В данной статье исследуются социальные регуляторы, их разнообразие и взаимосвязь, а также их развитие в рамках истории человеческого общества. Предметом исследования являются конкретные социальные регуляторы, такие как: мораль, обычаи, традиции, религия, мононормы и право. В данной статье будут представлены формы выражения этих социальных регуляторов и определена их роль в современном обществе.
Ключевые слова: социальные регуляторы, мораль, обычаи, традиции, религия, мононормы, право.
Социальные регуляторы в самом общем виде представляли собой определенные нормы поведения, с помощью которых в разные исторические эпохи в рамках различных общественных групп поддерживался определенный порядок управления группой, а также общежитие ее членов.
Исторически первым социальным регулятором можно назвать мораль [1]. Мораль — изначально наиболее благоприятный для выживания родовой общины вариант адаптивного поведения. По мере развития общества моралью стали называть представление общественной организации о должном поведении в целом, основанное на понятиях о добре, зле и других умозрительных категориях, отражающих характер тех или иных общественных отношений. Впоследствии из морали возникали обычаи — формы повседневного поведения членов социальных групп, основанные на благоприятном поведении для выживания. Нормы морали — самые изменчивые нормы среди всех социальных регуляторов (как в пространстве, так и во времени), так как отражают представления о должном поведении, основываясь на умозрительных субъективно выраженных категориях, которые достаточно трудно контролировать, да и исторически не сложилось какого-то конкретного механизма контроля и санкционирования чисто моральных норм, которые в рамках исторического процесса нашли свое отражение в нормах других регуляторов (что и говорит о первичности морали) в разных формах.
Следующим регулятором в рамках истории стали обычаи (родовые обычаи), которые представляли собой исторически сложившиеся правила поведения людей в обществе, которые передавались из поколения в поколение, в результате чего становились для родовых общин привычными [2]. Обычаи были придуманы для определения наиболее комфортного способа повседневного поведения, с возможностью более мобильного видоизменения под нужды данных обстоятельств (времени, места, в которых существует социальная группа), потому обычаи достаточно динамичны в своем состоянии, так как определяют порядок ведения бытовой жизни, которая зависит во многом от объективных условий — климата, географических и биологических условий (рельеф, почва, сколько водоемов, какие животные вокруг водятся), что также влияет на складывающиеся общ отношения.
Традиции —регуляторы общественного поведения менее подверженные к изменениям общественной организации в силу устойчивости в сознании членов социальной группы, которые уверены в пользе, безусловности выполнения определенных норм во многом из-за их «торжественного» характера, влияния на какие-то важные аспекты, события в жизни людей (как правило — повторяющиеся события — свадьбы, дни рождения, совершеннолетия, посвящения во взрослую жизнь и т. д.). Традиции — нормы, наиболее устойчивые и передающиеся с наименьшими изменениями в течении времени из поколения в поколение, регулирующие какие-то важные события в жизни общины, или каждого из его членов (вступление в брак, наступление совершеннолетия, различные обряды посвящения). Как правило, сопровождались определенными обрядами, знаменующими воплощение в жизнь самой сути традиции, что также может рассматриваться как определенное подспорье для возникновения религии. Традиции более устойчивы во времени, так как не связаны напрямую с объективными условиями, а больше именно с ролью традиционных установок в сознании общества [3].
Религия —это вера в сверхъестественное, сопровождающаяся определенными действиями и формирующая у верующего определенную парадигму мышления — мировоззрение, которое определяется нормами данной религии. Корни возникновения любой религии, любой веры, можно усмотреть в том числе и в возникновении морали (если кто-то усомнится, то есть не доверится сразу советам старших членов племени о том, что лучше с другими делится, он может долго не прожить), и в функционировании обычаев. На данный же момент можно говорить о том, что религия — достаточно эффективный социальный регулятор (сглаживает социальные противоречия, выполняет компенсаторную функцию) именно на каком-то определенном этапе развития общества, так как с развитием общества развивается и наука, совершенствующая знания о мире и человеке, что неизбежно приводит к такому негласному столкновению научной парадигмы мышления и религиозной (религия рассматривается и как средство объясняющее происхождения человека, всего мироздания, тогда она будет выполнять познавательную функцию) — что ведет к снижению роли религии в процессах социального регулирования [4].
Помимо общеизвестных социальных регуляторов существуют так называемые мононормы , которые представляют собой особую форму нормативных установок, включающая элементы морали, обычаев, религии, и зарождающегося права, выступавших в качестве единого регулятора (в силу существования в обществе неразветвленной системы общ отношений). Являются промежуточной стадией между моралью вместе с обычаями и религией и возникновением права, как отдельного социального регулятора, включающего по сути нормативные положения из всех предыдущих социальных регуляторов (только в разном соотношении). Возникают и функционируют, по существу, лишь в обществе с родовой организацией [5].
На данный же момент трудно спорить с тем, что основным социальным регулятором большинства стран и международного сообщества в целом является право —система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженных большей частью в законодательстве и регулирующих общественные отношения. Возникают из мононорм, но в целом охватывают и отражают все социальные регуляторы в какой-то степени. Если следовать потестарной теории, то право возникает вместе с государством и, таким образом, можно сказать, что именно государство и определяет, в какой степени нормы того или иного социального регулятора будут отражены в праве.
Литература:
- Свирид А. С. Мораль и право: Общечеловеческая ценность и универсальный социальный регулятор // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014.
- Теория государства и права: учебное пособие / А. В. Баранов. — Томск: Эль Контент, 2012.
- Соколов А. И. Социально-регулятивная миссия обычаев и традиций // Вестник Чувашского университета. 2008.
- Яблоков И. Н. Понятие и функции религии // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2011.
- Муромцев Г. И. Право и мораль: культурно-исторический аспект. Материалы Международной научной конференции. 2014.