Введение. Безопасность перевозок грузов является главным приоритетом в России. Особое внимание следует уделить такой важной части ходовых частей вагона, как рессорный комплект, а именно двухрядные пружины. В данной статье также будет исследовано устройство пружин, которые входят в рессорное оборудование, а конкретно изменение их высот для улучшения безопасности работы вагонов с различными грузами.
В данной статье были использованы научные приемы и методы такие как — анализ и сравнения. Для написания статьи использованы следующие источники данных: учебное пособие за авторством Котуранова В. Н. и Козлова М. П. Технологическая последовательность экспертных оценок рабочих качеств универсального грузового вагона.
Для упруго-фрикционной связи, которая имеет место в тележках, коэффициенты вертикальной и горизонтальной динамики определяются по формулам:
где f Д — амплитуда вертикальных колебаний кузова, м;
f СТ — статический прогиб рессор тележки, м;
φ — коэффициент относительного трения, φ = 0,08±0,1;

Суммарная вертикальная жесткость рессорного подвешивания вычисляется по формуле:
где


Количество пружин, которые устанавливаются под вагоном, можно определить из условия сохранения постоянной величины статического прогиба рессорного комплекта под груженым вагоном
Зная эти исходные данные, определим потребное количество двухрядных пружин:
Следует отметить, что невозможно формирование рессорных комплектов с различным количеством пружин в них. Значит нужно скорректировать число пружин под вагоном кратно количеству рессорных комплектов.
Так как рассматриваемый вагон имеет две тележки, каждая из которых включает в себя два рессорных комплекта, то количество пружин должно быть кратно четырем. Определим число пружин в одном рессорном комплекте:
Тогда
Суммарная вертикальная жесткость рессорного комплекта, по формуле (4.3) будет равна:
а cкорректированный статический прогиб рессор под вагоном можно будет определить, как:
Суммарная горизонтальная жесткость рессорного подвешивания тележки определяется с помощью выражения:
где
Амплитудa вертикальных колебаний подпрыгивания кузова, для случая условного приведения сухого трения к вязкому, определяется формулой:
где


где

Показатель демпфирования вычисляется по формуле:
где

Тогда по формуле (8) значение показателя демпфирования для груженого вагона будет равным:
Имея необходимые данные, определяют значения амплитуды вертикальных колебаний кузова груженого вагона по формуле (5):
Пружина под статической нагрузкой прогнулась на:
Величина статического прогиба
Величина динамического прогиба
Итоговая разность 0,0208–0.0148 = 0,006 м
При разности пружин в рессорном комплекте 6 мм, если вагон порожний, то одна или несколько пружин будут обезгружены в процессе колебаний. Так как они будут обезгружены, то есть в свободном состоянии, пружины удерживают бурты, расположенные на нижней обвязке боковой рамы и в нижней части надрессорной балки.
Высота бурта у тележек мод. 18
Высота бурта у тележек мод. 18
Соответственно, для потери пружин из рессорного комплекта, разность высот этих пружин, формирующих комплект, должна составить 15+6 мм или 19+6 мм (в зависимости от варианта конструкции ходовых частей).
Вывод: превышение допустимой разницы высот пружин (5 мм) не приведет к потере их при колебаниях в соответствии с нормальными режимами движения.
Литература:
- Котуранов В. Н., Козлов М П. Технологическая последовательность экспертных оценок рабочих качеств универсального грузового вагона: Учебное пособие. — М.: МИИТ, 2013.- 147 с
- Нормы для расчета и проектирования вагонов железных дорог МПС колеи 1520 (несамоходных). — М.: ГосНИИВ — ВНИИЖТ, 1996, 317 с.