Важным этапом в истории развития железнодорожного транспорта является не только грузовые и пассажирские поезда, но и поезда оборонного значения. Огромный опыт применения подвижных бронированных железнодорожных составов был накоплен Красной Армией как во время гражданской, так и Великой отечественной войнах. В полосах железных дорог бронепоезда применялись для ведения рискованных боевых действий, для огневой поддержки войск, а также во всех сферах военной деятельности, включая эвакуацию раненых, доставку важных грузов, таких как военная техника, оружия и гуманитарная помощь. Бронепоезда отличались от обычных быстротой движения, маневренностью, мощной броней, силой огня. При этом также широко использовалось такое качество бронепоезда как тяговая сила. Она позволяла транспортировать от пятнадцати до двадцати вагонов с особо важными грузом. В составе броневых сил Красной Армии в начале 1920 года находилось 103 бронепоезда. В годы гражданской войны главное артиллерийской управление рассматривало бронепоезда лишь как артиллерию на железнодорожных платформах. Передача бронепоездов в данное ведомство в конце 1923 года по окончании войны привело к их разному сокращению. К началу Великой Отечественной войны большая часть бронепоездов была изготовлена на Брянском оборонном заводе. Главные составляющие бронепоезда — это боевая часть и база. В состав боевой части входил бронепаровоз, бронеплощадки и контрольные платформы. Число бронеплощадок — до двух, а контрольных платформ от двух до четырех. Контрольные платформы присоединялись к бронепоезду спереди и сзади. Они предназначались для транспортировки деталей, когда был необходим ремонт железнодорожного полотна, включающего в себя шпалы, рельсы и т. д., а также для защиты минных заграждений. Боевая часть нужна была для боевых действий, а база предназначалась для перевозки личного составе поезда, боеприпасов, военного имущества и часто как медсанчасть.
Анализ и сравнения — научные приемы и метод, использованные в данной статье. Она написана на основе исторической литературы, содержащей следующие источники данных: https://topwar.ru, https://www.techinsider.ru, https://stalin-line.by, https://fishki.net.
Рис. 1.
Источник: https://www.techinsider.ru
База следовала за боевой частью, стараясь во время боя находиться вне досягаемости огня артиллерии противника. Благодаря базе бронепоезд был достаточно автономен в действиях. Ее состав включал в себя вагон для руководящего состава, вагон клуба, кухни и остальных вагонов для размещения личного состава бронепоезда.
Бронеплощадками назывались бронированные вагоны с отвесными бортами. Борта были прямыми, с высокими клепаными прямыми башнями. В башнях устанавливали короткоствольные пушки 76,2 мм. На каждой бронеплощадке стояли две пушки и четыре станковых пулемета.
Бронепоезда делились на тяжелые и легкие. Тяжелые бронепоезда были вооружены 107 мм пушками и имели дальность до 15 км. Легких бронепоездов было гораздо больше, чем тяжелых. Они были вооружены 76,2 мм пушками. Защита жизненно важных узлов от бронебойных зарядов с калибром 75 мм обеспечивалось бронированием до 100 мм.
Максимальная скорость бронепоезда была 45 км ч. Он мог проехать до 120 км заправляясь водой и топливом только один раз. В бронепоездах использовались такие виды топлива, как уголь, дрова или мазут. Боевая часть бронепоезда весила 400 500 г.
Состав экипажа боевой части включал в себя:
1) Штаб
2) Взвод обеспечения
3) 2 взвода броневагонов с башенными орудиями и расчетами станковых бортовых пулеметов
4) Взвод зенитных орудий и пулеметов
5) Взвод движения и тяги бронепоезда
6) Взвод бронеавтомобилей для железной дороги, включающий 2 легких бронеавтомобилей БА–10жд. Они были приспособлены для движения по железнодорожным путем и использовались для ведения разведки на удалении 10 15 км, а также в составе дозора на марше до 3 стрелковых взводов десанта располагались на платформах прикрытия.
К 22 июня 1941 года в состав вооруженных сил Красной Армии входила 53 бронепоезда из которых 19 относились к классу тяжелых, а 34 к классу легких. В составе бронепоездов находилось 53 бронепоезда, более 160 бронеавтомобилей для движения по железной дороге, а также 106 артиллерийских бронеплощадок ПВО. Были также задействованы бронедрезины и моторные броневые вагоны.
Оперативные войска НКВД также использовали бронепоезда для своих действий.
В состав этих бронепоездов входили 25 бронепаровозов, 36 броневых моторных вагонов, 32 артиллерийские бронеплощадки и 7 бронеавтомобилей.
В первые месяцы Великой Отечественной войны развернулось строительство бронепоездов в депо нескольких городов. Этому способствовало успешное их использование на протяжении всех четырех лет военных действий. При этом конструкторы и проектировщики импровизировали в разработке, учитывая наличие броневой стали и технологических возможностей в депо.
Самая удачная конструкция получилось у бронепоезда «Козьма Минин». Его построили в вагонном депо в начале 1942 года в городе Горьком.
Рис. 2.
Источник: https://fishki.net
Боевая часть бронепоезда «Козьма Минин» состояла из:
1) Бронепаровоза
2) 2–х открытых артиллерийских бронеплощадок
3) 2–х открытых бронеплощадок
4) 4–х двухосных контрольных платформ
Пушки (Л–11) 7,62–мм установленные в башнях от танков Т–34, вооружали каждую крытую бронеплощадку. Бронеплощадки имели по четыре 7,62–мм станковых пулемета «Максим» в шаровых опорах в бортах, а также 7,62 мм пулеметы ДТ, спаренные с пушками.
Рис. 3.
Источник: https://stalin-line.by
Артиллерийские открытые площадки по длине разделялись на три отсека–передний, центральный и задняя. В переднем и заднем отсеках устанавливались зенитные 37–мм пушки. Центральный отсек содержал пусковую установку с реактивными снарядами М–8.
Толщина верхней брони крытых бронеплощадок составляла 20–мм, а боковая броня имела толщину 45 мм.
В боевых условиях бронепаровозы защищались броней с толщиной 30–40 мм и применялся только в боевых условиях в качестве тяги. Обычный или как его еще называли «черный» паровоз использовали на маневрах и в поездах.
Командирская рубка соединялась бронированной дверью с будкой машиниста и была оборудована на тендере бронепаровоза. Из рубки с помощью телефонной связи командир бронепоезда управлял действиями на бронеплощадках. В его распоряжении находилась радиостанции дальнего действия РСМ для внешней связи.
Бронепоезда могли обеспечить высокую концентрацию артиллерийского огня благодаря наличию четырех длинноствольных 76,2 мм пушек Ф–32. Они могли вести прицельную стрельбу дальностью до 12 км. Пусковые установки М–8 на бронепоезде успешно поражали технику и живую силу противника.
В 1942 году военные конструкторы разработали бронепоезд БП–43, так называемый бронепоезд образца 1943 года. Во второй половине Великой Отечественной войны он стал самым распространенным типом бронепоездов.
Рис. 4.
Источник: https://www.techinsider.ru
Бронепоезд БП–43 состоял из бронепаровоза ПР–43, который размещался в середине состава, артиллерийских бронеплощадок ПЛ–43 по две бронеплощадки с каждых сторон бронепаровоза, двух бронеплощадок с зенитками ПВО–4 на двух концах бронепоезда, а также двух или четырех контрольных платформ. На них перевозились материалы, предназначавшиеся для ремонта полотна железной дороги. Также в состав бронеплощадок входили приспособленные для передвижения по железнодорожному полотну бронеавтомобиля (1 или 3) БА–20 или БА–64.
Рис. 5.
Источник: https://topwar.ru
Бронепоезда БП–43 получили в свое распоряжение как основные войска Советской Армии, так и войска НКВД. Всего на заводах было изготовлено 20 бронепоездов образца 1943 года.
За годы войны бронепоезда часто использовали в составе дивизионов. Вместе с примыкающей минометно–десантный ротой личный состав дивизиона составлял 335 человек.
Так бронепоезд «Илья Муромец» и «Козьма Минин» входили в состав 31–го отдельного особо Горьковского дивизиона, которому для обеспечения успешной боевой деятельности были переданы черный паровоз С–179, бронеавтомобиля БА–20, бронедрезина БД–39, мотоциклы и автомашины в качестве трех или десяти. Каждое подразделение состояла из одного офицера, старшины, 3–4 сержантов, 20–40 нижних чинов. Также в подразделение входили связисты, санитары, водители, автомеханики, саперы, инженеры, интенданты. Еще в состав бронепоезда входили артиллерийские расчеты и экипажи танков.
Вооружение личного состава состояло из:
1) Винтовка Мосина
2) ППШ–41 (пистолет–пулемет Шпагина)
3) Пистолет ТТ (тульский Токарев)
4) Револьвер Наган
5) Ручной пулемет ДП–27 (Дегтярев пехотный)
6) Ручной пулемет ДТ (Дегтярев танковый)
Рис. 6.
Источник: https://topwar.ru
На протяжении всей Великой Отечественной войны бронепоезда использовались Советской армией в различных сражениях. Они поддерживали стрелковые части, которые действовали в железнодорожной полосе, применялись в районах важных железнодорожных станций для поражения войск противника, защищая войска от вражеской артиллерии и бронетехники. Важная роль в защите станций на железных дорогах от ударов авиации противника принадлежит зенитным бронепоездам. Они были вооружены 12,7 мм зенитными пулеметами ДШК калибром 12,7 мм, установками из 4 стволов пулеметов Максим калибром 7,62 мм и зенитными 25 мм и 37 мм пушками.
Бронепоезда участвовали в военных действиях в Великой Отечественной войне, таких, как оборона Севастополя и оборона Ленинграда. Грамотные решения и действия военного командования во время боев и надежная броня бронепоездов спасли тысячи жизней бойцов Красной Армии.
Литература:
- Бронепоезда в бою 1941–1945. [Электронный ресурс]: http://militarylib.com/ww2/ww2-armored-technics-book/3359-bronepoezda-v-boyu-1941–1945-stalnye-kreposti-krasnoj-armii.html
- Советские бронепоезда в боях Великой Отечественной войны. [Электронный ресурс]: https://stalin-line.by/nashi-proekty/istorii/sovetskie-bronepoezda-v-boyakh-velikoj-otechestvennoj-vojny?ysclid=lu47o5f96w808395043
- Железнодорожная война. [Электронный ресурс]: https://m.fishki.net/2364965-zheleznodorozhnaja-vojna-bronepoezda-velikoj-otechestvennoj-vojny.html?ysclid=lu47qzzi10865349829