реализация метода оценки погрешностей результатов картирования в рамках сплайн-аппроксимационного подхода

В настоящей работе рассматриваются ключевые особенности и достоинства сплайн-аппроксимационного подхода к построению карт, описывается способ оценки влияния погрешностей в исходных данных на результаты картопостроения. Приводятся результаты вычислите...

Алгоритм обновления биометрического шаблона с применением нейронной сети

Биометрическое распознавание человека является очень актуальной темой в современном мире. Существует множество уникальных характеристик человека, по которым можно проводить распознавание. Такими характеристиками, например, являются лицо, радужная обо...

Компьютерное моделирование в реальном времени движения автомобильного колеса в тормозном режиме с применением элементов нечеткой логики

В статье рассматриваются проблемы адекватности моделей динамических процессов в реальном времени на примере моделирования антиблокировочной системы тормозов автомобиля. Производится реализация нечеткого моделирования в задачах автомобильного транспор...

Методы оптимизации дальности полета летательного аппарата

В статье сформулирована задача оптимизации дальности полета летательного аппарата, рассмотрены классы методов оптимизации и выбраны пригодные для решения поставленной задачи. Рассмотрены алгоритмы выбранных методов.

Прогнозирование помеховой обстановки с использованием линейного моделирования

Разработаны предложения по оценке состояния помеховой обстановки на основе прогнозирования с использованием линейной модели.

Похожие статьи

Анализ программного обеспечения вычисления астрономического азимута

В статье автором проанализировано программное обеспечение вычисления азимутов и произведено их сравнение. В качестве критериев для сравнения использовались точность полученного результат, вычислительная сложность алгоритма, многозадачность, количеств...

Разработка математической модели управления посадкой мультикоптера

В настоящее время разработка методов и алгоритмов ручного и автоматического управления БПЛА является интенсивно развивающимся направлением научных исследований в военной, гражданской и космической области. При использовании мультикоптеров одна из сам...

Повышение производительности автогрейдера путем установки на него системы позиционирования

В данной статье рассматривается вопрос повышения производительности обработки грунтовых оснований при применении систем позиционирования на автогрейдере. Автором произведен обзор системы позиционирования, а также произведены расчеты, позволяющие оцен...

Системный подход при разработке систем отображения информации радиолокационной станции

В статье рассмотрены вопросы построения системы отображения информации и доведения актуальной информации до оператора на примере СОИ РЛС для принятия решения в условиях современной информатизации и увеличения объёма отображаемой информации. Определяю...

Применение нечеткой логики и методов визуализации графических решений при анализе показателей финансового рынка

В данной статье проведен анализ мультипликаторов финансового рынка, на основании чего была представлена система вывода, которая базируется на нечеткой логике. Также были реализованы методы визуализации импликаций.

Программная реализация метода оценки погрешностей результатов картирования в рамках сплайн-аппроксимационного подхода

В настоящей работе рассматриваются ключевые особенности и достоинства сплайн-аппроксимационного подхода к построению карт, описывается способ оценки влияния погрешностей в исходных данных на результаты картопостроения. Приводятся результаты вычислите...

Алгоритм обновления биометрического шаблона с применением нейронной сети

Биометрическое распознавание человека является очень актуальной темой в современном мире. Существует множество уникальных характеристик человека, по которым можно проводить распознавание. Такими характеристиками, например, являются лицо, радужная обо...

Компьютерное моделирование в реальном времени движения автомобильного колеса в тормозном режиме с применением элементов нечеткой логики

В статье рассматриваются проблемы адекватности моделей динамических процессов в реальном времени на примере моделирования антиблокировочной системы тормозов автомобиля. Производится реализация нечеткого моделирования в задачах автомобильного транспор...

Методы оптимизации дальности полета летательного аппарата

В статье сформулирована задача оптимизации дальности полета летательного аппарата, рассмотрены классы методов оптимизации и выбраны пригодные для решения поставленной задачи. Рассмотрены алгоритмы выбранных методов.

Прогнозирование помеховой обстановки с использованием линейного моделирования

Разработаны предложения по оценке состояния помеховой обстановки на основе прогнозирования с использованием линейной модели.

Задать вопрос