В статье рассмотрены правовые и технические аспекты системы гарантий МАГАТЭ, являющейся проверочным механизмом выполнения обязательств неядерных государствах участниках ДНЯО. Проведён анализ энергетических систем четвёртого поколения с точки зрения применения гарантий МАГАТЭ. Показываются проблемы при осуществлении гарантий Агентством в неядерных государствах-участниках ДНЯО, использующих ядерные энергетические системы IV поколения.
Ключевые слова: МАГАТЭ, ядерные энергетические системы поколения IV, технические и правовые основы гарантий МАГАТЭ, реакторы с шаровой засыпкой, жидкосолевые реакторы, балк-форма.
Введение
В настоящее время активно обсуждаются ядерные энергетические системы четвёртого поколения, которые будут основой для дальнейшего развития атомной энергетики. Их потенциальное использование в неядерных государствах-участниках Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) может быть связана с определёнными трудностями при осуществлении проверочной деятельности МАГАТЭ, в рамках применения её системы гарантий для контроля выполнения государствами-участниками ДНЯО их обязательств с учетом использования ими новых ядерных технологий.
Проверка выполнения неядерными государствами-участниками ДНЯО их обязательств по договору в соответствии со статьёй III.1 договора осуществляет Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) в соответствии с положениями этой статьи и положениями соответствующих соглашений, заключённых этими государствами с Агентством. В технической основе применения гарантий МАГАТЭ лежит учет ядерного материала, дополняемый мерами сохранения и наблюдения, а также анализ всей информации, относящийся к гарантиям.
Система гарантий МАГАТЭ — это комплекс правовых, организационных и технических мер предназначенных для проверки нераспространенческих обязательств государств, заключивших соответствующие соглашения с Агентством.
Опыт, накопленный Агентством в осуществлении проверочной деятельности в рамках применения системы гарантий, позволяет ему эффективно применять гарантии в неядерных государствах-участниках ДНЯО в соответствии с соглашениями о всеобъемлющими гарантиями (СВГ) в связи с ДНЯО. Однако, принимая во внимание, что ядерные энергетические технологии постоянно развиваются, применение гарантий Агентством в неядерных государствах-участниках ДНЯО, использующих такие технологии, может вызвать определённые сложности.
Правовые и технические аспекты проверочной деятельности МАГАТЭ при осуществлении гарантий в связи с ДНЯО
Изначально система гарантий МАГАТЭ была создана в середине 1960-х годов и описана в информационном циркуляре МАГАТЭ INFCIRC/66. Её правовой основой являлся Устав МАГАТЭ и соглашения о гарантиях, заключаемые МАГАТЭ с отдельными странами или группами стран с целью проверки соблюдения этими государствами своих обязательств по соглашению [1].
На начальном этапе развития системы гарантий МАГАТЭ такие соглашения заключались с целью проверки того, чтобы импортируемые страной-получателем ядерные технологии, материалы и оборудование не использовались в военных целях. Это были соглашения о постановке под гарантии МАГАТЭ конкретных объектов (предметов), перечисленных в приложении к соглашению.
В 1970 году Совет управляющих МАГАТЭ учредил Комитет по гарантиям для выработки рекомендаций по содержанию Соглашения о гарантиях, которое должно быть подписано между МАГАТЭ и государствами, не обладающими ядерным оружием (ГНЯО) — участниками ДНЯО. Комитет разработал документ под названием «Структура и содержание соглашений между Агентством и государствами, требуемых в связи с Договором о нераспространении ядерного оружия» (INFCIRC/153), который был одобрен Советом в мае 1971 года и переиздан в качестве INFCIRC/153(Corrected) в июне 1972 года для использования в качестве основы для переговоров по соглашениям о гарантиях в рамках ДНЯО. В научно-технической литературе соглашения, заключенные на основе INFCIRC/153 (Corrected), называются «Соглашениями о всеобъемлющих гарантиях» (СВГ) [2].
В технической основе применения гарантий МАГАТЭ лежит учет ядерного материала, дополняемый мерами сохранения и наблюдения, а также анализ всей относящейся к применению гарантий информации.
Этот обширный комплекс технических мер позволяет Секретариату МАГАТЭ независимо проверять правильность и полноту заявлений, сделанных государствами об их ядерном материале и деятельности с целью достижения максимальной эффективности и действенности в рамках имеющихся ресурсов.
При осуществлении гарантий Агентство стремится к достижению технических целей гарантий. Технические цели гарантий Агентства в государстве зависят от типа соглашений о гарантиях. Так, технической целью процедур гарантий в соглашениях по типу INFCIRC/153 является «своевременное обнаружение переключения значительных количеств ядерного материала с мирной ядерной деятельности на производство ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств или в неизвестных целях и сдерживание такого переключения за счет риска раннего обнаружения ". Для государств, ратифицировавших Дополнительный протокол с МАГАТЭ, технической целью гарантий является не только своевременное обнаружение переключения значительных количеств ядерного материала, но и обнаружение незаявленного ядерного материала и деятельности в государстве. Для государств, заключивших соглашения по типу INFCIRC/66, техническая цель гарантий заключается в обеспечении того, чтобы ядерный материал, неядерный материал, оборудование, установки и информация, указанные и поставленные под гарантии, не использовались для производства ядерного оружия или любой другой военной деятельности. [3]
Сегодня в МАГАТЭ принята концепция применения гарантий на уровне государства (КГУГ), которая представляет собой осуществление гарантий таким образом, чтобы ядерная и связанная с ядерной деятельностью деятельность и потенциал государства рассматривались в целом в рамках соответствующего соглашения о гарантиях.
Проблемные области проверочной деятельности МАГАТЭ при осуществлении гарантий Агентством в неядерных государствах-участниках ДНЯО, использующих ядерные энергетические системы IV поколения
С учетом того, что правовая основа для применения гарантий МАГАТЭ развивалась одновременно с появления новых ядерных технологий ее настоящий уровень соответствует тем вызовам, которые могут предоставить реакторы нового поколения.
Упомянутые соглашения в совокупности с дополнительными протоколами позволят Агентству максимально эффективно осуществлять деятельность в государстве, вне зависимости от уровня развитости его ядерных технологий, а эффективное выполнение этих правовых документов позволяет Агентству делать выводы о мирном использовании ядерного материала и деятельности в государстве.
Использование в будущем быстрых реакторов с установками замыкания ЯТЦ, высокотемпературных газовых реакторов с шаровой засыпкой и реакторов с расплавленным солевым топливом — может создать определённые трудности при проведении на них проверочных мероприятий в рамках осуществления гарантий МАГАТЭ. Эти трудности заключаются для быстрых реакторов в непрозрачности теплоносителя, они же заключается в том, что в отличие от ЛВР, на которых используется поштучный учёт сборок, в жидкосолевых реакторов, а также газовых реакторов с шаровой засыпкой, потребуется использовать методы учёта ядерных материалов в балк-форме [4].
Стоит учесть, что если ЛВР, а также большинству реакторов нового поколения, использующими топливо как учетные единицы, в отношении которых уже имеется накопленный опыт, то установки, имеющие плохо идентифицируемые топливные элементы, ставят перед Агентством новые задачи. Однако МАГАТЭ имеет опыт применения проверочных мероприятий на установках, где материал находится в балк форме, а именно в отношении заводов по производству топлива, который оно может успешно применять и на реакторах нового поколения. А с учетом применения гарантий на уровне государства, проверочная деятельность и технические решения будут сосредотачиваться на хранилищах или заводах по переработке куда будет поступать материал с установок [5].
Тем не менее подобный сценарий применим к быстрым реакторам, а в отношении жидкосолевых или реакторах с шаровой засыпкой, где степень выгорания топлива будет крайне высока экономически наиболее выгодным будет вариант захоронения данного топлива без дальнейшей переработки [6].
Заключение
С момента основания Агентства была сформирована исчерпывающая и хорошо развитая правовая основа для применения гарантий в виде Устава МАГАТЭ и соглашений заключенными между ним и государствами. С учетом того, что правовая основа для применения гарантий МАГАТЭ развивалась одновременно с появления новых ядерных технологий ее настоящий уровень соответствует тем вызовам, которые могут предоставить реакторы нового поколения.
Реакторные системы 4-го поколения в своем большинстве используют методы учета ядерного материала в виде учетных единиц и не представляют каких-либо новых трудностей для проверочной деятельности МАГАТЭ. Однако быстрые реакторы, использующие металл в качестве теплоносителя, могут создать незначительные трудности в силу непрозрачности теплоносителя, что делает невозможным идентификацию топливных сборок в активной зоне.
Основную проблему для проверочной деятельности МАГАТЭ могут вызывать жидкосолевые и высокотемпературные газоохлаждаемого реактора с шаровой засыпкой, где топливные элементы не могут быть однозначно идентифицированы, а значит должны учитываться как материал в балк-форме.
Литература:
- INFCIRC/66/ Rev.2 24 Сентября 1968; система гарантий Агентства (1965 года, расширенная в предварительном порядке в 1966 и в 1968 годах) // Международное агентство по атомной энергии: [сайт]. 2024 [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/3B4mUb (дата обращения: 26.05.2024)
- INFCIRC/153 (Corrected) Апрель 1975; структура и содержание соглашении между агентством и государствами, требуемых в связи с договором о нераспространении ядерного оружия // Международное агентство по атомной энергии: [сайт]. 2024 [Электронный ресурс]. URL: https://www.iaea.org/sites/default/files/infcirc153_rus.pdf (дата обращения: 26.05.2024)
- Legal framework for IAEA safeguards. — Vienna: International Atomic Energy Agency, 2013. // Международное агентство по атомной энергии: [сайт]. 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www-pub.iaea.org/MTCD/Publications/PDF/Pub1608_web.pdf (дата обращения: 25.04.2024)
- GEN IV International, Forum Generation IV Systems, 2023 // The Generation IV International Forum: [сайт]. 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gen-4.org/gif/jcms/c_59461/generation-iv-systems (дата обращения: 18.05.2024)
- IAEA Safeguards: Implementation at Nuclear Fuel Cycle Facilities, 1985 // Международное агентство по атомной энергии: [сайт]. 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www-pub.iaea.org/MTCD/Publications/PDF/IAEA_SG_INF_6_web.pdf (дата обращения: 02.05.2024)
- Office of Nuclear Energy — TRISO Particles: The Most Robust Nuclear Fuel on Earth // ENERGY.GOV. 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.energy.gov/ne/articles/triso-particles-most-robust-nuclear-fuel-earth (дата обращения: 06.05.2024)