В статье автор анализирует особенности оптимизации расходов на примере баскетбольной коммерческой организации, которая ставит стратегическую цель открытия филиалов по стране. Автор выявил, что организация имеет ряд трудностей в оптимизации расходов, в том числе увеличиваются расходы на аренду спортивных площадок, административно-управленческих расходы, расходы на приобретение спортивного инвентаря из-за рубежа, высокие расходы на маркетинг и продвижение спортивных школ в регионах. Цель данной статьи — определить оптимальные пути, которые позволят снизить ряд основных расходов и осуществить поставленные стратегические цели.
Ключевые слова: расходы, управление расходами, оптимизация финансовой деятельности.
В экономических исследованиях довольно часто фигурирует определение расходов и затрат организации. Анализируя особые различия между данными определениями, можно выделить, что затратами считаются уменьшение определенных активов с условием равносильного прироста других активов, расходы же — это процесс при котором происходит уменьшение экономической выгоды организации. В этом и состоит ключевое различие [5].
Рассмотрим интерпретацию С. А. Николаевой, которая считала, что расходы — это отток экономических выгод в течении отчетного периода. Автор определяла, что расходы для организации влекут за собой уменьшение капитала и отток активов, что на длительном промежутке времени окажет негативное влияние [2].
С. А. Николаева также отмечала, что при изучении расходов как важнейшего компонента развития организации, необходимо определять классификацию, которая повышает изученность объекта. Автор предлагает единую классификацию основных расходов организации по следующим признакам: по принадлежности к отчетному периоду и по повторяемости-регулярности [2].
Отдельно рассмотрим определение расходов с позиции В. Б. Ивашкевича, который считал, что расходы — это издержки, выраженные в натуральной и денежной формах, в процессе предпринимательской деятельности в течении определенного периода времени. В. Б. Ивашкевич подчеркивал, что расходы в большинстве случаев являются совокупностью кредиторской задолженности и платежей. В исследовании автора особое внимание уделяется тому, что он распределяет определения расходов в зависимости от управленческого и финансового учета. В. Б. Ивашкевич при определении расходов, особое внимание уделял тому, что важно учитывать затраты на логистику, на маркетинг, на процесс обучения и совершенствования профессиональных способностей сотрудников, повышая их квалификацию и т. д. [1].
В научно-исследовательской и практической деятельности, Т. В. Федорович определял расходы как затраты по ресурсам или услугам, реализованные в процессе получения дохода. Автор считал, что расходы — это способ формирования основных доходов для организации в течении определенного периода [5].
Определение Т. В. Федоровича является одним из наиболее доступных и понятных с точки зрения организации экономической деятельности, поскольку автор довольно просто описывает, что расходы являются нормой для организации и необходимы для получения доходов.
Расходы по Я. В. Соколову — это возможность использовать ресурсы организации, которые при определении прибыли за конкретный период времени относятся к соответствующим доходам [4].
Рассмотрим более детально, предложенные Я. В. Соколовым виды расходов организации.
- Расходы, но еще не затраты — это расходы, которые будут описаны как будущие траты. Многие организации, которые специализируются на производстве, получают материал, но еще не списан в само производство и не являются расходами отчетного периода.
- Расходы, но еще не поступление средства — это дебиторская задолженность: когда организация реализует услугу, но еще не получила средства за их предоставление. Так, например, тренер провел групповую тренировку, за которую заплатят позже.
- Ценности, которые станут затратами — это незавершенное производство продукции или услуги.
- Ценности, которые станут доходами — это готовая продукция организации.
- Деньги — это центральный раздел баланса, с него начинается и им заканчивается кругооборот капитала [4].
Управление расходами — средство достижения организацией высокого экономического результата. Оно не сводится только к снижению затрат, а распространяется на все элементы управления. В этой связи менеджеры коммерческой организации должны обладать знаниями и умениями в области управления расходами. Сложность структуры и многообразия процессов формирования затрат предполагает классификацию их по ряду признаков. Классификация затрат для целей управления должна создавать предпосылки для определения уровня затрат по объектам управления ими [4].
Именно поэтому в данной статье необходимо рассмотреть основные особенности оптимизации расходов. Прежде чем формировать ряд мероприятий, необходимо сформировать план-факт расходов «БК «Стремление» (табл.1).
Таблица 1
План-факт анализ расходов за 2023 год
Вид расходов |
План (тыс. руб.) |
Факт (тыс. руб.) |
Отклонение |
|
(тыс. руб) |
(%) |
|||
Оплата персонала |
22000 тыс. |
24500 тыс. |
-2500 |
11,3 % |
Аренда спортивных площадок |
20000 тыс. |
22000 тыс. |
-2000 |
10 % |
ТМЦ |
5500 тыс. |
6700 тыс. |
-1200 |
21,8 % |
Коммерческие расходы |
3000 тыс. |
3100 тыс. |
-100 |
3,3 % |
Административно-управленческие расходы |
1300 тыс. |
1340 тыс. |
40 тыс. |
3,07 % |
В рамках данного исследования формируется не только актуальная проблема управления финансовым состоянием компании, но и выстраиванием дальнейших эффективных стратегий, которые будут направлены на оптимизацию бизнес-модели ООО «БК «Стремление».
Оптимизация управления расходами — это один из наиболее значимых процессов, который необходимо анализировать современным управленцам, поскольку бизнес — это прежде всего оптимизация.
Исходя из текущего анализа расходов, можно определить, что их основное повышение заключается в том, что компания не оптимизировала процесс регулирования открытия новых филиалов, которые требуют повышенный расходов на заработную плату новых сотрудников, аренду спортивных площадок для проведения тренировочных занятий и последующих внутрикорпоративных соревнований между обучающимися, увеличение расходов на материально-техническое оснащение, которое характеризуется покупкой и логистикой баскетбольного оснащения для эффективных тренировочных занятий, расходы на логистику тренеров, расходы на организация спортивных массовых и соревновательных мероприятий, расходы на маркетинг.
БК «Стремление» формирует потребность в открытии спортивных филиалов баскетбольной академии. Открытие филиалов требует следующих издержек:
- Поиск помещения и аренда спортивных площадок.
- Увеличение тренерского штата.
- Увеличение административно-управленческих расходов.
- Расходы за приобретение спортивного инвентаря для спортивной деятельности и организации тренировочных занятий с обучающимися разного возраста.
- Использование маркетинга для продвижения услуг компании.
Данные расходы можно оптимизировать и сформировать стратегию так, чтобы расходы стали значительно меньше, что улучшит финансовое положение компании.
Основная стратегическая задача заключается в том, чтобы заниматься эффективным масштабированием. Однако масштабирование и открытие филиалов — это очень длительный и сложный процесс, поэтому она из первых задач, которая стоит перед организацией — это прежде всего детальный анализ экономических условий и маркетинговый анализ потребности потенциальных клиентов в спросе на услуги.
В исследовании было выявлено, что показатели ТМЦ отклоняются в 21,8 %, поэтому необходимо определить, какие расходы можно оптимизировать исходя из материально-технической базы. В ходе анализа за финансовой деятельностью компании определилось, что основной материал, который используются для тренировочного процесса (баскетбольный инвентарь) закупается в Китае у бренда «LI-NING». Расходы на приобретение товара исходя из текущего состояния валютного рынка и логистика обходится очень дорого, поэтому было предложено выстроить взаимодействие с отечественными производителями, которые создают инвентарь, в частности баскетбольные мячи, сетки. Взаимодействие с брендом «Demix» позволит экономить на расходы на логистику, при этом взаимодействовать по текущему курсу рубля, что экономит компании от 15 до 22 %.
Разработка системы мотивации персонала: привлечение сотрудников из головного офиса для оптимизации рабочего процесса также является важным процессом развития и снижения расходов. Оптимизация и повышение стимулирования труда позволит сотрудникам эффективнее выполнять профессиональную деятельность. Необходимо определить конкретные цели и функции сотрудников, которые можно измерить. Выстроить систему индивидуального роста, при котором развитие сотрудника будет зависеть от него, как и заработная плата. Формирование финансовых стимулов как для тренерского коллектива, так и для сотрудников, которые занимаются развитием компании и привлечением клиентов.
Внедрение программ обучения и развития для персонала с использованием внутренних ресурсов — это следующее мероприятия, позволяющее оптимизировать расходы компании. Данные программы будут реализовываться исключительно сотрудниками компании, при этом не нужно будет нанимать специалистов, которые буду оптимизировать процесс управления персоналом, помогать в разработке маркетинговых компаний, когда данные функции можно передать сотрудникам основного корпоративного офиса.
Последнее мероприятие — это аутсорсинг бухгалтерского учета, что снизит издержки компании на расходы персонала. Передача определенных функций на аутсорсинг позволит снизить расходы на конкретных сотрудников, а также создать более комфортные условия для организации управления персоналом.
Данные мероприятия могут оказать положительное влияние на процесс оптимизации основных видов расходов, которые направлены на открытие спортивных филиалов.
Литература:
- Ивашкевич В. Б. Бухгалтерский управленческий учет учебник: для вузов // В. Б. Ивашкевич.- М.: Магистр, 2011. — 576 с.
- Николаева С. А. Доходы и расходы организации. Практика, теория, перспективы. — М.: Аудиторская фирма «ЦБА», издательство «Аналитика-Пресс», 2000. — 234 с.
- Николаева С. А. Методология бухгалтерского учета в России в период перехода к рыночной экономике // Автореф. … д-ра экон. наук. М., 2000. — 321 с.
- Соколов Я. В. Основы теории бухгалтерского учета. М.: Финансы и статистика, 2003. — 496 с.
- Толпегина О. А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности в 2 частях. Часть 1 — М.: Юрайт, 2020. — 365 c.
- Толпегина О. А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности в 2 частях. Часть 2 — М.: Юрайт, 2020. — 251 c.
- Управленческий учет и бюджетирование деятельности физкультурно-спортивных организаций: учебное пособие / Орлова Е. А., Варпаева И. А., Треушников Р. В. — Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2019–38 с.
- Финансовый анализ: учебник и практикум для вузов / И. Ю. Евстафьева [и др.]; под общей редакцией И. Ю. Евстафьевой, В. А. Черненко. Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 337 с.
- Шадрина Г. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности — М.: Юрайт, 2020. — 432 c.