В статье рассмотрены особенности уголовно-правовой регламентации преступлений против безопасности движения с обоюдной виной участников дорожно-транспортного происшествия. Исследована уголовная ответственность лиц — участников дорожно-транспортного происшествия. Приведены статистические данные по дорожно-транспортным происшествия. Проанализированы проблемы расследования и квалификации преступлений против безопасности движения.
Ключевые слова: дорожно-транспортные происшествия, нарушение правил дорожного движения, обоюдная вина, лицо, управляющее транспортным средством, особенности расследования преступлений против безопасности движения.
В России по данным регистрационных подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения количество автотранспортных средств с каждым годом увеличивается в среднем на два — два с половиной миллиона экземпляров. В основном это легковые автомобили. По статистическим данным Министерства внутренних дел Российской Федерации, в России на сегодняшний день зарегистрировано 54,5 млн. автотранспортных средств. В связи с увеличением количества автотранспорта, увеличивается и количество совершаемых неосторожных преступлений, а именно дорожно-транспортных происшествий. Исходя из официальных данных Министерства внутренних дел Российской Федерации, около трети всех смертей от несчастных случаев связано с дорожно-транспортными происшествиями. Однако, согласно статистическим данным за последние 5 лет, количество ДТП на территории Российской Федерации значительно уменьшилось. Если в 2018 году произошло 168 099 дорожно-транспортных происшествий (в которых погибло 18 214 человек и ранено 21 4853 человек), то уже в 2023 году всего произошло 127 428 дорожно-транспортных происшествий (в которых погибло 13 938 человек и ранено 159 838 человек). Так, учитывая количество дел, возбужденных по факту нарушения правил движения и эксплуатации транспорта, по отношению к числу населения в Российской Федерации коэффициент преступности по делам данной категории в 2018 году составлял 69,2 %, а в 2023 году 46,8 %. Данные показатели являются результатом увеличения количества установленных на дорогах камер контроля скорости, пересечения перекрестков и разметок. Ужесточились и меры наказания за совершение преступления против безопасности движения. С целью устранения обстоятельств, способствовавших совершению преступлений в сфере безопасности дорожного движения и повышения уровня безопасности на дорогах, в компетентные организации, а именно: ГКУ «Дирекция по организации дорожного движения» и балансодержатели автомобильных дорог, направляются представления, в ответ на которые инспекторами ГИБДД принимаются меры по усилению контроля за соблюдением правил дорожного движения водителями. Руководителями служб рассматриваются места дислокаций патрулей и нарядов с целью их максимального приближения к аварийно-опасным участкам дороги. По результатам анализа дорожно-транспортной обстановки на местах совершения ДТП, в связи с внесением представлений, органами местного самоуправления вносятся предложения по устранению нарушений в организации дорожного движения (неисправность светофорных постов, отсутствие постоянных и временных дорожных знаков и т. д.).
Зачастую, самыми распространенными дорожно-транспортными происшествиями, повлекшими по неосторожности тяжкий вред здоровью или смерть, является наезд на пешехода на нерегулируемом пешеходном переходе, а также наезд на транспортное средство или столкновение с транспортным средством. Так, изучением бесконтактных дорожно-транспортных происшествий в теории уголовного права занимались Н. С. Алексеев [1], А. И. Коробеев [2], И. М. Тяжкова [4] и многие другие.
Уголовные дела, возбужденные вследствие бесконтактного дорожно-транспортного происшествия, — это те дела, где установлена обоюдная вина участников дорожно-транспортных происшествий, когда действия каждого из водителей по управлению транспортным средством находятся в прямой причинной связи с наступившими последствиями. В большинстве случаев такие дорожно-транспортные происшествия имеют место при проезде перекрестков, либо при попутном перестроении, когда один из водителей создает помеху для движения второму участнику, вынудив последнего применить экстренное торможение, либо необоснованный отворот рулевого колеса, в связи с чем, в действиях водителя, имеющего преимущественное право проезда, имеются нарушения п. п. 8.1, 10.1 ПДД РФ, а в действиях водителя, создающего помеху для движения, нарушение требований уступить дорогу (п.п. 8.4, 13.4 Приложения № 1 к ПДД РФ, дорожного знака 2.4 «Уступите дорогу» Приложения № 1 к ПДД РФ).
Также, по факту бесконтактных дорожно-транспортных происшествий, возбуждаются уголовные дела, в которых установлена вина одного из водителей, который создаёт помеху, совершая маневр поворота (перестроения) в непосредственной близости от попутно двигающихся транспортных средств, не убедившись в его безопасности в результате вынуждает второго участника применить экстренное торможение, из-за которого в салоне транспортного средства происходит падение пассажира.
В ходе расследования уголовных дел в сфере безопасности дорожного движения, где имеется обоюдная вина участников, следователями широко используются, в первую очередь, автотехнические судебные экспертизы, судебно-медицинские экспертизы, а также весь комплекс криминалистических судебных экспертиз, в том числе возможности генетической экспертизы для установления лица, которое управляло транспортным средством в момент дорожно-транспортного происшествия.
Распространено выполнение криминалистических экспертиз видеозаписей. Широкое применение имеет использование данных видеонаблюдения в рамках системы аппаратно-программного комплекса «Безопасный город».
При обнаружении дефектов дорожного покрытия либо ненадлежащей организации дорожного движения на участке события дорожно-транспортного происшествия проводятся автодорожные экспертизы, по результатам которых вносятся представления об устранении нарушений в компетентные организации.
Сложность в расследовании таких уголовных дел заключается в том, что следователю при проведении следственных действий, таких как: осмотр места ДТП; установление обстоятельств ДТП при допросе его участников и свидетелей; назначение судебных экспертиз, необходимо правильно установить причинно-следственную связь между деянием и наступившими последствиями. Так, проблема квалификации заключается в определении степени тяжести вреда, полученного при ДТП. Кроме того, необходимо установить посредством судебно-медицинских экспертиз состояние водителя на момент совершения ДТП, не находился ли он в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Скорость автомобиля тоже является одним из основных критериев при квалификации преступления, было ли со стороны водителя превышение допущенной нормы скоростного режима. Также, неправильный выбор дистанции автомобиля может являться ключевым фактором при квалификации. Для решения данных проблем необходимо разработать более четкие нормы права, где будут рассмотрены все возможные варианты, ввиду которых произошло дорожно-транспортное происшествие. В частности, внести дополнения в статью 264 УК РФ, а именно добавить ещё один пункт в часть 2, в котором будет указана информация о сопутствующих факторах, повлекших наступление ДТП — нарушение скоростного режима и нарушение дистанции.
Как правило, в бесконтактном дорожно-транспортном происшествии участвуют сразу несколько лиц. В таком случае, вина будет присуща каждому. Такой феномен обозначается, как «неосторожное сопричинение вреда» [3, с. 32].
Участник неосторожного преступления всегда будет нести наказание исходя из того, какие последствия наступили вследствие совершенного им преступного деяния [2, с. 131].
Таким образом, преступления, совершенные против безопасности движения, где присутствует обоюдная вина, являются распространенным феноменом в современном мире. Существует много причин дорожно-транспортных происшествий. Во-первых, это связано с тем, что у лиц, управляющих транспортным средством, имеется низкий уровень осведомленности о Правилах дорожного движения и отсутствует осознание противоправности своих деяний, а во-вторых, имеют место быть внешние факторы, такие как: громкая музыка в автомобиле, телефонный разговор, зажигание сигареты и курение, акцентирование внимания на различную рекламу — чтение билбордов и так далее. Также, стоит учитывать состояние дорожного полотна на момент совершения дорожно-транспортных происшествий. Вместе с тем, часто возникают ситуации, когда происходит внезапное появление пешехода вблизи полосы дорожного движения, такая ситуация вынуждает водителя применить экстренное торможение, тем самым, создавая угрозу для сзади идущего автомобиля. Изменения в законодательстве, в частности, предложенные выше, помогут улучшить ситуацию относительно дорожно-транспортных происшествий.
Литература:
- Алексеев Н. С. Транспортные преступления. Л., 1957. 270 с.
- Коробеев А. И. Транспортные преступления. СПб., 2003.
- Понятие взаимной вины в уголовном праве [Текст]: учеб. Пособие / А. О. Канашина. — Самара: Изд-во «Универс-групп», 2006. — 40 с.
- Тяжкова И. М. Неосторожные преступления с использованием источников повышенной опасности. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. 278 с.